Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:48, реферат
ДЕТЕКТИВ (DETECTIVE) — популярный литературный жанр, характерный для XX века. Определяется типом сюжета с тайной в его основе, которую надлежит расследовать. Процесс расследования диктует движение сюжета вспять – действие начинается с загадки, ответ на которую лежит в прошлом. В отличие от приключенческой литературы, с которой детектив связан генетически, читательские ожидания вызывает вопрос что произошло?, а не что произойдет?. Детектив — парадоксальный жанр. Во многих отношениях. Известно, что первое произведение этого жанра, содержащее все основные признаки будущей литературы «сыщиков-разбойников», появилось в 1841 году: это был рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг». Вряд ли есть другой жанр, самое название которого было бы одновременно весьма полной характеристикой сюжетных и композиционных его принципов.
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Белгородский государственный институт искусств и культуры»
Факультет социокультурной и
информационно-библиотечной деятельности
Кафедра издательского дела и библиотековедения
Практическая работа
по предмету:
«Экспертирование современного литературного потока для детей и юношества»
Магистрантки 23 БПО группы
Пайметьевой Т. А.
г. Белгород
2013 г.
ДЕТЕКТИВ (DETECTIVE) — популярный литературный жанр, характерный для XX века. Определяется типом сюжета с тайной в его основе, которую надлежит расследовать. Процесс расследования диктует движение сюжета вспять – действие начинается с загадки, ответ на которую лежит в прошлом. В отличие от приключенческой литературы, с которой детектив связан генетически, читательские ожидания вызывает вопрос что произошло?, а не что произойдет?. Детектив — парадоксальный жанр. Во многих отношениях. Известно, что первое произведение этого жанра, содержащее все основные признаки будущей литературы «сыщиков-разбойников», появилось в 1841 году: это был рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг». Вряд ли есть другой жанр, самое название которого было бы одновременно весьма полной характеристикой сюжетных и композиционных его принципов. Детектив – это роман поиска, расследования, открытия, узнавания. Таким образом, читателю, с одной стороны, намеком заданы обстоятельства действия (тайна) и, с другой, «прямым текстом» намечены задачи действующих лиц (разгадка и преодоление тайны). Заодно подсказан главный герой произведения - это, конечно, мыслящий человек, способный «работать» отгадчиком, и вместе с тем человек решительного поступка, готовый отстаивать свои гипотезы с оружием в руках. Почти в каждом детективе мы имеем дело с преступлением, результаты которого демонстрируются на стадии завязки, ошибочная трактовка (в лице напрасно подозреваемых) - при показе кульминационных эпизодов, истинный смысл и подлинный виновник - под занавес. Иначе говоря, детектив - это не только жанр, но и тема. Более того, это еще и способ конкретного раскрытия темы, организации сюжета. Таков очередной парадокс детектива - и отнюдь не последний. Среди парадоксов, относящихся к содержанию вещи, отметим, например, такой. Детектив и сам как композиционное целое неизменно строится по модели парадокса. «Ответ», который мы получаем под конец, то есть решение «задачи», разъяснение тайны - рассчитанная неожиданность, некий сюрприз для большинства персонажей и читателей. Среди парадоксов, относящихся к форме вещи, важна особенность детектива, отмеченная Б. Брехтом: «У него есть своя схема, и силу свою он проявляет в ее вариациях». Действительно, в центре авторского внимания находятся не характеры, так волнующие всю «остальную» литературу, а повторяющиеся от романа к роману «схематичные» комплексы обстоятельств, расшифровкой которых и занимается сыщик: где кто находился, когда произошло убийство, какие против кого существуют улики и тому подобное.
Детектив двусюжетен. Существует обычно спрятанная от постороннего взгляда линия преступления и, наряду с ней, открытая наблюдателю линия сыщика. Улики - как бы пересечения этих линий. В развязке обе линии сходятся, дополняя, и разъясняя друг друга.
Детектив - признанный лидер среди жанров современной детской литературы. И хотя со всех сторон его теснят новомодные фэнтези и “виртуальные” приключения, детский детектив продолжает жить и бурно развиваться, несмотря на свой солидный возраст.
Детективный жанр пришёл в детскую книгу в начале XX века на волне всеобщей популярности рассказов про знаменитых сыщиков. Первыми авторами этих рассказов были известные писатели Эдгар По и Артур Конан Дойль, но уже довольно скоро детективы стали массовой литературной продукцией, выходившей в виде романов, повестей, очерков и комиксов. Историями о хитроумных сыщиках и бесстрашных детективах зачитывались не только взрослые, но и дети. Критики и педагоги, ведавшие проблемами детского чтения, относились к этому крайне негативно, упрекая “сыщицкую” литературу в низком художественном уровне, брутальности и “бездуховности”.
Недоверие к детективу было сломлено появлением произведений, рассчитанных на чтение ребёнка. Количество детских детективов росло так стремительно, что стало казаться: жанр криминальной истории придуман специально для детей. Среди создателей детских детективов были не только авторы “типовых” книг (как Э.Блайтон), но и вполне маститые писатели. Например, Э. Кестнер, автор повести «Эмиль и сыщики» (1928), А.Линдгрен, написавшая книги про суперсыщика Калле Блумквиста (выходили в конце 1940 — начале 1950-х годов), А.Н. Рыбаков с его знаменитым «Кортиком» (1948).
Если в зарубежной детской литературе пик популярности детективных историй приходится на середину XX века, то расцвет отечественного детектива для детей происходит на наших глазах. Во многом это вызвано тем “детективным бумом”, который переживает сегодня вся отечественная литература. Успех детектива принято связывать с общим процессом демократизации литературы, значительно изменившим наши представления об этом жанре. Современный детектив последних десяти лет открыл много новых писателей - от А.Марининой и Б.Акунина до Д. Донцовой, книги которых можно назвать общенародным чтением. И хотя детские писатели стремятся не повторять своих коллег по литературному цеху, надо признать, что развитие детского детектива идёт в общем русле детективной литературы. И не только отечественной, поскольку пишущие для детей и подростков авторы во многом ориентируется на зарубежный детский детектив с его давними традициями и наработанными литературными приёмами.
Среди авторов современного детского детектива — В. Роньшин, Е. Вильмонт, Е. Матвеева, А. Иванов, А. Устинова, А. Биргер, С.Силин, В.Гусев, В. Аверин, Г.Гордиенко, А. Грушкин, и этот список далеко не полный. К авторам детского детектива можно добавить мэтра этого жанра Б.Акунина, который издал детектив «Детская книга» (М.: Олма-Пресс, 2005) и обработал для детей свои “взрослые” романы.
Разновидностей детективных историй тоже много: детективы бытовые и исторические, мистические (“страшилки”) и сказочные (их герои - персонажи русского фольклора). Такое разнообразие меркнет перед очевидным сходством: во всех детективах рассказывается про то, как было раскрыто преступление (разделение на детективную и криминальную литературу, с её интересом к преступной деятельности, для детской книги не актуально). Однотипность конфликта во всех детективных историях диктует однотипность героев. Не случайно так легко детектив становится серийным - на единый стержень (им является образ сыщика, постоянный и неизменный) нанизывается бесконечное число преступлений и расследований, и такая серийность - общая черта детективного жанра. Так, у Е. Вильмонт есть много детективных серий для детей (одна из них — «Криминальные каникулы», насчитывающая больше десятка книг). А.Иванов и А.Устинова издали многотомные детективные сериалы под названием «Компания с Большой Спасской», «Команда отчаянных», «Тайное братство Кленового листа». Детективные сериалы группируются в издательские проекты под общими названиями: «Детский детектив», «Чёрный котёнок», «Детектив для подростков», «Твой детектив», «Опасные игры» и др. - с однотипной формой издания и оформления книги. Серийность и однотипность, свойственные детективу, не отменяют индивидуальности авторского стиля, которой обладают лучшие произведения этого жанра.
Расследование преступного поступка образует сюжет детектива, в котором преступлению отводится роль мудрёной загадки, окружённой многочисленными тайнами (поэтому слова «загадка» и «тайна» часто выносятся в названия детских детективов). Разгадать загадку может только тот, кто обладает феноменальной наблюдательностью и аналитическими способностям сыщика. Каждая деталь, упоминаемая в детективной повести, либо приближает к разрешению загадки, либо, наоборот, уводит от неё (и таких «уводов» бывает несколько). Композиционное деление на части фиксирует этапы поиска, который всё больше усложняется к концу произведения. Как правило, каждая глава детективной повести - это новая загадка, ответ на которую читатель узнаёт только в эпилоге. Умение усложнить путь к разгадке требует от автора детектива определённого мастерства.
В литературе для детей за дело правосудия берётся ребёнок или подросток, который, подражая великим мастерам сыска, выслеживает преступника. Такое подражание изображается комичным и по-детски наивным (так Калле Блумквист представляет себя с курительной трубкой, как Шерлок Холмс). Да и само расследование преступления во многом похоже на детскую игру в прятки или поиск сокровищ. Ощущение игры поддерживается и тем, что юный сыщик действует, как правило, не один, а в компании своих ровесников. Вместе они устраивают тайное общество, члены которого собираются в укромном месте (на чердаке или в подвале), подальше от посторонних глаз. На примере «сыскного братства» пропагандируются идеи дружбы и взаимопомощи, традиционные для детской литературы. Так, на помощь простодушному Эмилю, приехавшему в Берлин из провинциального городка, приходят бойкие столичные мальчишки. Действуя единой командой, они организуют наблюдение за вором, обокравшим мальчика, и это приводит в итоге к раскрытию преступления (в книге Э. Кестнера «Эмиль и сыщики» «сыскное братство» детей появилось впервые). Такие же дружные компании организуют герои новейшей детской литературы, будь то «Сыскное бюро «Квартет»» Е.Вильмонт или «Тайное братство Кленового листа» А.Иванова и А.Устиновой.
Что движет юными сыщиками в их далеко не всегда безопасных разысканиях? Принято считать, что чувство сострадания и стремление к справедливости. В книге М. Чудаковой «Дела и ужасы Жени Осинкиной» (М.: Время, 2005) московская школьница становится частным детективом не для игры - она хочет спасти невинного человека, которого обвинили в убийстве любимой девушки. Идея восстановления справедливости объединяет вокруг Жени детей и подростков, готовых приехать ей на помощь с разных концов страны. Но детектив - это не разновидность идейной литературы. Юным сыщиком движет стремление к неизвестному и рискованному, а голова кружится от «аромата тайны».
Действие классических детективов происходит в реальной жизни, так что на помощь потусторонних сил рассчитывать не приходится (даже в фантастических детективах дело решает не магия, а улики и отпечатки пальцев). Иллюзию достоверности создают временная и топографическая определенность (вплоть до указания реально существующих городов, улиц и станций метро). Так, по детективам петербуржцев В. Роньшина и Е. Матвеевой можно составить карту Петербурга, по книгам Е. Вильмонт — туристический указатель по странам Европы.
Детский детектив не уступает “взрослому” в обилии бытовых картин и житейских наблюдений.
Не ставя себе задачу анализа причин преступлений (этого нет и в детективах для взрослых), авторы описывают криминальную среду и деятельность органов правопорядка, жизнь верхов и социальных низов. И хотя часто речь идёт об общеизвестных фактах, они обладают для подростка новизной и приоткрывают ему заманчивый мир взрослых людей. Этот мир дополняется реалиями жизни молодёжной среды с актуальными для подростка проблемами. Среди них отношения с ровесниками, родителями и учителями и, конечно, с представителями другого пола (без описания романтической дружбы между юным сыщиком и его подругой не обходится ни один подростковый детектив).
Некоторые детективы тяготеют к жанру психологической прозы. Героиня книги Е.Матвеевой «Лента Мёбиуса» (М.: Астрель, 2002) переживает тяжёлый период своей жизни: ссору с матерью, предательство подруги, разлуку с любимым человеком. Она «ненавидит себя, свою беспомощность и бессмысленную жизнь», и как часто бывает в этом возрасте, перекладывает вину на самых близких. Пытаясь раскрыть тайну гибели своего отца, девочка знакомится с разными людьми, которые помогают ей разорвать порочный круг неприязни к миру и к себе.
Иногда авторы детских детективов, следуя просветительской традиции детской литературы, проводят познавательные экскурсии или беседы на историческую тему. Так, «Детская книга» Б.Акунина, герой которой попадает то в Москву 1914 года, то в эпоху Ивана Грозного, оснащена культурологическим комментариями. Но все психологические тонкости и исторические экскурсы не должны в детективе отвлекать от главного - криминальной загадки.
Её разрешение сопровождается оценкой современных нравов, которые, увы, небезупречны. Такие же оценки делают авторы детских детективов, не смущаясь возрастом своих читателей. В книге А.Иванова, А.Устиновой «Загадка чёрной вдовы» (М.: Эксмо, 2002) рассказывается о похищении у известной артистки жемчужного украшения (подарка богатого поклонника). Команда подростков-сыщиков нашла виновную — ею оказалась дочь потерпевшей. Девочка, на которую её «звёздная» мать не обращала внимания, чувствовала себя заброшенной и хотела таким образом отомстить эгоистичной матери. Тема «богатые тоже плачут», знакомая по зарубежным киносериалам, широко тиражируется в детских детективных историях: богатые в них лишены семейного благополучия, которое есть у обитателей скромных «хрущоб». Популярны также темы молодёжного досуга, который описывается в духе модных журналов.
Детский детектив - один из немногих жанров, который позволяет в рамках беллетристики говорить с ребёнком или подростком о социальных проблемах. В книге А.Биргера «Тайна вещих снов» (М.: Астрель, 2003) рассказывается история московского Гавроша. После того как спившийся отец продал квартиру аферистам, Лёнька, прозванный Ёжиком, и его младшая сестра оказались на улице. На одном из московских оптовых рынков с ними познакомились ребята из команды сыщиков. «Только сейчас они поняли, насколько мир, в котором живёт Ёжик, отличается от их собственного мира... У всех у них были дом, родители, школа, свой собственный уютный и надёжный угол, им не приходилось ежедневно бороться за кусок хлеба, не приходилось усваивать полууголовные привычки и ухватки, чтобы всегда уметь дать отпор... Рядом с ними Лёнька-Ёжик казался пришельцем с другой планеты». Так по-новому зазвучала в современном детском детективе классическая история «детей подземелья».
Довольно редко детские писатели касаются вопросов политической и идеологической жизни (политические детективы популярны в литературе для взрослых). Книга М.Чудаковой «Дела и ужасы Жени Осинкиной» - скорее исключение из правил. Её герои задумываются над тем, что происходит в сегодня в стране и как это связано с недавним прошлым. О том, каким оно было, современные подростки узнают в глухой деревушке, жители которой продолжают жить при советской власти. Однако пугает не только прошлое, но и настоящее с его разгулом преступности и криминала. Именно они породили страшное преступление, которое берётся раскрыть московская школьница Женя Осинкина (дочь человека, привыкшего использовать людей как материал для своего обогащения, становится убийцей). В некоторых случаях автор повести высказывается довольно резко: «Генерал-лейтенант Шуст был человеком умным. Это качество никак не является достоянием всех генералов» или «Люди Братства обладали редким в России свойством — умели слушать». Да и вся история про то, как «взрослые парня засадили зазря, а дети стараются правды добиться», звучит трагически.