Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 00:19, реферат
ХХ век, в СССР обозначился активным подъемом строительной отрасли. В крупных, средних, малых городах все кварталы и микрорайоны отмечены строительством новых зданий, реконструкцией ранее возведенных домов и общественных, производственных зданий. Сама архитектура развивается и приобретает новые черты, стили. Архитектура (лат. Architectura, от греч. Architeckton – зодчий, строитель) – зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры – здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.д.), планировка и застройка городов и населенных мест составляют особую область строительного искусства – градостроительство
Введение …………………………………………………………….. . 3
Советская архитектура 20-30-х годов………………………………. 5
Заключение…………………………………………………………… 31
Список литературы…………
Реферат
«Советская архитектура 20-30г.г.».
2012/13 учебный год.
Содержание
Введение
ХХ век, в СССР обозначился активным подъемом строительной отрасли. В крупных, средних, малых городах все кварталы и микрорайоны отмечены строительством новых зданий, реконструкцией ранее возведенных домов и общественных, производственных зданий. Сама архитектура развивается и приобретает новые черты, стили. Архитектура (лат. Architectura, от греч. Architeckton – зодчий, строитель) – зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры – здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.д.), планировка и застройка городов и населенных мест составляют особую область строительного искусства – градостроительство. Задача архитектуры – организация пространственной среды для жизни и деятельности человека – осуществляется посредством материальных структур – строительных конструкций.
Советская архитектура рождена Великим Октябрем. Послереволюционные годы коренным образом изменили архитектурный облик наших городов, их планировку, масштабы и темпы строительства. Дерево сменили кирпич и железобетон. Наши города поднялись ввысь. Коренные преобразования в стране после победы Октябрьской революции, видны и на примере г. Горького, ныне Нижнего Новгорода – крупного промышленного и культурного центра.
Нижний Новгород, как и любой другой исторический город, отражает в своей архитектуре напластование времен и переплетение стилей. Сегодняшний облик города определяется сочетанием прошлого и современности, и это любому старинному городу придает особый колорит.
Предпосылки для развития современной архитектуры начали складываться на рубеже XIX-XX веков. Нижний Новгород – уже тогда значительный промышленный и торговый центр России – ярко представлял лицо российской архитектуры того времени. Здесь работали крупные зодчие, такие как П. Бойцов, братья Веснины, Л. Даль, А. Кочетов, П. Малиновский, В. Покровский, А. Померанцев, В. Цейдлер, Ф. Шехтель, В. Шретер, В. Шухов и др.
Выбор данной темы обусловлен тем, что она, безусловно, актуальна в наши дни. Советская архитектура остаётся популярной темой для работ ученых, публицистов, искусствоведов и т.д. Дело в том, что архитектура, как и другие виды искусства, находится в постоянном движении к совершенству, на каждом этапе приобретает новые черты, которые становятся фундаментом для новых прогрессивных изменений. Данный этап развития архитектуры, как и любой другой, чрезвычайно важен для изучения тенденций развития архитектуры в целом, российской или мировой. Изучение этого сравнительно не далёкого от наших дней периода – 20-30-х гг. – позволяет нам проводить параллели с современностью, находить сходство, различия, выявлять влияние прошлого на настоящее.
Советская архитектура 20-30-х годов
В годы гражданской войны и интервенции
строительство в стране практически не велось. Широко распространенным в
строительстве был ручной труд, отсутствовала
механизация работ, сказывались недостаток
транспортных средств, нехватка квалифицированных
строителей.
Начало первым градостроительным мероприятиям
было положено в 1924-1925 годах. Объемы строительства
в эти годы были невелики, но при большинстве
промышленных предприятий, электростанций
уже проектировались и возводились первые
благоустроенные поселки для рабочих.
По всей стране стали появляться временные
барачные городки, которые строились с
применением дешевых материалов и облегченных
конструкций. К настоящему времени в большинстве
своем они снесены. Такое строительство
было характерно для восстановительного
периода. Оно отражало реальную экономику
того времени.
В начале 20-х годов в г. Нижнем Новгороде строились в основном малоэтажные жилые дома. В большинстве своем это были рубленные восьмиквартирные дома с покомнатным заселением. Интересным примером такого рода застройки является двухэтажный жилой дом для рабочих, построенный в 1925 году по проекту московского архитектора Г. Бархина рядом с Сормовской тепловой подстанцией. Он имеет серповидный план и по внешнему облику напоминает коттедж. Квартиры в доме – двухкомнатные с кухней-столовой, имеющей выход на участок. Высокие крыши позволили образовать мансарды со своеобразным запоминающимся силуэтом.
Над проблемой массового малоэтажного строительства в эти годы работал инженер Л. Агафонов. По его проектам было построено несколько экспериментальных жилых домов, выполненных с применением облегченных конструкций. Впервые в городе им были построены каркасные здания с многослойными стеновыми панелями (жилые дома на ул. Лядова, №16 и 18, на Театральной площади и др.). Эти поиски предвосхитили появление навесных панелей в современном домостроении.
Следующий этап строительства связан с возведением трех-, пятиэтажных жилых домов для рабочих. С середины 20-х годов в Нижнем Новгороде появляются первые каменные секционные дома. Их архитектура носила черты переходного времени (сохранялись классические принципы композиции, детали старых стилей). Они состояли из отдельных благоустроенных квартир и обеспечивали достаточно благоприятные бытовые условия. В связи с острым жилищным кризисом заселялись преимущественно покомнатно.
Первым многоэтажным капитальным жилым зданием в г. Нижнем Новгороде был спроектированный А. Яковлевым в 1925-1927 годах дом на углу ул. Пискунова и Дзержинского, в районе Черного пруда.
Дом получил в те годы название чернопрудского «небоскреба» и предназначался для семей рабочих – передовиков производства. Для него в те годы характерны также черты переходного времени. Отголоски старого художественного мышления еще прочитываются в его фасадах. Активную роль во внешнем облике играет ритм вертикальных линий (пилястры, угловая повышенная часть, вытянутые вверх окна). Автор использует прием членения фасадов в виде выступов и отступов, создающих игру плоскостей. В доме располагались 40 трех- и четырехкомнатных квартир. Они имели большие комнаты и кухни, широкие прихожие и ванные комнаты, а в подвале дома разместилась прачечная.
Четырехэтажный жилой дом, со встроенными магазинами в первом этаже, контрастировал с окружающей малоэтажной застройкой. Он сразу задал новый масштаб последующему строительству.
В это же время в Сормове на ул. Коминтерна по проекту С. Иванова было возведено два четырехэтажных 80-квартирных жилых дома. Это были П-образные в плане секционные дома с выступающими по главным фасадам многогранными объемами лестничных клеток. Фасады из красного кирпича с оштукатуренными белоснежными вертикальными пилястрами и обрамлениями окон давали определенный декоративный эффект и выглядели довольно привлекательно. На лестничную площадку выходили две двухкомнатные квартиры. В доме в целях экономии средств еще не было ванных комнат.
Наряду с отдельно стоящими капитальными жилыми домами в Нижнем Новгороде велось строительство и целыми кварталами. Первые кварталы для рабочих были возведены на ул. Дзержинского (архит. А. Яковлев) и на ул. Ванеева в районе оперного театра (архит. К. Блохин). Они подобны первым жилым комплексам на Дубровской и Усачевской улицах в Москве и на Тракторной в Санкт-Петербурге. Во дворах были разбиты детские площадки для игр, проведено благоустройство и озеленение.
Жилые дома 20-х годов лаконичны и скромны по архитектуре. В ходе поисков складывались черты нового архитектурного стиля с предельной строгостью и простотой функционально-конструктивных форм. На фасадах все реже появляются декоративные детали. Все больше значение архитекторы придавали ритмике балконов и лоджий, глухим плоскостям стен и пластике скругленных или выступающих элементов фасада, акцентировке углов и входов в здание, геометрическому рисунку оконных переплетов и балконных решеток. Жилой перестал быть единым объектом, он стал составной частью группы домов (квартала). Намечались тенденции к стандартизации и типизации массового жилища.
Кроме этих типов жилых домов для рабочих, рассчитанных на ведение индивидуального домашнего хозяйства, появились и экспериментальные дома. Основанные на идеи коллективизации быта, что должно было свести к минимуму домашнее хозяйство и создать благоприятные условия для культурного роста семьи.
Еще в конкурсных проектах Соцгорода автозавода архитекторы предлагали дома-коммуны, где жильцы могли бы пользоваться общими столовой, прачечной, душевыми, библиотекой-читальней, залом собраний, детскими и школьными учреждениями. Программа новой жизни в домах-коммунах была нацелена на охват жильцов физкультурой, ликвидацию неграмотности, самообразование, на организацию досуга и избавление от тягот быта.
Проекты домов-коммун в нашей стране разрабатывались уже в начале 20-х годов, но строительство их было связано в большинстве случаев с возведением новых городов. В пределах ограниченных объемов строительства того времени дома-коммуны занимали видное место. Они были построены во многих городах нашей страны. Многие из них не дошли до наших дней, многие остались в проектах. В Нижнем Новгороде на основе новых идей коллективизации быта были сооружены пять домов-коммун. Все они индивидуальны по своему содержанию и архитектурной композиции.
Одним из первых был построен дом-коммуна в Соцгороде автозавода по проекту коллектива студентов МВТУ (Московского высшего технического училища) под руководством А. Мордвинова. В этом проекте каждый из жилых комбинатов (так назывался крупный по размерам дом-коммуна), которыми предполагалось застроить город-коммуну, состоял из ряда корпусов, заселяемых по возрастным группам. Эти корпуса были связаны крытыми переходами между собой, с культурным центром и детскими учреждениями. В центре комбината располагался жилой корпус для школьников, где на втором этаже размещались кружковые комнаты. Помещения этого этажа являлись продолжением клуба и связующей частью с корпусом детского сада. С обеих сторон корпус школьников фланкировался корпусами молодежи и далее двумя корпусами взрослых, имеющих детей, которые были связаны переходами с яслями, размещенными в двух зданиях. В состав культурного центра-клуба входили вестибюль с гардеробом, холл с почтово-телеграфным отделением, киосками для продажи предметов первой необходимости, столовая, зал собраний, физкультурный зал, библиотека-читальня. Переходы между отдельными корпусами были подняты на столбы, что давало возможность видеть пространство озелененного двора с игровыми площадками. Такой жилой комбинат был рассчитан на 1000 рабочих, занятых в автопромышленности. Каждый жилой блок имел комнаты площадью 9, 13, 23 м², которые располагались по обе стороны коридора. Кроме жилых ячеек, в каждом корпусе размещался красный уголок для коллективного отдыха. В конце коридора находилась кухня, туалеты и ванные с душевыми для всего этажа.
В связи с острым недостатком жилья, нарушались нормы по заселению, так, например, в комнату площадью 9 м² заселяли семью из 2-3 человек. Задуманное в проекте функционирование дома нарушилось. Дом-коммуна перестал существовать как единый организм и превратился в неудобное для жизни семейное общежитие. Развернулась работа над созданием «жилища переходного типа», обоснование которого было дано крупным общественным деятелем архитектором Н. Малютиным. Он писал о необходимости строить жилье таким образом, чтобы была возможность жить семьей и по желанию пользоваться всеми формами обслуживания или самим готовить и самим воспитывать детей. Дома-коммуны переходного типа уже не имели в виду отмену индивидуального домашнего хозяйства. Общественные помещения рассматривались как дополнительные, выполняющие лишь подсобную роль. Этот тип домов-коммун нашел широкое применение в Нижнем Новгороде.
Так, в 1930 году в Сормове, в районе Дворца культуры на ул. Энгельса, А. Яковлевым был запроектирован дом-коммуна, состоящий из семи корпусов: пяти жилых, одного культурно-общественного и одного детского. По проекту был построен лишь один жилой корпус для многосемейных, где впервые в стране были применены четырехкомнатные квартиры в трех уровнях.
По инициативе рабочих, строителей, печатников, швейников организовалось рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество «Культурная революция», для которого архитектор В. Медведев составил проект дома-коммуны.
Жилой комбинат строился в центре города, в районе драматического театра. Автор удачно решил объемно-пространственную композицию, состоящую из пяти самостоятельных объемов, четыре из которых это шестиэтажные корпуса коридорно-секционного типа и пятый – здание детского сада и яслей. Однокомнатные квартиры и комнаты заселялись студенческой молодежью и одиночками, двух- и трехкомнатные квартиры – семейными. В трехкомнатных квартирах имелись кухонные ниши с вытяжными шкафами. Поэтажно располагались общие кухни, красные уголки, библиотеки-читальни. В цокольных этажах размещались душевые, прачечные, ванные и другие, подсобные и хозяйственные помещения. На плоской крыше предусматривался солярий. Двухэтажная столовая размещалась в пониженной части центрального корпуса.
При капитальном ремонте дома в 50-е годы была произведена перепланировка квартир, несколько изменился и внешний облик дома-коммуны: плоская крыша была заменена на скатную, что дало возможность использовать чердачное пространство в качестве подсобных помещений. В настоящее время столовая и первые этажи двух жилых корпусов заняты административными учреждениями, не имеющими отношения к дому.