НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВЕ
- В результате огосударствления деятельность частных и кооперативных издательств резко сократилась. Так если в 1918 г. их продукция по числу изданий состав-ляла 57,6%, а по тиражу 39,5% от общего выпуска, то в 1920 г. ее удельный вес сократился соответственно до 4,9% и 2,9%.
- С переходом к новой экономической политике нача-лось оживление в книжном деле. Сохраняя монопо-лию на выпуск учебников, произведений классиков, литературу общественно-полит. тематики, государ-ство предоставило частным издательствам возмож-ность издавать книги по искусству, педагогике, меди-цине, а также художественную, детскую и научную литературу.
- На 01.02.1923 из 344 действовавших в стране изда-тельств насчитывалось 180 частных, 12 кооператив-ных и 1 инопартийное. Остальные относились к пар-тийно-государственному сектору.
- В 1925 продукция отечественных издательств дости-гла довоенного уровня, а в 1927 г. этот уровень был превышен более чем в 1,5 раза.
- Заметно возрос среднестатистический уровень приобретения книг: с 1,5 экз. в 1927 г. до 5,1 экз. в 1931 г.
КОНЕЦ НЭПА – НАЧАЛО «ВЕЛИКОГО
ПЕРЕЛОМА»
- Происшедшие преобразования в экономике и структуре издательской системы неизбежно вели к централизации книжного дела. В результате серии промежуточных преобразований в начале 1930-х гг. было создано Объединение государственных книжно-журнальных издательств РСФСР (ОГИЗ). Внутри него были созданы крупные отраслевые издательства во главе с соответствующими редак-циями: Учпедгиз, Соцэкгиз, Гостехиздат, Сельхоз-издат, Воениздат, Детюниздат, Музгиз, ГИХЛ, и т.д.
- Созданием ОГИЗА завершился процесс государст-венной монополизации книжного дела. С одной стороны ликвидировалось частное и кооператив-ное книгоиздательство, с другой – сокращалось чи-сло государственных издательств. Возврат к госу-дарственной монополии в издательском деле озна-чал переход страны к административно-распреде-лительной системе, установления тоталитарного контроля еще в одной области культурного строи-тельства.
- Реорганизация книжного дела имела негативные последствия. Резко сократилось книгопроизвод-ство. По СССР число изданий в 1940 сравнительно с 1931 уменьшилось примерно на 18%, а тираж на 46%. Но наиболее ощутимый урон понесло региональное книгоиздание.
3
Члены Временного комитета Государственной
думы. Сидят (слева направо): Г. Е. Львов, В. А. Ржевский, С. И. Шидловский, М. В. Родзянко. Стоят: В. В. Шульгин, И. И. Дмитрюков, Б. А. Энгельгардт (комендант петроградского
гарнизона), А. Ф. Керенский, М. А. Караулов