Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:10, реферат
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Каждый четвертый на Земле - китаец. Следовательно, китайская система воспроизводства населения - самая удачная, и к ней следует внимательно присмотреться.
Реферат по теме:
«Семейная культура Китая»
Саратов
2010
Введение
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Каждый четвертый на Земле - китаец. Следовательно, китайская система воспроизводства населения - самая удачная, и к ней следует внимательно присмотреться.
Сегодня Китай - одно из самых динамично развивающихся государств мира. Интерес к данной стране отнюдь не исчерпывается её колоссальными достижениями в сфере экономики. И специалистов, и неспециалистов привлекает богатое культурное и историческое наследие Поднебесной. Сохранение этого наследия, включение его в современную жизнь формирует особый, отличный от Запада путь развития китайского общества, в котором традиция и новация очень тесно переплетены между собой. Семейная организация китайцев, активно вовлечённая в процессы социальной модернизации, - яркий пример такого взаимодействия.
На протяжении столетий заключению брака и функционированию семьи в Китае придавалось особое значение. Семья представляла собой государство в миниатюре, где отец считался «представителем» императора, и нарушение домашних устоев рассматривалось как нарушение устоев государственных. Отношения в семье, равно как и между государём и чиновниками, базировались на нормах конфуцианской морали. О женитьбе детей родители начинали думать ещё задолго до достижения ими половой зрелости. Главной целью брака было продолжение генеалогической линии, что, согласно традиционным верованиям, обеспечивало заботу не только о ныне здравствующих членах семьи, но об усопших предках. Культ предков и традиция сыновней почтительности создали в Китае подлинный культ семьи, явившийся основой функционирования общества.
Актуальность темы. Изучение института семьи и брака в Китае представляет особый интерес по нескольким причинам.
Во-первых, исследование семейной культуры Китая имеет особое значение для понимания основных процессов, происходящих в любом обществе, тенденций и перспектив его развития. Семья, будучи важнейшим социальным институтом, оказывает влияние на ход исторического развития общества. Именно семья отвечает за воспроизводство населения, ей принадлежит ключевая роль в вопросах социализации человека, в формировании и передаче национальных культурных традиций, ценностных ориентаций, определяющих социальное поведение.
Во-вторых, традиционно высокая значимость института семьи и брака в китайском обществе - микроединицей с точки зрения китайцев до сих пор считается семья, а не индивид - это оказывает глубокое влияние на темпы и результаты проводимых в КНР на данном историческом этапе политических и экономических преобразований.
В-третьих, наличие общих границ между Россией и Китаем, давняя история отношений народов двух государств, рост за последние десятилетия значения российско-китайских отношений во внешней политики РФ делают изучение семьи и брака китайцев чрезвычайно необходимым для российского общества.
В-четвёртых, на рубеже ХХ - ХХЙ вв. во всём мире отмечается значительный всплеск интереса к изучению семейной проблематики. Это во многом объясняется ускорением изменений института семьи и брака, снижением степени его стабильности, появлением многообразных форм организации семейной жизни. В настоящее время сложные демографические, социально-статусные и структурные изменения в семейно-брачных отношениях являются типичными как для индустриально развитых стран, так и для стран, совершающих переход к посттрадиционному обществу.
1. Конфуцианский культ предков
Величайший китайский философ Кун-цзы, известный в европейской литературе под именем Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), в качестве социального идеала выдвинул благо-родного человека, обладающего высокими моральными качествами, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье («пусть отец будет отцом, а сын - сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство - та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику.
Сутью традиционного китайского конфуцианства всегда была ярко выраженная семейственность, которая ставилась выше всех прочих социальных отношений. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных - от далеких предков к отдаленным потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей. Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе (мужчины из состоятельных семей могли компенсировать ее отсутствие выбором себе наложницы по вкусу - этому жена не имела права препятствовать). Но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего долга, который выражался в соблюдении интересов семьи, т.е. в рождении детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках. В Китае бездетным считался тот, кто не имел сына, даже если он имел 10 дочерей. Отсюда - постоянная тенденция к росту семьи.
Государство рассматривается как некая семья семей, объединяющая всех китайцев в единую социальную общность. Но кровные семейные узы считаются важнее, чем более опосредованные связи, в том числе обязательства перед императором. Долг перед собственным отцом важнее, чем долг перед полицией. В известном предании о Конфуции говорится о правителе, который хвастался Конфуцию состоянием добродетели в его стране. Он сказал, что если отец украдет, сын донесет на него властям. На что Конфуций ответил, что в его стране добродетель гораздо выше, поскольку сын и помыслить не посмеет так поступить со своим отцом.
Отдельный человек в Китае не имеет, безусловно, авторитетного источника, дающего ему право бунтовать против семьи и паутины социальных связей и отношений, в которую он попадает с рождения. В христианстве есть понятие трансцендентного Бога, чье Слово представляет собой высший источник истины и права. Божий закон главнее всех остальных обязанностей и обязательств - достаточно вспомнить, как Бог потребовал от Авраама принести в жертву своего сына, - и именно этот трансцендентный источник морали позволяет личности на Западе пренебрегать всеми формами социального долга, начиная с семьи и кончая государством.
При наличии прочных внутрисемейных связей в традиционном китайском обществе, связи между людьми, не находящимися друг с другом в родственных отношениях, относительно слабы. В китайском обществе наблюдается относительно высокая степень недоверия между людьми, которые не являются родственниками. В деловых отношениях и даже в политических связях преданность семье, роду и своей провинции часто перевешивает сам факт принадлежности к китайской национальности.
1.1 Семейно-клановая организация
Культом предков и сыновней почтительности конфуцианство стимулировало расцвет семьи, стремление близких родственников к совместному проживанию. В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространены. Такие семьи обычно делились лишь после смерти отца, а то и обоих родителей. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю наследства, в т.ч. дом с храмом предков. Остальная часть общего имущества делилась поровну между сыновьями. Все новые семьи, основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой своего культа предков, бокового по отношению к главному), в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата - главы основной линии культа, общего для всего клана. Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню, особенно на юге страны, где кланы бывали наиболее сильны.
За десятилетия одни семьи становились беднее и приходили в упадок, другие, напротив, могли разбогатеть. Их дом становился центром клана, и к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи. За мелкие подачки бедные родственники помогали своему разбогатевшему сородичу, а богатый хозяин клана использовал семейно-клановые традиции для эксплуатации их труда. Возникала семейно-клановая корпорация, крепко спаянная родством и традициями.
Сила и авторитет этих корпораций признавались властями, охотно предоставлявшими им право решения различных мелких тяжб и внутренних деревенских дел. Кланы ревниво следили за сохранением за ними этих прав. Символом кланового единства был родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, не подлежащими отчуждению. В храме по торжественным праздникам собирались все члены клана, подчас сотни сородичей. После ритуальной части на собраниях решались деловые вопросы. На суд родственников было принято выносить все споры и заботы, как гражданские и имущественные, так и сугубо интимные: не было ничего святого, своего, личного, чего не должны были бы знать семья и клан.
2. Сексуальная культура Китая
Сексуальная культура Китая имеет даосскую основу. Даосские учителя видели в сексе практику Пути, более того - верховный Путь мира. Сексуальность обостряет сознание, в каждый момент существования она сталкивает человека с чем-то иным и предлагающим себя узнаванию. В классических даосских трактатах по сексологии повествование обычно ведется от лица Желтого Владыки (Хуан-ди) - легендарного основоположника китайской цивилизации и верховного патрона даоссов.
2.1 Дао любви
Для китайцев сексуальные отношения были самым чистым и непосредственным выражением взаимодействия космических сил: Ян - мужского, светлого, активного и Инь - женского, темного, пассивного. “Одно инь, одно ян - вот что такое путь”. Человек - поле деятельности Инь и Ян, который интериоризирует их эзотерическую сущность, а затем воплощает ее в своей жизни и поступках. Мужчина и женщина - лишь проекция вовне деятельности сил Инь и Ян. Половые отношения мужчины и женщины дублируют сношения высших начал. Повторение “образа”, четкое следование ему, воспроизведение “Великого образа” в повседневной жизни - путь китайской традиции. Китайская семья - имитация Небесной гармонии.
Подобно всем мировым процессам, совершающимся под эгидой Великого Пути, совокупление мужчины и женщины - это обмен силами инь и ян, который служит очищению и укреплению обоих начал. Половой акт осмыслялся по аналогии с органическим процессом роста и созревания всего живого. Со временем этот процесс стали отождествлять с вызреванием в теле подвижника эликсира бессмертия или его нового, бессмертного зародыша. Естественные фазы соития соответствовали определенным ступеням продвижения в Великом Пути.
Партнерам следовало изменять ритм и характер своих движений, что предполагало необычайную чувствительность и ясность сознания, душевный покой и довольство. Такое соитие воспроизводило текучую, извечно обновляющуюся реальность великого Пути, который есть “тысяча перемен, десять тысяч превращений”. Смена поз и движения партнеров воспроизводили превращения восьми Триграмм, пути небесных светил, различные циклы течения энергии в теле. Кульминацией просвещенного соития было впитывание женских эссенций через пенис во время оргазма (“перед тем как цветы опадают”).
Вызревание уравновешенного и жизненно полного сознания в человеке предполагает включение в опыт женственной глубины, сумеречной, ускользающей, чувствующей стихии в нас, которая не ищет отождествления с собой и не пытается заявить о себе. Сознание “самоопустошающееся” есть сознание женственное. Обратить умственный взор в непроницаемую глубину сердца означает начать поиск женщины в себе. Лао-Цзы учил “знать мужское и хранить в себе женское” и именовал духовную реальность Сокровенной Женщиной. Физическая близость с женщиной - наиболее доступный и наглядный способ усвоения женской энергии, женского опыта.
Цель секса состояла в накоплении в себе жизненной энергии (ци) посредством накопления ее субстрата - “семени” (цзин). В половом акте было необходимо пополнять запасы семени в организме и не изливать семя вовне. Тогда, как говорится в “Каноне Чистой Девы”, жизненной силы будет в избытке, самочувствие будет превосходным, можно усилить любовные переживания и избежать пресыщения. Поэтому предлагалось “возвращать семя в себя”, т. е., закупорив семявыводящий канал, направить поток семенной жидкости внутрь тела, вводя жизненную силу семени в круговорот энергии, творящий “внутренний эликсир”. Женская культивация семени предусматривала “закалывание красного дракона” - искусственное прекращение менструаций с помощью медитаций и гимнастических упражнений. Омолаживающий массаж грудей накапливал в них жизненную энергию. Вынашивание зародыша в течение трех тысяч дней и просветление завершается появлением чистого золотого света в области темени.
Золотистая аура - украшение богов. Достойная семейная жизнь объясняется ответственностью за космогонический процесс. Трудно быть богом, но для любой женщины «закалывание красного дракона» есть настолько манящая, притягивающая перспектива, что ею невозможно пренебречь.
2.2 Асексуальность китайской семьи
Все взаимоотношения в китайском обществе рассматривались как продолжение отношений «отец - сын». Отношения мужа и жены репродуцировали эту связь, и жена становилась не столько спутницей мужа, сколько членом большой семьи. Свадьба ритуально оформляла то, что родители брали себе приемную дочь, а не то, что сын брал себе жену.