Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 18:53, курсовая работа
Актуальность. Работа посвящена связи судьбы, творчества, мест пребывания Н. А. Некрасова в Костромском и Ярославском крае, Санкт – Петербурге и в других местах так как они сыграли в жизни поэта очень важную роль. Судьбу и личность каждого человека нельзя понять до конца вне судьбы его рода, его предков. Эта работа представляет собой своеобразный путеводитель по некрасовским местам России, где поэт черпал материал для многих своих произведений. Для современного туриста, на наш взгляд, избранная тема должна представлять большой интерес.
Введение..............................................................................................................3-3
Раздел I. Биография поэта……………………………..…………………....3 - 4
Раздел II. Места где бывал Некрасов
II.1 Ярославль и область…………………………………………………...9-10
II. 2 Усадьба Карабиха Ярославской области……………….…………..11-16
II. 3 Грешнёво, Абакумцево…………………………………………….…17-21
II. 4 Некрасовское и Красный Профинтерн………………………………21-22
II.5 Кострома и область……………………………………………………22-25
II.6 Мемориальный Музей-квартира Н. А. Некрасова в Петербурге……………………………………………………………………25-27
II.7 Домик в Чудовской Луке Новгородской области……………………27-30
Заключение………………………………………………………………….30-32
Список источников и литературы……………………………………….33-35
Приложения....................................................................................................36-40
В Ярославле сохранилось несколько старых зданий, связанных с именем Некрасова. В первую очередь дом, в котором помещалась губернская гимназия. Расположен он на углу Крестьянской и Революционной улиц; на фасаде — мемориальная доска с надписью: «Здесь учился великий русский поэт Н. А. Некрасов (1832—1837 гг.)»9.
Друг поэта Кузьма Ефимович Солнышков писал в своих воспоминаниях: «В Ярославле, в Пастуховской гостинице, Николай Алексеевич имел постоянно номер первый, останавливался в приезды в Ярославль в нем сам и, когда посылал кого-либо из усадьбы, тоже велел останавливаться там…». Имя Николая Петровича Пастухова известно многим ярославцам. Знаменитый промышленник рубежа XIX-XX вв., меценат, почетный гражданин города Ярославля. Ему принадлежали дома в центре города, которые до сих пор являются украшением Ярославля10. Проехав по этому маршруту мы сможем увидеть где учился и жил некрасов, а именно Ярославскую гимназию и дом, где жил с братом Андреем.
II. 2 Усадьба Карабиха Ярославской области
Государственный
литературно-мемориальный
Музей находится в 15 км от Ярославля по старому Московскому шоссе. Заповедник расположен на территории старинной русской усадьбы, в комплекс которой входят жилые и хозяйственные постройки, регулярный и пейзажный парки. Первыми владельцами усадьбы были князья Голицины. В начале 1860-х годов усадьбу покупает Николай Алексеевич Некрасов. Он провел здесь десять летних сезонов (1861-1875), написал поэмы «Русские женщины», «Современники», стихотворения «Орина, мать солдатская», «Каллистрат» и другие, работал над «Кому на Руси жить хорошо».
Много лет (более 60 лет) продолжались хлопоты о придании Карабихе статуса музея-заповедника: до последнего времени Карабиха была не самостоятельным музеем, а филиалом Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Есть номер ярославской газеты «Северный рабочий» 11 декабря 1927 года. «Перед Главнаукой возбуждается ходатайство об объявлении заповедниками бывшей Карабихской и Грешневской усадеб и парка», — читаем мы в заметке «К. 50-летию со дня смерти Некрасова»11. С тех пор было немало ходатайств, в конце 1987 г. Принято постановление Совета Министров РСФС'Р о создании Государственного литературно-мемориального музея заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха». В него вошли три зоны: музей-усадьба поэта в Карабихе, села Абакумцево и Грешнево и некрасовские места в Ярославле Усадьба Н. А. Некрасова «Карабиха», приобретенная им в 1861 году
для летнего отдыха. Хозяйственные заботы берёт на себя поселившийся с Н. А. Некрасовым его брат Фёдор Некрасов. 1861—1875 годы: здесь поэт живёт десять летних сезонов, и пишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», работает над «Кому на Руси жить хорошо». Сочиняет стихотворения «Орина, мать солдатская», «Каллистрат» и другие.
1875 год: Некрасов в последний
раз посещает свою усадьбу. Навещает
могилу матери в Аббакумцево,
осматривает основанную им
1918 год: усадьба национализирована
и отнесена к памятникам
5 декабря 1946 года: принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения». Ярославскому облисполкому было поручено реставрировать усадьбу «Карабиха» и организовать в ней мемориальный музей Н.А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея. 1 января 198 года музей-усадьба Н.А. Некрасова был преобразован в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» с филиалами в Абакумцево и Грешнево. Как результат, была произведена реставрация усадьбы, и в ней был организован мемориальный музей Н. А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея. И сразу же начались работы по ремонту и реставрации усадьбы. Перед сотрудниками музея то и дело возникали трудные, а порой, казалось, вовсе неразрешимые проблемы. При реставрации восточного флигеля, например, возник вопрос, какими обоями были оклеены комнаты Николая Алексеевича в 60—70-е годы прошлого века. Главный хранитель музея Сатеник И. В. Кропотливо обследовала все стены некрасовских комнат в надежде найти хоть клочок старых обоев, по образцу которого можно было бы заказать новые. Увы, поиски оказались напрасными — ни кусочка обоев ей так и не удалось отыскать. Тогда Великанова стала изучать воспоминания современников, бывавших у Некрасова в Карабихе, просматривать всевозможные старинные фотографии, рисунки, гравюры.
Однажды, перелистывая старый иллюстрированный журнал, она вспомнила, что невестка поэта Наталья Павловна Некрасова подробно описывала эти комнаты в своих воспоминаниях. По ее словам, обои в зале были белые с золотом, в кабинете — серые в зеленую полоску, а в столовой — под дуб. Однако более конкретных данных найти не удалось. Не помогли Великановой изучение и зарисовки картин и интерьеров мемориальных комнат той эпохи, которые она делала в музейных залах. Но вот кто-то подсказал ей обратиться в Управление художественной промышленности, к старейшему знатоку обоев А. П. Маркелову. Он привел Великанову в комнату, где хранилась коллекция альбомов с образцами русских обоев прошлого века, остановилась она на трех образцах. Маркелов справился по книгам и установил, что обои были сделаны на Московской обойной фабрике, некоторые валы сразу после войны были переданы Минской обойной фабрике. Пришлось заказ направить в Москву и Минск. Вскоре московские обои, были получены, а немного позднее поступил и минский заказ. В Карабиху пришло письмо от одного из руководителей обойной фабрики имени Воровского в Минске: «Считаю необходимым сообщить, что отправленные вам обои по багажной квитанции № 625316 изготовлены из сэкономленного сырья и материалов во внеурочное время и поэтому оплате не подлежат, а являются маленьким вкладом нашего коллектива в восстановление музея славного певца земли русской Н. А. Некрасова».
Для открытия музея, нужно было разыскивать и подлинные вещи поэта. Некоторые нашлись сравнительно быстро, других пришлось долго и трудно искать. У местного колхозника была обнаружена висевшая в некрасовском кабинете литография «Свадьба в Малороссии», в областном краеведческом музее — картина «Императрица. Елизавета с арапчонком». Часть мебели, столовое серебро, посуду и фотографии передала музею дочь Федора Алексеевича — Вера Федоровна Андреева-Некрасова и другие родственники поэта.
Однажды директор Карабихского музея А. Ф. Тарасов услыхал от одного из посетителей, будто поэт подарил проживавшему в деревне Макарово охотнику Николаю Андреевичу Осорину два ружья, рог и патронташ.Оказалось много Осориных, а какие из них приходились потомками Николаю Андреевичу Осорину — следовало выяснить. Ружьё несколько раз было перепродано, последний владелец Макеев согласился передать ружье в музей. Взамен ему купили новое, тульское. По определению специалистов, приобретенное музеем ружье выпущено не позже 1860 года. Это двустволка центрального боя бельгийской марки. Рядом с вновь найденным ружьем — французский штуцер с золотой монограммой «Н, Н.» на ложе. На затыльнике ружья надпись: «Любимый мой штуцер, меткими выстрелами из которого не раз на звериных охотах выручал я своих сподвижников и себя. Первоначально принадлежал поэту Н. Некрасову. Мною приобретен в 1878 году. М. В. Андриевский». Андриевский был известным егерем и заведовал царскими охотами. Впервые придя к Некрасову, никто и «…ни за что не, догадался бы, что это квартира литератора и к тому же певца народного горя, — вспоминал критик Скабичевский. — Скорее можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел: во всех комнатах стояли огромные шкафы, в которых вместо книг красовались штуцеры и винтовки; на шкафах вы видели чучела птиц и зверей. В приемной же комнате на видном месте между окнами стояла на задних лапах, опираясь на дубину, громадная медведица с двумя медвежатами, и хозяин с гордостью указывал на нее как на трофей одного из своих самых рискованных охотничьих подвигов»12.
Далеко не все вещи Некрасова, даже найденные, удалось вернуть в Карабиху. Например, две картины с изображением лошадей. Следует обратить внимание на фотографию деда, на которой он снят незадолго до смерти: Федор Алексеевич сидит в кресле-коляске в белой ночной рубашке, тяжелобольной. Справа, на стене, картина с изображением головы рысака в натуральную величину в резной овальной раме. В кабинете находилась и вторая картина, но в объектив фотоаппарата она не попала. Эти картины, по словам Александра Федоровича, были написаны по заказу поэта художником Н. Г. Сверчковым. Александру Федоровичу картины достались после смерти Федора Алексеевича. В начале двадцатых годов Александр Федорович вместе с семьей переехал из Петербурга в Калугу. Часть вещей, в том числе и картины, пришлось продать антиквару. С тех пор и затерялся след некрасовских картин. Лишь сорок с лишним лет спустя случай помог их обнаружить. Елена Александровна показала почтовую открытку, которую ей прислал кто-то из знакомых. На открытке была изображена голова лошади, удивительно напоминающая ту, что рассматривали на фотографии деда. На обороте открытки надпись: «Музеи Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства. Москва. Худ. Н. Г. Сверчков. Голова рысака (1865)».
В Карабихский музей Некрасова картины так и не были переданы: они находились в Музее коневодства. Карабиха была восстановлена почти в том же виде, в каком она была при Некрасове. Отремонтировали и реставрировали здания музея и сохранившиеся со времен Некрасова постройки, посадили новые деревья в парке, восстановили ограду и каменные ворота в начале дороги, ведущей от шоссе к музею, вычистили пруды, благоустроили территорию усадьбы, восстановили каскад «Гремиху». Незабываемое впечатление оставляет посещение Карабихи, и особенно флигеля Некрасова, где поэт работал над своими знаменитыми поэмами о декабристах. Посетители сюда приходят с особым чувством личной приобщенности к жизни поэта, ходят медленно, разговаривают шепотом. Да и не мудрено: здесь и конторка с начатой рукописью, и портреты, и безделушки на письменном столе в кабинете Николая Алексеевича, и ружья, висящие на стенке, и книги за стеклами старинных шкафов — создает впечатление, что поэт куда-то вышел на минутку и вот-вот появится.
1 января 1988 года: музей-усадьба Н. А.
Некрасова преобразуется в
В литературном отделе музея экспозиция. В десяти залах разместились полные комплекты и отдельные тома «Современника» и «Отечественных записок» — журналов, издававшихся – Некрасовым, книги поэта на языках народов СССР и переводы его книг, напечатанных за границей. Среди экспонатов прижизненные издания Некрасова, вещи, поступившие от его родных, фотографии того времени.
Любопытный документ — страничка из ревизских сказок на крепостных Алексея Сергеевича. Под № 5 числится некий Степан Федоров. В графе «откуда прибыл» написано: «Достался мне по наследству от умершего брата Дмитрия». А теперь заглянем в графу «возраст»: «Умер в 1821 году». Следовательно, досталась Алексею Сергеевичу не вычеркнутая из ревизской сказки «мертвая душа», одна из тех, которых с таким упорством искал гоголевский Чичиков. Если бы он заехал к Некрасова – отцу, то, наверное, смог бы у него купить до двух десятков «мертвых душ»: одиннадцать у него было своих, а девять досталось в наследство от брата.
Местные достопримечательности: Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник; Ярославский художественный музей ; Лысая гора; «Ростовский Кремль». Побывав в этих местах мы сможем увидеть приобретённые усадьбы Н.А. Некрасовым, увидеть творчество поэта в Карабихе, а так же его семью и окружение.
II.3 Грешнёво, Абакумцево
С начала XVIII века дворянский род Некрасовых оказался неразрывно связан с селением (деревней, позднее сельцом) Грешнево в Ярославском уезде, которое стояло на дороге, издавна связывающей по левому берегу Волги города Кострому и Ярославль.
В Грешневе Некрасовым
Неподалеку от «музыкантской» был участок старого Ярославско-Костромского лугового тракта, усадебный пруд, липовые аллеи и кедр, посаженные во второй половине XIX века.
Село Аббакумцево, где находится могила матери поэта. Поэтическое описание аббакумцевского пруда дано Некрасовым в начале второй главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо »:
День жаркий. Под березками
Крестьяне пробираются,
Гуторят меж собой…
Прошли село, увидели
В зеленой раме зеркало:
С краями полный пруд13.
Об Аббакумцеве Некрасов говорит и в «Рыцаре на час», одном из самых замечательных стихотворений, посвященных женщине-матери. Елена Андреевна оказала огромное влияние на сына, который вспоминал о ней в своих стихах до последних дней жизни. Самое святое, что было в жизни Некрасова – это, конечно, мать. Недаром в его произведениях слова «Родина», «мать», «муза» зачастую однозначны. Некрасов расстался с матерью шестнадцатилетним юношей. Он уехал в Петербург и побывал в родительском доме только через 4 года. В Грешнево Николай Алексеевич вернулся в начале августа 1841 года, но не застал мать в живых. Елена Андреевна умерла внезапно.
У той плиты, где ты лежишь, родная,
Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мог еше увидеться с тобой,
И опоздал!..14.
Здесь находится церковь с куполами церкви Петра и Павла. Небольшой участок дороги, ответвляющийся от основного тракта в сторону Аббакумцева, называют в народе лощенковским. Он был проложен в 1978 году – в год 150-летия со дня рождения Некрасова – по инициативе секретаря обкома партии Федора Ивановича Лощенкова. Под сенью столетних лип разрушается единственное сохранившееся со времен Некрасова здание – музыкантская.
Ярославцы к восьмидесятилетию со дня кончины поэта ему поставили памятник. Он возвышается на берегу Волги, в начале Первомайского бульвара. Место для памятника выбрано очень удачно. На высоком постаменте, как живой, стоит Николай Алексеевич и смотрит на любимую им Волгу. А внизу, за чугунной оградой набережной, под крутым берегом плывут по матушке-Волге не деревянные баржи и колесные пароходики, а белоснежные трехпалубные теплоходы. Вдали, на левом берегу реки, тонут в зелени домики бывшей Тверицкой слободы.