Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 04:43, контрольная работа
Никакое из явлений, окружающих человека на рубеже ХХ века, не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Эту противоречивость люди заметили сравнительно недавно. До второй мировой войны судьбы техники волновали больше художников и поэтов, чем философов и социологов.
Вплоть до эпохи Возрождения технические знания имели в основном чисто практический характер и сводились к правилам, которые надо придерживаться при выполнении работы. С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.
Однако такое постепенное изменение означает эволюционное развитие, которое соответствует лишь количественному росту технических показателей (параметров). Различные нововведения в конструкции увеличивают КПД, скорость, надежность, упрощают управление, но каждый из таких параметров получает не качественные, а только количественные изменения, ибо и до этого те же самые качества были характерны для этих конструкций, переход количества в качество в таком изменении не имеет места.
Новое качество предполагает возникновение принципиально новой объективной реальности. Применительно к технике в целом это означает появление искусственно созданных орудий труда (технических средств), впервые способных выполнять совершенно новые задачи. Переход количества в качество, возникновение техники нового качества всегда является революционным процессом, представляет собой революцию в технике. Такими революциями были появление железных орудий, водяных и ветряных двигателей, автоматических линий.
Технические средства, отражающие уже новое качество техники определяют основные направления научно-технического прогресса (современной научно-технической революции), революционизируют способ производства, подготавливают необходимые технические предпосылки для перехода от машинного к комплексно-автоматизированному производству. Такими техническими средствами являются: вычислительная техника, электронные приборы, лазеры, станки с программным управлением и т. д.
Создав такое орудие труда, как компьютер — кибернетическую систему, моделирующую различные виды мыслительной деятельности, оперирующую сложными видами информации, человек произвел свой интеллектуально-информационный аналог, создал псевдосубъекта. По мнению Н. Винера, проблема совместного функционирования, взаимной коммуникации человека и машины является одной из узловых проблем кибернетики. Поэтому проблема взаимодействия человека с компьютером из проблемы кибернетики, психологии и других специальных дисциплин в ближайшие годы может перерасти в глобальную, общечеловеческую.
Говоря о демонизме применительно к технике, имеется в виду непредсказуемые губительные последствия ее использования для человека, общества и всего человечества, ее пагубное воздействие на природу.
Чем же угрожает человечеству технический прогресс? Например, Ясперс считал, что все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего человека: труд не облегчает бремя человека в его упорном воздействии на природу, а превращает его в часть машины. Необходимо подчеркнуть такую мысль: техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности преобразовать и самого человека: его мышление, весь склад его души становится все более «технарским». В связи с этим Ясперс замечает, что в технике заключены не только безграничные возможности полезного, но и безграничные опасности: техника превратилась во все увлекающую за собой силу. Никогда ранее человек не располагал такими созидательными техническими возможностями и никогда еще он не владел такими разрушительными средствами. Увлеченные изобретением, усовершенствованием технических средств, люди уходят всеми силами своей души в сам процесс творчества, к тому же экономически остро мотивированного запросами рынка.
Однако остановить технический прогресс невозможно. И не следует обвинять технику в том, в чем виноват сам человек. Опасность для человека представляет не технический прогресс, а он сам. Он сам для себя опасен – потому что недостаточно хорошо рассчитывает последствия технического прогресса и плохо управляет им.
Противоречия технического прогресса – это противоречия, рожденные человеческой деятельностью. И если человек своей деятельностью создает эти противоречия, то он должен и разрешать их с помощью своей деятельности. Спасение от угроз, которые несет технический прогресс, - не в том, чтобы его остановить, в том, чтобы управлять им. Ошибки в расчете и управлении неизбежны, но из этого не следует, что надо отказаться от прогресса, чтобы вообще ничего не рассчитывать и ничем не управлять. Из этого следует лишь то, что надо стараться совершать поменьше ошибок.
Вывод антитехницистов о гибельности технического прогресса для человечества несостоятелен. Выход из противоречий и трудностей, которые в ходе него возникают, возможен. Для этого есть три пути:
Цивилизация, как синоним материальной культуры, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Вместе с тем техника, создавая материальное изобилие само по себе еще, не означает собственно культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные – они нейтральны. Культурная значимость технических завоеваний зависит от того, в каком аксиологическом контексте они используются, а это не только создание оазисов в пустыне, но и создание оружия массового поражения.
Понятие цивилизации чаще всего связывается с этим ценностно-нейтральным развитием техники.
Техногенная цивилизация родившись в европейском регионе примерно в ХIV-ХVI столетиях, сформировало то ядро системы ценностей, на которых основана современная техногенная цивилизация [4].
Прививая человеку, чувство силы, техника делает основным смыслом существования человека развитие техники, тем самым, устанавливая в качестве критерия развития культуры и цивилизации уровень собственного развития. Идея общественного прогресса возникает одновременно, с осознанием первостепенной роли техники для городского образа жизни и является следствием технического развития. С развитием техники у человека растет ощущение силы могущества, все более превращающееся, пропорционально уровню технического развития, в чувство всемогущества и абсолютной власти.
Техника коренным образом изменяя изнутри само существо человека, изменяет и отношение человека к окружающему миру. Однако техника подчиняет человека себе. Например, она превратила природу в единую фабрику и оторвала человека от почвы. Техника носит безличный, универсальный характер, она нацелена на типичность и массовость. И это делает ее доступной всем народам.
Но если «техника, которая раньше, - отмечает Х. Ортега и-Гассет, - давала человеку чувство свободы и власти над обстоятельствами, теперь сама стала определяющим фактором его жизни. Она не только диктует человеку образ жизни, но способна диктовать и саму ее перспективу» [5].
Сегодня некоторые философы и культурологи склонны считать технику, вернее, ее господство в современном обществе, едва ли не самым главным злом современной цивилизации. Опасность техники может заключаться в том, что человек попадает в полную от нее зависимость. Существование и ускоряющееся развитие техники уже нельзя остановить. Человек начинает воспринимать весь окружающий мир как объект преобразований, то есть существует опасность превращения самого человека в подобие бездушного механизма.
Но технизация различных сфер жизни проходит уже несколько десятков лет, и развитие техники идет параллельно процессу гуманизации общества. Техника способствует и повышению образованности человечества, и знакомству с культурой самых разных народов и регионов. Будущность современной цивилизации зависит от того, в какой мере развитие техники будет соотнесено с возможностями природной среды и целями нравственного совершенствования человечества. Для того чтобы техника в своем агрессивном развитии не уничтожила человека и природу, нужны значительные волевые усилия и практические шаги общественных организаций, правительств, всего мирового сообщества.
Таким образом, роль техники в культурно-цивилизационном развитии социума и продолжающихся процессов глобализации всех сторон общественной жизни и человечества в целом, действительно приобретает вид «онтологического кентавра» (Х.Ортега-и-Гассет), создав возможность немыслимой прежде скорости сообщения, приведя человечество, как говорил К. Ясперс, к глобальному единению. Отныне начинается история единого человечества, единой становится его судьба [6].
Характерная черта современных технологий то, что в них большой удельный вес приходится на научные исследования, в том числе фундаментальные, и эти исследования все быстрее и более короткими путями включаются в практику.
В мировом сообществе происходит кардинальный пересмотр стратегии научно-технического развития. Там возобладало отношение к технологии как к началу начал современной научно-технической революции. Оно еще более окрепло в период энергетического кризиса, когда на первый план вышла стратегическая задача создания и широкого применения ресурсосберегающих технологий. Преимущество технологического подхода к научно-техническому развитию производства и социальной сферы, как свидетельствует практика развитых стран, характеризуется комплексностью и ориентацией на конечный результат. Такой подход существенно меняет организацию производства и сферы обслуживания.
В ходе работы я проследил долгий и сложный путь развития, который прошла техника вместе с процессом цивилизации, преодолевая трудности и постигая вершины.
Мы увидели, как делала свои первые шаги технологическая культура, возникая еще в древнейших временах и имея форму мифа и магии, как, пройдя сквозь многие столетия, заняла господствующее место в жизни человека.