Ф. М.Достоевский, как и Бетховен, считал, что человек очищается «через страдания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:04, сочинение

Краткое описание

Ф. М.Достоевский, как и Бетховен, считал, что человек очищается «через страдания». Свою исповедь Мармеладов начинает словами: «...Для того и пью, что в питии сем страдания и чувства ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу!» Свою исповедьон произносит высокими, торжественными словами, напоминающими религиозные легенды о страдальцах и мучениках. «Жалеть меня не за что, меня распять надо, распять на кресте... не веселья жажду, а скорби». Мармеладов хочет, чтобы и в «скотском состоянии» его все же считали человеком, достойным уважения. Согласитесь, что сделать это трудно.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Это человек идеи.docx

— 14.93 Кб (Скачать документ)

Ф. М.Достоевский, как и Бетховен, считал, что человек очищается «через страдания». Свою исповедь Мармеладов начинает словами: «...Для того и пью, что в питии сем страдания и чувства ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу!» Свою исповедьон произносит высокими, торжественными словами, напоминающими религиозные легенды о страдальцах и мучениках. «Жалеть меня не за что, меня распять надо, распять на кресте... не веселья жажду, а скорби». Мармеладов хочет, чтобы и в «скотском состоянии» его все же считали человеком, достойным уважения. Согласитесь, что сделать это трудно. Здесь важно почувствовать: судьба одной семьи приобретает в рассказе Мармеладова вневременной, общечеловеческий смысл. Это рассказ о всех «пьяненьких, слабеньких, соромниках», всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи. Именно ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия.

Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась еще одному мерзавцу, который охотится за нею. И вдруг осознает, что все это безнадежно. Раскольникова пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежной принадлежностью петербургской жизни; о детях, лишенных детства, испакощенных юных душах, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня. Страдальцы и сострадающие представляются Раскольникову, как и многим из нас сегодня, бессильными, а мерзавцы, хищники обычно добиваются своего: весь человеческий порядок жизни им благоприятствует. И это грустная правда жизни.

На какое-то время эти слова Раскольникова становятся его убеждениями: «Сломать, что надо, раз и навсегда, да и только: и страдания взять на себя!» Но, убив процентщицу, Раскольников не добился того, к чему стремился. Может, в этот момент он и понимает, что преступно считать вошью человека вообще и эту злосчастную старушонку в частности. Нравственные муки Раскольникова усугубляются тем, что следователь Порфирий Петрович догадывается о произошедшем, психологически, как говорит он, вычислил убийцу. Защищать свою теорию Родиону трудно, так как он начинает видеть в ней главное зло. Следователь с насмешкой спрашивает его: как же отличить «обыкновенных» людей от «необыкновенных», клеймо, что ли, ставить? И что будет, если перепутают люди свою принадлежность и начнут «устранять все препятствия»? Мысль об очистительном страдании звучит в романе неоднократно. «Страдание — великая вещь», — говорит Порфирий, развенчивая теорию «сверхчеловека». Он же указывает на единственно возможный путь самоутверждения личности: «Станьте солнцем, вас увидят». Иначе: лишь через положительное, высокое, человеческое можно возвыситься, обрести новую веру и вернуться к достойной жизни. Но подлинным носителем этой веры писатель делает Соню Мармеладову. То, о чем рассуждал Порфирий, Соня глубоко прочувствовала на своем печальном опыте.

Раскольников знал, что Соня пойдет за ним на каторгу, разделит его долю, и это дает ему силу... В пережи ваниях Родиона намечается сдвиг, смутно зреет потребность искупить свою вину, потому что «страдание и боль всегда обязательны для широкого созидания и глубокого сердца». И когда Раскольников приходит к выводу, что Бог — воплощение гуманности, способности служить несчастным, он начинает помогать каторжанам, и это дает ему первый проблеск счастья и душевного очищения. Сложен и мучителен путь Раскольникова к познанию смысла жизни: от преступления, которое искупается страшными страданиями, к состраданию и любви к тем самым людям, которых он хотел презирать, считал ниже себя. Думаю, что не каждый человек примет принцип: «через страдания — к счастью», но понимать его и мучиться содеянным будет любой порядочный и честный человек...

 
 
Подробнее:«Через страдания — к счастью...» (Бетховен) (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») - 9 класс - Русский язык и литература - Сочиненияhttp://allcompositions.at.ua/publ/11-1-0-967#ixzz2v1Qo0tHG 
Under Creative Commons License:Attribution Share Alike


Информация о работе Ф. М.Достоевский, как и Бетховен, считал, что человек очищается «через страдания»