Франциск Скорина - белорусский и восточнославянский первопечатник, просветитель, гуманист и ученый эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:09, реферат

Краткое описание

Скорина Франциск Лукич (белор. Скарына Францыск (Францішак) Лукіч ) - выдающийся деятель белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания. Учёный, писатель, переводчик, художник, доктор философии и медицины, поэт и просветитель. Скорина родился в "славном месте Полоцке", в купеческой семье. Точная дата его рождения неизвестна. Исследователь Геннадий Лебедев, опираясь на труды польских и чешских учёных, полагал, что Скорина родился около 1482 г., однако большинство исследователей считает, что Скорина родился в 1490 году - именно этот год послужил отправной точкой для объявления ЮНЕСКО 1990 года годом Скорины в честь 500-летия со дня его рождения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.69 Кб (Скачать документ)

Скорина становится домашним врачом и секретарём виленского католического епископа Яна почти десять лет совмещает эти две должности. Одновременно Скорина занимается издательской деятельностью и совместно с братом торговлей. Епископ виленский был внебрачным королевским сыном, отличался консерватизмом и религиозной фанатичностью. По его наговорам польский король издал несколько эдиктов, которые ограничивали традиционную веротерпимость и свободу вероисповедания в Великом княжестве Литовском и предоставляли привилегии католикам. В этих условиях было трудно возобновлять книгопечатание. К тому же на Скорину подали в суд варшавские кредиторы покойного брата: зажиточные купцы-иудеи стали требовать от него уплаты долгов брата. В феврале 1532 они добились королевского декрета об аресте Скорины, и он около 10 недель находился в познанской тюрьме. За Скорину заступился его племянник Роман: он добился аудиенции у короля Сигизмунда I и доказал ему, что Скорина не имел прямого отношения к делам своего брата. 24 мая 1532 король приказал освободить

4

Скорину и выдал ему охранную грамоту: "Пусть никто кроме нас и наследников наших, не имеет права привлекать его к суду и судить, какой бы не была значительной или незначительной причина его вызова в суд...".

Освободившись, Скорина возбудил судебное дело против своих обидчиков, требуя компенсации потерь, понесённых им в результате несправедливого ареста и лишения свободы. Неизвестно, выиграл ли он это дело, и помогла ли ему в этом королевская грамота.

В середине 1530-х г. Скорина занимает должность медика и садовника чешского короля Фердинанда I Габсбурга в королевском замке на Градчанах. Новая должность выглядела повышением в ранге недавнего врача и секретаря виленского епископа. Чешские исследователи и некоторые иностранные историки архитектуры опровергают версию о занятии Скорины садоводством. Они полагают, что "сад на Граде" был заложен приглашенными из Италии Джованни Спацио и Франческо Бонафорде. Версию о садовнической деятельности Скорины могла породить близость по созвучию и написанию имён Франциск и Франческо. При этом ссылаются на переписку Фердинанда I с Богемской палатой, в которой упоминается "мастер Франциск", "итальянский садовник", получивший расчёт и уехавший из Праги около 1539 г. Нельзя исключать возможность совмещения Скориной должностей медика и садовника после отъезда Франческо Бонафорде. По некоторым архивным данным Скорина в Праге специализировался на разведении цитрусовых и трав для врачевания, готовить собственные лекарства из растений ботанического сада и лечить коронованных особ.

Пражские годы жизни Скорины прошли относительно спокойно. Он оставался в Праге до самой смерти, точная дата которой также не установлена. Большинство учёных предполагают, что Скорина скончался не позднее 29.1.1552. Документы, которые сохранились, дают возможность предполагать, что учёный-медик имел в Праге имущество, которое в качестве наследства перешло после его смерти сыну Симеону, о чём свидетельствует акт от 29.1. 1552 чешского короля Фердинанда I Габсбурга о юридическом праве сына на имущество отца.

Скорина - учёный и просветитель - был не только сыном своего времени, но, прежде всего, сыном родного края. Ренессансные новшества он принимал осторожно, держа курс на просвещение. Умел быть рассудительным и сдержанным, памятуя, что его дело и замыслы осуществляются в русле патриархально-христианской традиции, которая прочно господствовала на родине. Мировоззрение Скорины несло в себе свойственную гуманистам идею морального совершенствования общества и человека. Он первый в истории белорусской общественной мысли принял на себя тяжесть соединить сознание своих земляков с общечеловеческой сокровищницей нравственных ценностей, в которую входили библейско-христианские легенды и античные мифы, философские учения, кодексы законов и обычаи. Все предисловия и послесловия к его изданиям можно считать аллегориями, в которых вместе с прямым просветительским содержанием разворачивается содержание иносказательное, подтекст - цепь намёков на то, как нужно воспринимать родную историю и современную общественную жизнь на канве эллинско-библейского канона, для того времени - высшей нормы. Скорниа был сторонником и представителем реалистической и просветительской тенденции в духовной жизни, науке и искусстве Возрождения, которая пыталась соединить чувства и разум в одно целое - мудрость. Через два столетия эта тенденция займёт ключевое место в европейской культуре и получит название классицизма. Живя долгое время на чужбине, Скорина сохранил свои патриотические чувства и укрепил связь с духовными ценностями народа. Как учёный-гуманист он высоко ставил творческие силы самой природы, а патриотические чувства относил к естественным и универсальным врождённым свойствам всего живого. Привязанность живых существ к родным местам - это всеобщая, в понимании Скорины, закономерность бытия, благодаря которой жизнь индивида

5

становится целенаправленной и разумной. Благодаря этому каждое живое существо сближается с родом, а человеческая личность - с народом, так возникают связи человека с обществом и родной землёй: "Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя ... тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены... к тому месту великую ласку имають". Эти слова можно считать своеобразным стержнем всей жизни Скорины.

О Скорине и его книгоиздательской деятельности русские и европейские исследователи в полный голос заговорили в конце XVIII в. (И. Г. Бакмейстер, Л. И. Бакмейстер, И.-Г. Штриттер, Е. С. Бандке и др.). Значительную известность его просветительская деятельность приобрела в начале XX в. и особенно в послеоктябрьское время. Широко отмечалось 400 и 450 лет белорусского книгопечатания. По решению ЮНЕСКО (1970) Скорина вместе с М. Ломоносовым, А. Пушкиным, Т. Шевченко, Я. Купалой и др. был внесён в список выдающихся деятелей славянской культуры, юбилей которых широко отмечают во всём славянском мире. Скорина с давних пор был хорошо известен народам России, Украины, Литвы, Польши, Чехии и славен на своей родине - Белоруссии. Его именем в городах Белоруссии названы улицы, площади и учреждения. Его деятельность является источником многочисленных произведений белорусской литературы и искусства.

Жизненный путь Скорины во многом показателен для людей эпохи Ренессанса, которых Ф. Энгельс назвал "титанами по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности". Любовь к знаниям, широта образования сочетались у него с высокой гражданской культурой, деловитостью и смелостью, умением ставить новаторские задачи и разумно их решать. Скорина был и оригинальным мыслителем, и талантливым писателем, плодотворным публицистом и усердным переводчиком, изобретательным художником и деловым человеком - первопечатником. Богатство личности Скорины ставит его рядом с такими выдающимися людьми эпохи Ренессанса, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Томас Мор, Томас Мюнцер, Эразм Роттердамский и другие, а белорусскую культуру, на ниве которой он трудился, - вровень с культурой европейской.

Белорусский народ свято хранит память о своём выдающемся земляке, одном из величайших исторических деятелей. Его имя носят университет в Гомеле, центральная библиотека, педагогическое училище, гимназия N1 в Полоцке, гимназия N 1 в Минске, негосударственное общественное объединение "Общество белорусского языка" ("Таварыства беларускай мовы") и другие организации и объекты. В 1980 г. Государственный банк СССР выпустил памятную монету достоинством в 1 рубль с его изображением Скорины по случаю 500-летия со дня его рождения. Именем Скорины названы улицы во многих городах Республики Беларусь и других стран. В его честь названы высшие государственные награды Республики Беларусь - медаль3 (1989 г.) и орден 4 (1995 г.). Памятники Скорины установлены в Минске (один - во дворе Белорусского государственного университета, а второй - рядом с Национальной библиотекой Республики Беларусь), Полоцке, Лиде, Калининграде, Вильнюсе, Праге. Именем Скорины названа малая планета N 3283, открытая советским астрономом Н.И. Черных.

1 Издание было профинансировано  федеральным правительством Германии  в рамках комплексной программы "Библия". Первую часть книги  подготовили ученые НАН Беларуси. В ней помещены комментарии  наиболее значимых аспектов деятельности  Скорины, этапы его жизни и  творчества, развернутые статьи  профессора Лондонского университета  Арнольда МакМиллина и лингвистические  комментарии к "Апостолу" профессора  Боннского университета Ганса  Роте. Вторую часть издания составляют  факсимильные тексты "Апостола", изданного в Вильно в 1525 году.

6

(1055 страниц и более 50 иллюстраций).

2 Династия Ягеллонов сыграла  значительную роль в жизни  Европы. А все началось с венчания  короля Ягеллы с княжной Софьей  Гольшанской в Новогрудке - ныне  районный город в Беларуси. Наследники  Ягеллы на протяжении всей  средневековой истории заключали  династические браки с королевскими  и царскими дворами. Более того - царский дом Романовых тоже  ведет начало от Ягеллонов.

3Медалью Франциска Скорины награждаются  работники науки, образования и  культуры за отличные достижения  в профессиональной деятельности, значительный личный вклад в  развитие и умножение духовного  и интеллектуального потенциала, культурного наследия белорусского  народа.

4Орденом Франциска Скорины награждаются  граждане:

- за значительные успехи в  области национально-государственного  возрождения, выдающиеся исследования  истории Беларуси, достижения в  области национального языка, литературы, искусства, книгоиздательства, культурно-просветительной  деятельности, а также пропаганды  культурного наследия белорусского  народа;

- за особые заслуги в гуманитарной, благотворительной деятельности, в  деле защиты

человеческого достоинства и прав граждан, милосердие и другие благородные поступки.

На ленте, обрамляющей овал, имеется надпись "Францыск Георгій Скарына". Некоторое время считалось, что Скорина на самом деле звали не Франциском, а Георгием. Впервые об этом заговорили после опубликования в 1858 г. копий двух грамот короля Сигизмунда I на латинском языке. В одной из них, перед именем первопечатника, стояло латинское прилагательное egregium в значении "отличный, знаменитый", во второй же значение слова egregium было подано как georgii. Эта единственная форма послужила основанием некоторым исследователям считать, что настоящее имя Скорины было Георгий. В 1995 г. белорусский историк и книговед Г. Галенченко нашёл оригинальный текст привилея короля Сигизмунда, в котором известный фрагмент "с Георгием" был изложен следующим образом: "... egregium Francisci Scorina de Poloczko artium et medicine doctoris". Ошибка переписчика вызвала споры вокруг имени первопечатника, которые велись более 100 лет.

 


Информация о работе Франциск Скорина - белорусский и восточнославянский первопечатник, просветитель, гуманист и ученый эпохи Возрождения