«Анегдоты из жизни Пушкина» Д.Хармса и развитие традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:40, доклад

Краткое описание

Собственно за введение мы, пожалуй, примем заметку из дневника самого Даниила Хармса «О смехе»
1. Совет артистам-юмористам Я заметил, что очень важно найти смехотворную точку. Если хочешь, чтобы аудитория смеялась, выйди на эстраду и стой, молча, пока кто-нибудь не рассмеется. Тогда подожди еще немного, пока не засмеется еще кто-нибудь, но так, чтобы все слышали. Только этот смех должен быть искренним, а клакеры в этом случае не годятся. Когда все это случилось, то знай, что смехотворная точка найдена. После этого можешь приступать к своей юмористической программе, и, будь спокоен, успех тебе обеспечен.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Кравцова Варвара.docx

— 28.38 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство  по образованию

ФГОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта »

Факультет филологии  и журналистики

Кафедра истории  русской литературы

 

 

 

 

 

 

 

Отчетное аналитическое  исследование по дисциплине

«Русский авангардизм: поэтика и риторика»

 

 

«Анегдоты из жизни  Пушкина» Д.Хармса

и развитие традиции(«Псевдохармс»)

 

 

                                                   

                                                     

                                         Выполнила: 

                                                  студентка 2 курса

                                                                   специальности филология

                                                                                    профиля русский язык и литература

                                                             очной формы обучения

                                                                            Кравцова Варвара Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2013

 

 

                                                       Введение

 

Собственно за введение мы, пожалуй, примем заметку из дневника самого Даниила Хармса «О смехе»

1. Совет артистам-юмористам

Я заметил, что очень важно  найти смехотворную точку. Если хочешь, чтобы

аудитория  смеялась, выйди  на  эстраду  и  стой,  молча,  пока кто-нибудь  не

рассмеется. Тогда  подожди  еще немного, пока не засмеется еще  кто-нибудь, но

так, чтобы все слышали. Только этот смех должен быть искренним, а  клакеры в

этом случае не годятся. Когда  все это случилось,  то  знай, что смехотворная

точка   найдена.  После  этого  можешь  приступать  к  своей  юмористической

программе, и, будь спокоен, успех тебе обеспечен.

2. Есть несколько сортов  смеха. Есть средний  сорт  смеха, когда смеется

весь зал, но не в полную силу. Есть сильный сорт смеха, когда  смеется только

та или иная часть залы, но уже в полную силу, а другая часть залы молчит, до

нее смех,  в  этом  случае,  совсем  не доходит. Первый  сорт  смеха требует

эстрадная  комиссия от эстрадного актера, но  второй сорт смеха лучше. Скоты

не должны смеяться.

 

25 сентября <1933>

 

Вторую заметку мы примем эпиграфом к нашей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Есть несколько  сортов смеха. Есть средний сорт смеха, когда смеется весь зал, но не в  полную силу. Есть сильный сорт смеха, когда смеется та или иная часть  зала, но уже в полную силу, а другая часть зала молчит, до нее смех в  этом случае не доходит. Первый сорт смеха  требует эстрадная комиссия от эстрадного актера, но второй сорт смеха лучше. Скоты не должны смеяться» Д.Хармс 1933 год.

«Анегдотов из жизни Пушкины» принадлежащих Даниилу Хармсу всего  семь. Существует несколько версий их появления. Олег Лекманов пишет о том что источником хармсовских анекдотов является книга Владимира Вересаева «Пушкин в жизни». Лекманов сравнивает тексты Вересаева и Хармса. Например, у Вересаева «Я становлюсь совершенным идиотом», Лекманов пишет, чтовозможно этот текст послужил стимулом к написаю седьмого анекдота Хармса «У Пушкина было 4 сына и все идиоты..»1. Также существует версия, что так абсурдистски Хармс отреагировал на слишком помпезные пушкинские празднования 1937 года.

Примем 1 «У Пушкина было четыре сына, и все идиоты. Один не умел даже сидеть на стуле и все время падал. Пушкин-то и сам довольно плохо сидел на стуле. Бывало, сплошная умора; сидят они за столом: на одном конце Пушкин все время со стула падает, а на другом конце - его сын. Просто хоть святых вон выноси!»

Основной корпус анекдотов  о Пушкине составляет рукописный цикл «Веселые ребята» написанный в 1971 году московскими художниками  Натальей Доброхотовой-Майковой и Владимиром Пятницким. «Веселые ребята» не были изданы до 1998 года. Впервые анекдоты с пометкой анекдоты, приписываемые Хармсу, появились в 1991 году в сборнике «Горло бредит бритвою»

Касательно подражанию Д.Хармсу Н.Доброхотова-Майкова говорит: «что касается подражания Хармсу- конечно, оно было, самое прямое. Пятницкий  Хармса очень любил и артистично его пересказывал. Другой источник анекдотов- школьно-народные анекдоты про Пушкина. Все это происходило  летом 1971 года. Потом мы не могли  остановиться. Стоило открыть рот, новая  история возникала как бы сама собой. Текстов моих, больше. Есть общие. Мои, как правило, длиннее. Володины- гениальнее.»

Псевдохармсом авторы цикла  «Веселые ребята» себя не называли. Это название пришло позже и является по сути своей навязанным. Псевдохармс  достраивает самого Хармса, расширает его. «Дополняет то, что у Хармса должно было быть, но оно отсутствует»2

Все семь сюжетов анекдотов  самого Хармса связывает: пародийная биографичность, нарочитая абсурдность описываемых  ситуаций  и поступков.

Персонажей у Хармса не так много: Пушкин, Гоголь и Жуковский. Его персонажи знаки- но обладающие определенным набором признаков. М. Ямпольский писал: «Даже в тех  случаях, когда Хармс использует имена культовых героев- Пушкина  и Гоголя- они в действительности отрываются от своего исторического  значения и сводятся к чистой дизигнации своего тела.»3 Происходит некое отрешение хармсовских героев от их исторических реалий. Но вместе с тем Пушкин и Гоголь у Хармса совершенно не пародийный, они самодостаточные и непостижимые личности. Абсурдны ситуации, в которых они показаны.

Хармсовский Пушкин может  спокойно беседовать с Жуковским  и спотыкаться о Гоголя. Вероятнее  всего это можно рассматривать  как то что Пушкин действительно  был знаком с ними. Невнятной, но существенной и видной чертой хармсовского Пушкина можно считать- остроумие. Д. Хармс не имеют ввиду реального человека. Осмеянию подвергается как бы сам образ поэта в представлении массовой культуры. Пушкин- весьма специфический хармсовский герой.

Пример 2 «Пушкин был поэтом и всё что-то писал. Однажды Жуковский застал его за писанием и громко воскликнул: "Да никако ты писака!" 
С тех пор Пушкин очень полюбил Жуковского и стал называть его по-приятельски просто Жуковым.»

У Хармса отлично сочетаются настроенность автора на достоверное  изложение каких-то фактов из жизни  Пушкина и полнейший абсурд изложенного.

Время у Хармса явно и  не сбивается в сторону атемпоральности. Хармс привязывает сюжеты к временным  реалиям. В одном из анекдотов  даже есть точная дата- Лето 1829 года.

Пример 3 «Лето 1829 года Пушкин провел в деревне. Он вставал рано утром, выпивал жбан парного молока и бежал к реке купаться. Выкупавшись в реке, Пушкин ложился на траву и спал до обеда. После обеда Пушкин спал в гамаке. При встрече с вонючими мужиками Пушкин кивал им головой и зажимал пальцами свой нос. А вонючие мужики ломали свои шапки и говорили: "Это ничаво»

«Анегдоты..» полны фактическими деталями и подробностями и вполне могут претендовать на достоверность, но при этом воспроизводимые ситуации нелепы и абсурдны.

 

                                                        «Псевдохармс»

Псевдохармс, как продолжение  хармсовской традиции дополняет  и расширяет основной корпус литературных героев. Помимо Пушкина, Гоголя и Жуковского, появляются: Лермонтов, Толстой, Достоевский, Тургенев, Чернышевский. Они и являются основными героями псевдохармса. Такой выбор литературных героев продиктован, возможно, некой наивной  читательской оценкой.

Пример 4«Шел  Пушкин  по  Тверскому бульвару и увидел Чернышевского.Подкрался и идет сзади. Мимо идущие литераторы кланяются Пушки-ну, А Чернышевский думает - ему; радуется. Достоевский прошел -поклонился, Помяловский, Григорович - поклон, Гоголь  прошел  -засмеялся и ручкой сделал привет - тоже приятно, Тургенев - реверанс. Потом Пушкин ушел Вяземскому чай пить. А тут навстречу  Толстой, молодой еще был, без бороды, в эполетах. И не посмотрел даже. Чернышевский потом писал в дневнике: "Все писатили харошии, а Толстой - хамм. Патамушто графф."»

 

Мир псевдохармса атемпорален. Времени в нем нет. Сюжеты не привязаны  к временным реалиям. Достоевский  и Тургенев кланяются Пушкину  на набережной. Пушкин беседует с Тургеневым. Время псевдохармса свое и никаким  законам не подчиняется.

Весьма интересным моментом, если посмотреть все анекдоты Псевдохармса является, то, что Гоголь часто переодевался в Пушкина.

Пример 5 «Однажды Пушкин решил испугать Тургенева и спрятался на Тверском бульваре под лавкой. А Гоголь тоже решил в этот день испугать Тургенева, переоделся Пушкиным и спрятался под другой лавкой. Тут Тургенев идет. Как они оба выскочат!..»

Пример 6 «Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, напялил сверху львиную шкуру и поехал в маскарад. Федор Михайлович Достоевский, царствие ему небесное, увидел его и кричит: "Спорим, Лев Толстой! Спорим, Лев Толстой!"»

Это всего лишь несколько  примеров анекдотов, где Гоголь переодевается  Пушкиным. Предположим, что так Псевдохармс  выражает некое слияние литературных фигур в сознании обывателя. Как  будто литература писалась одним  человеком.

Завершается цикл «Веселые ребята» весьма интересным анекдотом.

Пример 7 «Пушкин сидит у себя и думает: "Я гений, и ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царствие ему небесное, гений. Когда же это кончится?" Тут все и кончилось.»

Этот анекдот как бы подчеркивает то, что каждый из представленных писателей гении несмотря ни на что. Абсурдность ситуаций лишь подчеркивает значение данных литературных фигур. Фраза « Тут все и кончилось» по сути, говорит о том, что это конец и продолжения, скорее всего не будет.

 

  «Хармс-Рок»

Говоря о продолжении  традиции хармсовских анекдотов, следует  сказать также о таком явлении  как «Хармс-Рок».

«Хармс-Рок» представляет собой  корпус анекдотов о рокерах, который  представлен в библиотеке М. Мошкова без указания автора, хотя у этих анекдотов имеется вполне реальный автор- Вадим Демидов, лидер группы «Хронотоп» и были они написаны в 1986 году.

В этих анекдотах мы четко  видим, как происходит смена ценностей. Т.В.Цвигун и А.Н.Черняков писали: «Хармс-Рок наглядно демонстрирует, как фокус андеграундной эстетики смещается от литературы к музыке».

«Хармс-Рок» пожалуй, можно назвать весьма минимализированным. В анекдотах показан определенный набор состояний мира, в которых происходят все события.

Т.В.Цвигун и А.Н.Черняков писали: «Хармс-Рок, по сути, опрокидывает соотнесенность центра и периферии, придавая культурному «краю»   тусовочной рок-среде – черты не просто мэйнстрима, но единственно существующей культурной парадигмы.»4

Ключевыми объектами «Хармс-Рока»  становятся не биографии рокеров, конкретных исторических личностей, а сами тексты ленинградского рока 1980-х. анекдоты рождаются  из этих текстов.

«Сидит Цой у Столба и милостыню просит. Мимо идет Сева Гаккель с виолончелью. Увидел Цоя и говорит: «Ты что-то, Цой, засиделся, уж программа “Время” по телеку начинается». Сорвался Цой, побежал домой. А по дороге поет: «“Время” есть, а денег нет…».

Что касается выбора персонажей «Хармс-Рока» то можно сказать, что  в этом он близок с «Псевдохармсом». Герои «Хармс-Рока»- культовые фигуры маргинальной среды того времени. Хотя в отличии от «Псевдохармса» герои «Хармс-Рока» не отделены от рассказчика временем.

Снова обращаясь к статье Т.В.Цвигун и А.Н.Чернякова «Хармс-Рок» конструирование культурной мифологии» скажем что « тексты Хармс-Рока неочевидно сложны для восприятия- и при этом демонстративно просты, наивны и даже примитивны»5

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение

 В заключении хотелось бы сказать, что Даниил Хармс- безусловно мощная фигура литературы начала 20 века. Но почему, же именно Хармс породил такую волну подражаний? Возможно потому что абсурд мира Д. Хармса- это не просто созданный им мир, это абсурд жизни. Его жизни. Хармс представляет мир, таким как он, видит его. По сути своей все, что писал Хармс- это реальность вывернутая наизнанку. Творчество Д. Хармса- отражение хаотичности мира, который абсурден, смысл, который пытается найти автор, возможно не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Т.В. Цвигун
  2. М. Липовецкий « Аллегория письма»
  3. М. Ямпольский «Беспамятство как исток»
  4. И.В. Кондаков «Пушкин как текст культуры 20 века»
  5. О. Лекманов « Об одном источнике анекдотов из жизни Пушкина Даниила Хармса»
  6. Т.В. Цвигун и А.Н. Черняков « Хармс-Рок» конструирование культурной мифологии»                                         

Информация о работе «Анегдоты из жизни Пушкина» Д.Хармса и развитие традиции