Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:49, реферат
Тема славянского, язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения (прежде всего «патриотические») пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная ситуация не уникальна. Изучение язычества в дореволюционной России находилось под довольно солидным прессом государственной религии. Причем духовная цензура в то время превосходила по жесткости своей цензуру светскую.
ВВЕДЕНИЕ
Тема славянского, язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения (прежде всего «патриотические») пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная ситуация не уникальна. Изучение язычества в дореволюционной России находилось под довольно солидным прессом государственной религии. Причем духовная цензура в то время превосходила по жесткости своей цензуру светскую. Тем не менее нельзя не отметить, что повышенный интерес к языческой проблеме привел к появлению огромного количества работ, в которых она исследуется с привлечением самого разнообразного материала и на самых разных уровнях: от сугубо академических студий до совершенно фантастических построений. Даже для специалиста ориентация в этом массиве изданий - дело далеко не простое.
1.РУССКОЕ ДВОЕВЕРИЕ
Двоеверие - феномен, сыгравший значительную роль в истории Руси. Крещение не могло перечеркнуть предшествующую традицию язычества.
С принятием христианства многое изменилось в народной жизни - в повседневном быту, в культуре, в обычаях и понятиях русских людей о мире. Место языческих капищ с идолами заняли церкви со священными изображениями на иконах и фресках.
Языческие традиции с жертвоприношениями сменились богослужениями и молитвами. Вместо жрецов и волхвов явились священники. Тем самым полностью сменилась вся внешняя форма религиозной жизни. Другим стало и ее внутреннее содержание: вместо языческого многобожия пришло и утвердилось понятие единого Бога, все сотворившего и над всем властвующего. Постепенно входили в сознание представления о Сыне Божием Иисусе Христе, распятом, воскресшем и вознесенном на небо, о его апостолах - учениках и последователях, о Богородице и святых, об ангелах, дьяволе и бесах.
Языческая культура как правило, - культура бесписьменная, бескнижная. Христианство принесло книги, в первую очередь - религиозные: Библию, жития святых, поучения отцов Церкви (богословов - философов) и другие. А за ними - сочинения исторического содержания, о природе, о чужих странах...
С книгами, иконами и фресками,
с церковными службами и проповедями
в сознание русских людей всех
сословий постепенно входили идеи и
лица Ветхого и Нового Заветов, деятели
Православной Церкви и мировой истории,
персонажи мировой (а затем и
русской) литературы. Мощный поток новых
для Руси литературных сюжетов, легенд,
сказаний стал распространяться письменным
и устным путем. Языческую мифологию
все настойчивей вытесняла
Люди, привыкшие по разным бытовым поводам обращаться к языческим божествам и духам, включили теперь в число своих чудесных покровителей и помощников новые силы - Бога и Богородицу, ангелов и святых.
Привычные, традиционные языческие
верования смешивались с
Сама Православная Церковь, хотя и воевала с язычеством, немало восприняла от него, от его миросозерцания и обрядности. Люди Древней Руси не могли не ощущать сходства новой веры со старой. Оно проявлялось, прежде всего в понятиях о высшей силе, которая создала мир и управляла им, о постоянной борьбе добра и зла и о возможности посредством обрядов, молитв, магии воздействовать на них...
По мнению многих ученых, в народном сознании произошла не перемена веры, а присоединение новой веры к старой. Язычество частью отмирало, частью сохранялось, изменяясь со временем, частью же внедрялось в народное православие.
В итоге сложилось такое религиозное, духовное образование, которое теперь обычно называют двоеверием. Высший уровень сакральных персонажей восточные славяне называли словом богъ. Основа этого слова (*bogъ) и его понимание испытали иранское влияние. В нем присутствует представление о доле, наделении богатством (или, напротив, лишении его - убогости). В основе восточнославянского пантеона лежал принцип противопоставления определенных сфер космоса, и, прежде всего, мира небесного и земного.
Многое в составе
уровня богов вызывает
Остановимся на сообщение
о так называемой первой
Первым в ряду помянут Перун, имеющий очень близкие аналогии у балтских племен и в позднем белорусском фольклоре. Речь идет о боге-громовнике, отдельные черты которого без труда можно различить в народном образе христианского Ильи-пророка. Судя по месту, которое он занимает в перечне, и по тому, что в отличие от прочих божеств его идол украшен драгоценными металлами, Перуну отводилось господствующее положение в новом пантеоне, учрежденном Владимиром. Видимо, все это, наряду со скандинавскими функциональными аналогиями бога-громовника Тора, дало основание для предположения, что Перун был небесным патроном князя и дружины. Такое предположение тем более основательно, что в индоевропейской традиции бог гроз связывался с военными функциями и считался покровителем воинов. Гораздо сложнее обстоит дело с Хорсом и Симарглом. Хорс, видимо, был «сугубо природным», солнечным божеством, притом явно неславянского происхождения. Еще более странно включение Владимиром в этот же ряд Симаргла. Известий о нем в древнерусских источниках практически не сохранилось.
Центральное место в перечне 980 г. между Хорсом и Симарглом занимают Дажьбог и Стрибог. Их имена по своей структуре отличаются от имен всех прочих богов: оба они включают определитель «бог». Функции их определяются по косвенным основаниям. Дажьбог прямо отождествляется с Солнцем. Причем Солнце является сыном Сварога - бога огня. Связь Сварога с огнем надежно подтверждается источниками, в частности огонь иногда называется «сварожичем». Установлением «родственных связей» (Дажьбог именуется сыном Сварога) земной огонь, видимо, сопрягался у восточных славян с огнем небесным. Вместе с тем оказывается, что Дажьбог составляет «родственную пару» еще и с Хорсом, поскольку оба наделены совпадающими функциями. Обращается внимание, что в перечне «Повести временных лет» имена Хорса и Дажьбога не разделены, как все прочие. Это дает определенные основания предполагать, что имена Дажьбога и Хорса в определенном смысле синонимичны. Теперь несколько слов о Стрибоге. Есть все основания противопоставлять или сближать функции и значение Стрибога и Дажьбога как деятелей - распространителей доли, блага. Более конкретных и развернутых выводов наличный материал источников сделать не позволяет.
Наконец, в числе
богов, введенных Владимиром в
980 г. в общерусский языческий
пантеон, мы встречаем
Некоторые основания для реконструкции образа и функций Мокоши дает сопоставительный анализ индоевропейского мифологического материала. Мокошь близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира – пряхам и т.п. и продолжает древний образ женского божества - жены (или женского соответствия) громовержца Перуна в славянской мифологии. Следует также отметить, что наряду с Волосом, Мокошь и Перун, наиболее достоверно принадлежат к архаическому слою (балтославянскому) с достоверными индоевропейскими связями, и только они входят в реконструируемую сюжетную схему «основного» мифа как персонажи, находящиеся между собой в брачных отношениях (третий существенный персонаж схемы Волос-Велес в списке 980 г. отсутствует).
Общая характеристика восточнославянского пантеона может быть представлена следующим образом:
На основании анализа
сведений о богах в источниках
и языковых данных с
Впоследствии эта неразвитая
система божеств различного
Судьба низших мифологических
существ оказалась более «
2. ПЕРВЫЕ ВЕКА ХРИСТИАНСКОЙ РУСИ
Знакомство восточных
славян с христианским
Косвенным подтверждением
знакомства восточных славян
с письменностью еще на заре
государственности являются и
договоры Руси с греками 907,
911 и 944 гг., включенные в состав
«Повести временных лет». Независимо
от того, на каком языке (греческом
или славянском), а также какой
азбукой (глаголицей или
Информация о работе Языческие и православные праздники на Руси