Иван Федоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:22, реферат

Краткое описание

Когда на Руси появилась первая печатная книга? Она появилась 1 марта 1564 года в Москве в государственной типографии, которую основал Иван IV и которую возглавил русский первопечатник Иван Федоров. Полное название книги Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания, но более известно ее краткое название «Апостол».

Содержание

Введение
. Иван Федоров
.1. Жизнь Ивана Федорова
.2. Печатное дело
.3. Полиграфическая техника
. Первые книги
.1 Апостол
.2 Часовник
.3 Букварь
.4 Второе издание букваря Ивана Федорова
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Иван Фёдоров.docx

— 52.76 Кб (Скачать документ)

 

маца (кожаный мешочек, набитый  шерстью или конским волосом, с рукоятью для набивки краски на литеры) - mazza;

 

тимпан (четырехугольная  рама при станке, которую обтягивали пергаменом и накладывали на нее  печатный лист) - timpano;

 

штанба (книгопечатное заведение) - stampa.

Среди типографских терминов того времени встречается только одно немецкое слово - друкарня (типография). Оно было занесено на Русь из юго-западных полиграфических мастерских. Эти же термины использовались во всех европейских типографиях

Единственным источником сведений о станке Федорова является, пожалуй, только опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: "типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, …большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры". Можно заключить, что размер его был сравнительно небольшой, поскольку указанный вес всех медных деталей в сумме составляет примерно 104 кг.

Самая ранняя сохранившаяся  документация Московского печатного  двора относится к первой половине XVII в. Важнейшими свидетельствами используемой полиграфической техники первой русской типографии являются сами федоровские  издания. Учитывая с большой долей  вероятности тот факт, что оборудование и приемы не менялись, по крайней  мере, в течение 100 лет после смерти великого мастера, ученые смогли реконструировать шрифты, очертания форм для иллюстраций, приемы набора, верстки и печати, а также технику переплета  русских первопечатных книг.

Итак, количество шрифтов, находящихся  в распоряжении Анонимной типографии равнялось 5. В самом первом из них, для набора узкошрифтного Четвероевангелия 1553 г., литеры отливались вместе с надстрочными знаками. Этот прием заимствован из Западной Европы. Начиная со следующего издания - Триоди постной 1555 г. - буквы и надстрочные знаки уже отливали отдельно (историки считают это косвенным свидетельством появления в Анонимной типографии Ивана Федорова).

Сам же Москвитин в своей  работе применял 6 шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Позже, в Остроге, Федоров отлил еще два увеличенных его размера и греческий шрифт в двух кеглях.

Все рисунки для шрифтов  и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже  обязанностью граверов-резцов. Дело это  было очень трудоемкое - для подготовки пуансонов всего шрифта требовалось  несколько месяцев. На печатном дворе  строго следили за тем, чтобы рука у резца была твердой.

Ударом молотка вдавливая торец пуансона с буквой в медный брусок, получали матрицы для отливки литер. Только опытный мастер мог рассчитать силу удара, чтобы углубление было везде одинаковым.

 

 

 

В XVI-XVII в.в. секрет типографского сплава русским печатникам был еще не известен, поэтому шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.

Для получения книжных  иллюстраций и орнаментов гравировали  деревянные доски, чаще всего из грушевого  дерева. Пилить его на доски нужно  было обязательно вдоль ствола. Рисунок  для резьбы составляли знаменщики (художники, расписывающие красками и золотом  парадные издания). Вырезание зеркального изображения на доске называлось "обронной " резьбой.Изготовить доску для одной гравюры удавалось лишь за 2-3 месяца.

На первых порах при  печатном стане работали два человека - батырщик и тередорщик. Совершенно очевидно, что в процессе создания первых московских изданий Федоров и Мстиславец делили эти должности между собой.

Черную краску для набивки  варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Самым  сложным процессом как раз  и была двухцветная печать. В анонимных  изданиях применялась московская техника  печати за один проход. При этом всю  форму покрывали черной краской, а с литер, предназначенных для  красных отпечатков, ее аккуратно  стирали, и кисточкой наносили киноварь. Позже перешли к двухпроходной  печати сначала с двух разных форм, а затем с одной. Все федоровские  издания напечатаны последним способом.

Перед печатью бумагу увлажняли  на мокрой ткани, помогая ей лучше  воспринимать краску.

Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком, не допуская увеличения толщины у корешка. Все собранные  вместе тетради выравнивали в  тисках, после чего обрезали. В парадных изданиях (для подношение царю или патриарху) обрез золотили или окрашивали краской. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Как правило, в ход шли кожи телячьи или овечьи, реже конские и козьи.

Кожаный переплет нередко  украшали тиснением с помощью  специального штампа.

Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. Именно эти  застежки и помогали продлить жизнь  произведениям полиграфического искусства.

За исключением поворота винта станка для прижатия печатного  листа к форме все операции делались вручную. А ведь была еще  редакторская, корректорская, литературная и художественная работа! Какой же титанический труд вкладывали первопечатники в свое произведение! Изо дня в  день в течение года самоотверженно продвигались они к воплощению своего дерзновенного замысла. Помогали им в этом не только талант, но и высокая  сила духа.

 

2. Первые книги

2.1 «Деяния Апостолов» (1564 г.)

Первопечатники действительно  создали модель, ставшей основой  для последующих изданий русских  мастеров-типографов. Блоки текста на странице имеют 25 строк, причем все  строки выровнены по правому краю. Что удивительно, такие блоки (21 х 14 см) почти совпадают с размером современной страницы А4. Размер шрифта, его легкий полууставный наклон вправо, длина строки, расстояние между строками - все удобно для движения глаз и создает комфорт при чтении. По всем правилам подготовки типографского издания Апостол снабжен колонтитулами, подстрочными и надстрочными ссылками. Книга печаталась двумя красками. Однако в знаменитом федоровском орнаменте заставок из виноградных листьев и шишек, разработанном на основе растительных орнаментов рукописной книги, использован только черный цвет. Сплетающиеся листья, создавая ощущение объема, выглядят не менее нарядными, чем многоцветные. Талантливый типограф тонко чувствовал красоту и изящество черно-белого изображения.

Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, мастер закрепил в книжной графике так называемый старопечатный стиль. Нужно заметить, что при этом орнаменты в книгах Федорова всегда имеют служебное назначение: они не вытесняют текст на второй план, а, напротив, выделяют и украшают его, привлекая внимание читателя. Не менее замечательна миниатюра, по традиции включающаяся в издания такого рода. В древнерусских апостолах обычно изображался автор за написанием книги. Апостол же Лука у Федорова не пишет, а держит книгу в руках. Фигура евангелиста не имеет никакого фона - она будто парит в воздухе. Письменные принадлежности оставлены в стороне на столике. А книгу держит не писец, а печатник. Таким приемом художник увековечил память о себе, как о первом создателе русской печатной книги.Безусловно, самая первая печатная книга не могла быть совершенна. По некоторым ошибкам в нумерации страниц можно предположить, что условия в типографии были нелегкими. Вероятно, приходилось разбирать набор для высвобождения шрифта под следующие тексты.

 

2.2 Часовник (1565 г.)

Это карманное издание - сборник  молитв, по которому вели богослужение и обучали грамоте детей. Часовник и буквари Ивана Федорова были уже типами массовой и учебной книги. Пользовались они большим спросом и зачитывались до дыр, поэтому выдерживали не одно издание. Надо сказать, что тягу к созданию книг для обучения Москвитин сохранил до конца своей жизни. Поиски типа книги первопечатник продолжил впоследствии и на Украине. В частности, не характерным для типографа явился алфавитно-предметный указатель "Собрание вещей нужнейших вкратце, скораго ради обретения в книзе новаго Завета по словесам азбуки" (1580 г.), который можно считать и первым в истории русской словесности сборником оризмов.

 

2.3 Букварь (1574 г.)

Самый первый букварь напечатан  Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в  мире существует единственный экземпляр  этой книги, который на счастье прекрасно  сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир  увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал  из Парижского собрания С.П. Дягилева.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще  и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что  соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - аз = бра). Здесь аз, буки, рцы - буквы кириллического алфавита.

Дальше идут три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики.

В раздел "А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии" автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с "б". Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити.

Раздел "По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная" дает сведения об ударениях и "придыханиях" в словах. А раздел "По ортографии" содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно (под знаком "титло" - надстрочным значком, означающим пропуск букв).

Азбука заканчивается  акростихом. В азбучном акростихе (греч. "край строки"), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря  целиком посвящена материалу  для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые  как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г. Львова и издательский знак первопечатника.

Иван Федоров сам тщательно  подбирал материал для включения  в свой первый букварь. В послесловии  о своей роли составителя он написал: "еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения". Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе".

 

 

Первые ростки гуманистической  педагогики были для средневековой  Руси безусловным новаторством. А  скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки  обычной азбуки, и явилась началом  целой эпохи, которую изучает  букваристика.

 

2.4 Второе издание  букваря Ивана Федорова (1578 г.)

"Книжка по-греческия "Алфа Вита", а по русскии "Аз Буки", перваго ради научения детьскаго", выпущена в 1578 г. в г. Остроге. Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник - выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. Азбуку так и называют - Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам - в Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г. Готы (Германия).

Книга богаче украшена. Помимо заставок и концовок здесь уже  появились заголовки, выполненные  вязью, а также буквицы - первые буквы  абзаца высотой в одну или несколько  строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов  включает и греческие. В то же время  нумерация параграфов и кириллические  числа в конце страницы убраны.

Но самое замечательное  отличие этой азбуки в том, что  в конце ее Иван Федоров впервые  опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это "Сказание, како состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык", созданное в IX в. Черноризцем Храбром.

Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена по его словам тому, чтобы "по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу". Острожская азбука еще раз подтверждает это - где бы Москвитин ни основывал  типографию, везде издавал книги  для обучения чтению и письму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Красной нитью через все  послесловия проходит тема просвещения, пускай и "божественного". "Божественное слово" у Москвитина ассоциируется  с книгой. К 80-м годам XX в. ученые насчитывали  свыше 500 экземпляров 12 изданий великого русского просветителя. Многие из них  сегодня хранятся в музеях и частных  коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, Киева и  Львова, а также - в Польше (Варшаве  и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США. До сих пор поражают они современников своим высочайшим художественным совершенством. Жизнь  его была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и  достигнутым необыкновенным результатам. Беззаветный труд, сопряженный с  постоянными неудачами и переездами, мучительные и упорные поиски технических и художественных приемов, филологические, корректорские, писательские и педагогические разыскания ставят Ивана Федорова не только на место  выдающегося техника-полиграфиста. Этот человек русский был и  остается в памяти всех людей грамотных  просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI в.

Информация о работе Иван Федоров