История литературы Китая ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является характеристика и анализ литературы Китая ХХ века, его освещение в литературной критике. Цель обуславливает следующие задачи:
1) Проработать критическую литературу по теме курсовой работы;
2) Дать характеристику литературного процесса ХХ века;
3) Выявить специфические черты реализма и проанализировать творчество известных авторов указанного периода.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДТ.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее яркие  имена этого направления Юй Дафу, Чэн Фанъу, Чжан Цзьшин и ряд молодых поэтов и писателей, живших и учившихся в Японии.

Я проклинаю  тебя Вселенная:

Ты - эшафот, забрызганный кровью,

Темница, полная горя и скорби,

Могила, где медленно гниют трупы,

Ад, где вопят  и пляшут черти

(Го Можо, пер. А. Гитовича)

Революция 1925-1927 гг. способствовала дальнейшему развитию литературы. Литературный процесс в  Китае не избежал острой, бескомпромиссной борьбы. Лу Синь в своих статьях («Литература революционной эпохи», «Литература и революция» и др.) выступил за признание классового характера литературы и будучи популяризатором советской литературы, снискал в советском литературоведении эпитеты, «основоположник китайского социалистического реализма», «китайский Горький». Неизвестно, чем могла бы закончиться литературная судьба Лу Синя (о его творчестве речь ниже), - отца китайского соцреализма, если бы он не скончался в 1936 году.

Но  реалистический художественный метод  в Китае 20-х гг. объединил в своих рядах поистине талантливых, всемирно признанных писателей, практически все эти имена представлены в русских переводах, таких как Ху Фэн, Дин Лин, Фэн Сюэфэн, Ба Цзинь, Чжао Шули, Чжан Тяньи, Ху Епинь, Инь Фу и многих других.

Процесс формирования критического реализма в условиях 30-х гг. отличался особой сложностью: слабая центральная власть Гоминьдана, региональные «автономии», рост влияния коммунистической партии Китая (основана в 1919 г. Ли Дачжао и десятком единомышленников, представлявших небольшие кружки, общей численностью около 200 человек - это со всего многомиллионного Китая!), обладавшей реальной властью в так называемых «освобожденных (красных) районах Китая», начавшаяся японская агрессия.

В 1930 г. была образована Лига левых писателей при безусловном лидерстве Лу Синя (Шанхай), куда вошло более 50 человек, в прошлом членов различных литературных объединений («общество изучения литературы», «Творчество», «Солнце»). Имена их уже достаточно хорошо известны в литературном мире: Лу Синь, Мао Дунь, Ху Епинь, Жоу Ши, Дин Лин, Е Шэнтао, Тянь Хань, Инь Фу, Юй Дафу, Чэн Найнао, Ся Янь, Цянь Синчунь. В 1931-1933 гг. в Лиге активно сотрудничал Цюй Цюбо.

Цели  и задачи, как указывалось в  программе Лиги заключались в  том, что «деятели литературы и искусства должны стоять на передовых позициях эпохи; они должны взять на себя миссию борьбы за прогресс человеческого общества и уничтожение всего реакционного, консервативного».

Лига  издавала журналы «Большая медведица», «Пионер», «Система», «Партизан», «Ростки» и другие. Названия их часто менялись (по конспиративным соображениям), но выходили регулярно.

Ряды писателей  несли физические потери от гоминьдановской  охранки: Инь Фу (1909-1931), Ху Епинь (1906-1931, муж Дин Лин) сотоварищи. В творчестве этих совсем еще молодых литераторов четко прослеживалась одна тема - судьба молодого поколения Китая, его будущее.

1.4. Литература антияпонского сопротивления 1930-1945 гг.

В сентябре 1931 г. японцы захватили Шэньян, а в марте 1933 г. объявили о создании на северо-востоке Китая «независимого государства Маньчжоу го». Чан Кайши и возглавляемое им Гоминьдановское правительство достаточно вяло отнеслись к этому - гораздо больше усилия их были направлены на борьбу с внутренними врагами, теми же коммунистами в лице Красной Армии Китая и освобожденных районов.

Обострение  политической ситуации побуждает патриотично  настроенных литераторов Лиги новых писателей распустить ее (1936) и создать более широкий союз работников литературы и искусства Китая по отпору врагу.

Писатели, поэты, драматурги, вся творческая интеллигенция объединилась в едином патриотическом порыве. Даже Гоминьдан и КПК решили выступить единым фронтом. По разному выражался «отпор» японским захватчикам: рассказы, скетчи, стихи, памфлеты. Каждый вносил свою лепту: известный на всю страну актер пекинской оперы Мэй Ланьфан в знак протеста отпустил усы. Это может вызвать улыбку, но амплуа актера - женские роли, а в традиционном театре все роли исполнялись мужчинами, тогда можно понять гражданский подвиг Мэй Ланьфана - этот акт не позволил более актеру выступать в театре, а, следовательно, зарабатывать себе на жизнь.

Персоналии. Лу Синь (1881-1936) - автор многих повестей и рассказов, многое из его творческого  наследия переведено на русский язык, например в серии «Библиотека Всемирной Литературы» (БВЛ, М., 1971). Это повесть «Былое», сборник «Клич»(1918-1922) куда вошли такие рассказы как «Записки чертой свободного стиха было произвольное количество слогов в строке, строк в строфе, свобода в выборе ритма, возможной рифмы.

Широкое распространение  получил жанр «сяоши» - «короткое стихотворение» (и сейчас едва ли не самая популярная форма), что также было вызвано необходимостью: в стремительном водовороте событий человек редко мог остановить свой взор на величественной поэме.

Среди ярких  поэтических имен тех лет возвышается  фигура Ай Цина (1910-) - целая эпоха в истории китайской поэзии новейшего времени, критик, теоретик стиха. Поэт предпочитал верлибр, но не чурался и строгой ритмики традиционных классических жанров.

Очень близко Ай Цину творчество Маяковского, порой даже рисунок иероглифического письма стихотворения представлял собой «лесенку» Маяковского.

Многие  поэты этого периода приняли  новую власть в 1949 г. и с головой окунулись в строительство нового общества, наивно надеясь на полную свободу творчества и суждений.

Драматургия во всей истории Китая всегда получала особый импульс в годы невзгод, вспомним хотя бы юаньскую драму, расцвет которой  пришелся на монгольское завоевание, когда основной темой стали призыв к освобождению Родины (пусть чаще всего и в завуалированной форме), патриотизм.

Театральные общества того времени («Народный театр», «Пекинский экспериментальный театр», «Новый Китай», «Южное царство») все свои усилия направляли прежде всего антияпонскому направлению, это время становления театра. Появились пьесы таких драматургов, как Тянь Хань, Юйцянь, Хун Шэнь, Го Можо, Цай Юй, имена которых стали известны всей стране и пьесы которых еще долгие годы не сходили со сцены еще и в 50-е годы.

Успехи новой  поэзии были значительно скромнее. Первые попытки создать новые  стихотворные формы предпринял Ху Ши. Вслед за Ху Ши большинство поэтов того времени стали писать свободным размером, пытаясь добиться как можно большей музыкальности и смысловой насыщенности, даже экстравагантности стиха, но откровенно экспериментальный характер их творчества, отсутствие поэтической традиции, в которую вписывались бы эти произведении, делало такие поэтические опыты малопонятными для широкой публики. Наибольшей известностью среди поэтов того времени пользовались Го Можо, Сю Чжимо и Вэнь Идо, писавшие в духе романтической и символистской поэзии Запада. Немалое место в поэтической продукции тех лет занимали переводы европейских поэтов.

Глава II. Вторая половина ХХ века.

2.1. Литература "эпохи" Маоцзэдуна (1949-1976 гг.)

Война с Японией  и последовавшая за ней гражданская  война заставили литераторов  тратить свои силы на решение не столько творческих, сколько политических задач, так что 40-е годы в Китае не отмечены появлением значительных литературных произведений. Победа же КПК в гражданской войне привела к подчинению литературы нормам и целям «социалистического строительства». Литературное наследие большинства деятелей «Движения 4 мая» подверглось официальному осуждению вследствие его чрезмерного индивидуализма и сентиментальности, многие писатели старшего поколения, среди них Шэнь Цунвэнь, Тянь Хань, Ху Фэн, Дин Лин, Дэн То, Лао Шэ, Ба Цзинь и др., лишились возможности печататься или подверглись репрессиям. Особенно тяжелый удар по творческой интеллигенции нанесла «культурная революция», когда вся литература, рожденная «Движением 4 мая», была объявлена «злом». Одновременно в новой, ультрареволюционной прозе, как ни странно, возродились многие черты, свойственные литературе старого Китая, но чуждые литературным принципам «Движения 4 мая»: схематизм сюжета и условность характеров, отказ от индивидуального стиля, стремление развлечь читателя, утверждение неизбежности морального воздаяния и незыблемости существующего порядка.

Литература  после 1949 года и до 1976, которую условно  можно назвать «литературой эпохи  Мао», не дала каких-либо ярких новых  имён. Писатели и поэты литературы антияпонского сопротивления органически вошли в литературный процесс «нового» Китая, но судьба практически всех сложилась весьма и весьма печально.

Литература первых лет КНР была посвящена таким проблемам, как перемены в деревне, раскрепощение широких масс крестьянства (Чжао Шули «Деревня Саньливань»), национально-освободительная борьба китайского народа (Ду Пэньчэн «Отстоим Яньань», Лю Цин «Несокрушимая стена»). Она буквально наполнена высоким гражданским звучанием, мажорным настроением, воспеванием ратных и трудовых подвигов своих соотечественников. В то же время поступательное движение литературы и искусства в начале 50-х гг. неоднократно тормозилась различными идеологическими кампаниями. Некоторая корректировка в отношении КПК к культуре проявилась в провозглашении курса «пусть расцветают все цветы, пусть соперничают все ученые», однако буквально через год кампания по критике «буржуазных элементов» привела к его ограничению и по существу упразднению. Пострадало значительное количество, как творческой молодежи, так и известных литераторов, среди которых были Дин Лин, Ай Цин и многие другие.

Чего  стоили кампании 50-х годов, в которые  активно вовлекались деятели  культуры, деятели литературы! Китайский  император Яо Вэнюнь обласканный, а  скорее всего запуганный властью, в 1966 на страницах официального органа КПК «Жэньминь жибао» говорит о пяти крупных кампаниях - непосредственно предшествовавших в 50-е годы «культурной революции».

Первая кампания развернулась уже летом 1951 года и  связана с выходом на экран  кинофильма «Жизнь У Сюня». Цель дискуссия, как указывалось в передовой статье той же центральной газеты, «выявить принципиальные различия между революционерами и защитниками феодальных порядков; между передовой демократией и реформизмом; между отсталыми, отрицательными, реакционными и прогрессивными, положительными революционными факторами в национальных традициях».

Остальные кампании отличались разве что лозунгами, преследовалась же только одна цель - задушить всякое свободомыслие, всякую критику  правящего режима. Глаза же литераторов на всю действительность открылись не сразу.

Вторая, более  жуткая и широкая кампания началась в ноябре 1954 года и продолжалась свыше года. Идеологическая основа - критика взглядов Ху Ши и его  идейного последователя в рядах  литераторов КНР профессора Юй Пинбо, занимавшегося как ученый проблемами средневековой литературы, в частности романом «Сон в красном тереме». Результат кампании - восемь томов «Избранных материалов» изрядного окололитературного и окололитературоведческого хлама.

Третья кампания и хронологически и идейно тесно  примыкает ко второй и связана  с именем писателя Ху Фэна, имя которого в новых кругах было известно еще  в 30-е годы, и его самого несмотря на его здравие, в общем-то, политические взгляды (но крамольные по тем временам ) называли «беспартийным большевиком». В разгар второй кампании он осмелился выступить, воспользовавшись увлечением редакции «Вэньи бао» критикой Юй Пинбо, с резкими суждениями о тогдашней литературной политике и в результате «удостоился» целой кампании - одна кампания, плавно переросла в другую, цель же фактически оставалась прежней - строгий контроль со стороны КПК за литературным процессом, т. е. за литераторами.

Всего лишь два  года, насыщенных важнейшими событиями  внутри Китая и на международной арене, отделяют от третьей четвертую кампанию. Это знаменитая и наиболее известная в истории китайской литературы новейшего периода кампания «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Разгоревшаяся дискуссия (в который раз литераторы вновь поверили в возможность обновления и вновь оказались обмануты, на этот раз -окончательно!) «спущения» сверху, призывала всех литераторов и деятелей культуры и науки высказаться по вопросам свободного творчества, обсудить проблемы творческого соперничества различных методов, форм и стилей в литературе и искусстве и различных школ и направлений в науке. Властями была обещана отмена всех административных ограничений в области культуры и науки. Индульгенция была выдана. Но не надолго.

На первых порах  новый курс даже способствовал развитию положительных явлений в литературе: оживилась литературная жизнь, на страницах литературных журналов появлялись новые имена, публиковались выступления литераторов по тем или иным вопросам литературы, печаталась информация о зарубежной литературе, даже появились малочисленные переводы.

Политическая  кампания по «борьбе с правыми», начавшаяся в июне 1957 г., самым непосредственным образом ударила по литературе, культуре, науке. Когда расцветают цветы, неизбежно  появление сорняков - их следует прополоть! Многие литераторы были объявлены правыми элементами, обвинены в создании антипартийной группы. Особенно досталось поэту Ай Цину, писательнице Дин Лин, критикам Фэн Сюэфэну, Чэнь Цися и другим.

Многие из них  не «дожидаясь» «времен культурной революции» оказались буквально уничтожены, раздавлены морально, так и никогда не поднявшись вновь - они так и вошли в историю китайской литературы, как выдающиеся деятели литературы 30-50-х гг.

В 60-х.г. им уже  не было места, да и у кого оно  было? Кто не был раздавлен кампаниями 50-х, оказался под мощными жерновами «культурной революции». Печальная судьба ожидала многих, известно, например, что Лао Шэ, не вы неся страданий, покончил жизнь самоубийством (по иной версии был просто забит хунвэйбинами).

Информация о работе История литературы Китая ХХ века