Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 08:38, контрольная работа
Переход от культуры Средневековья к культуре Нового времени включает в себя два великих движения: Возрождение, олицетворяющее светское направление в культуре и развившееся в Италии и некоторых странах севера Европы, и Реформация – религиозное течение, распространявшееся в других странах Европы и не затронувшее Италию.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ 6
ГЛАВА 2. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ РЕФОРМАЦИИ 11
ГЛАВА 3. РОССИЯ И РЕФОРМАЦИЯ 13
ГЛАВА 4. СУЩНОСТЬ РЕФОРМАЦИИ 15
ГЛАВА 5. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Четвертый вопрос касается характера учения, принятого той или другой страной, и учений, параллельно с ним развивавшихся. Личность главных реформаторов – Лютера, Цвингли и Кальвина - играет важную роль, но она не должна совсем заслонять ни второстепенных реформаторов, ни сектаторов вроде Фомы Мюнцера, Сервета или Социна.
ГЛАВА 2. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ РЕФОРМАЦИИ
Западная историография посвятила Реформации огромную литературу. Историей Реформации занимаются многие общества по истории религии и церкви, а также специальные общества по истории Реформации в Германии и США, на нескольких языках издается специальный журнал «Archiv fur Reformationsgeschichte». Наибольшее внимание западных исследователей привлекает Реформация в Германии (точнее – исследование теологии М. Лютера), кальвинизм, христианский гуманизм (особенно Эразм Роттердамский). Наблюдается большой интерес к народным течениям реформации, в частности к анабаптизму.
Но для западной историографии до 20в. пресуще то, что большое внимание направляется на исследование теологических проблем. Другое направление, особенно характерное для немецкой протестантской историографии и восходящее к Л.Ранке, связывает Реформацию с историей государства, в западно-германской историографии 20в. крупнейший представитель – Г.Риттер. Многие представители этого направления именно Реформацию провозглашают началом эпохи новой истории.
Наконец в начале 20в. в западной науке возникло направ-ление, которое устанавливает связь между Реформацией и социальными изменениями эпохи. Религиозно-социологическая теория М. Вебера о роли протестантской (прежде всего кальвинистской) этики в формировании «духа капитализма» вызвала в науке интенсивную полемику. Связь Реформации с общим социально-экономическим развитием эпохи подчеркивается в работах таких по существу разных исследователей, как немецкий теолог Э.Трёльч, французский историк А.Озе, английский историк Р.Тоуни.
Марксистская историография в общих оценках Реформации отталкивается от характеристики, данной основоположниками марксизма, увидевших во всей совокупности социальных движений её первый акт европейской буржуазной революции. При этом наиболее интенсивно изучается народная Реформация в Германии, частично Нидерландах, Польше.
Современные иследователи все же склонны рассматривать Реформацию как религиозно-социальное движение, а не как «неудавшуюся буржуазную революцию».
Процесс Реформации сегодня изучен достаточно хорошо, что обусловлено обилием источников и сведений, расказывающих о том периоде.
К ним относятся множество документов того времени, такие как Нантский эдикт 1598г. или письмо М. Лютера « К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» 1520г., «Индекс запрещенных книг», изданный папой римским Павлом 3.
Многочисленные труды лидеров Реформации (Ж.Кальвин - «Наставления в христианской вере» и комментарии к Библии, М.Лютер - тезисы, перевод Библии на немецкий язык и литургические тексты ) и католических теологов.
Кроме того до нас дошли литературные произведения: Эразм Роттердамский «Похвала глупости», «Божественная комедия» великого Данте.
Также в число письменных памятников Реформации входят исторические хроники, в том числе католической церкви.
Конечно представления о том времени были бы не полными без материальных источников из которых мы имеем представление о скромности протестантских церквей и богатстве католических
Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру.
Наиболее массовое переселение произошло во время Ливонской войны, во время которой вглубь Русского Царства попадали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в 1556г. в Москву в составе посольства ездил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола. В 1569г. в составе следующего посольства был епископ Турку Павел Остен. Это посольство русским царём было сослано в Муром, где и пребывало в течение 2 лет.
В дальнейшем в Москве (и ряде торговых городов, например, в Архангельске) существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Российские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь, иногда сотрудничая с руководством общины в наказании ересей (например, казнь проповедника Квирина Кульмана в конце XVII в.)
Богословское осмысление Реформации в России начинается уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека, причём тот, отвергая положительную программу Лютера, согласен с ним по поводу оценки папства. К 1640-м годам относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений украинца Захарии Копыстенского. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра 1 по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).
Впрочем, к лютеранам в России периодически относили весьма экзотических личностей. В старообрядческой книге «Винограде Российском» рассказывается о некоем Вавиле, прославившемся своими аскетическими подвигами и сожжённом в 1666 году: «Бяше.. рода иноземска, веры люторския, учения художественна, вся художественныя науки прошед.. в славней парижстей академии учився довольна лета, языки же многими.. добре и всеизрядне ведый глаголати».
Возрождение и Реформация – глубоко взаимосвязанные течения в культуре XVI в. И то, и другое вызвано возникновением раннего капитализма, требовавшего изменений в экономике, искусстве, религии и всем строе повседневной жизни.
В рамках Реформации выделяют два основных направления:
Идеолог крестьянско-плебейского направления Томас Мюнцер стал одним из вождей крестьянской войны в Германии (1524–1536). Его взгляды были близки к атеизму, утопическому социализму и коммунизму. Мюнцер учил, что царство божье – это общество без частной собственности, без богатых и бедных, которое надо строить на земле, а не на небе. После поражения организованного им революционного ополчения Мюнцер был казнен.
Умеренное направление Реформации смогло более гармонично вписаться в процесс развития европейской цивилизации. Порожденные им религиозные течения существуют до сих пор и являются господствующими религиями в ряде стран Европы и Америки.
Кризис католической церкви в XVI в. был обусловлен тем, что ее традиции и предъявляемые к человеку требования все больше и больше расходились с реальностью раннекапиталистического общества. Так, церковь всегда резко отрицательно относилась к ростовщичеству и к получению частными лицами и банками доходов с капитала. С точки зрения современной экономики, рассуждения идеологов католицизма кажутся, конечно, нелепыми. Они утверждали, что процент с капитала – это результат течения времени, т. е. он возникает только потому, что проходит некий временной срок. Однако время создано Богом и принадлежит только ему, поэтому церковь, представляющая бога на земле, должна забирать себе весь доход, возникающий в результате начисления процентов на капитал. Понятно, что предприниматели не хотели выполнять подобные требования, а если бы их удалось реализовать, капитализм вообще не смог бы развиваться.
Большое недовольство европейцев вызывала циничная практика продажи католической церковью индульгенций – специальных грамот, подписанных римским папой. Эти грамоты предоставляли человеку отпущение (т. е. прощение от имени Бога) совершенных и еще несовершенных грехов. Индульгенции могли выдаваться за особые заслуги перед церковью, но чаще всего просто продавались за деньги (православная церковь индульгенций не выпускала). Такая торговля обосновывалась тем, что католическая церковь якобы обладает запасом добрых дел, совершенных Христом, девой Марией и святыми, и этими добрыми делами можно покрывать грехи людей. Однако возмущенное общественное мнение видело в такой практике доказательство кризиса церкви, проявление ее жадности и циничности, резко контрастирующей с чистотой и праведностью учения Христа. Назревали перемены – реформирование или раскол католицизма.
Началом эпохи Реформации считается 31 октября 1517г. В этот день в городе Виттенберге местный монах, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви для всеобщего обсуждения свою работу «95 тезисов об индульгенциях», в которой подвергал критике отпущение грехов за плату. Поднявшаяся волна осуждения римской католической церкви сделала Лютера вождем нового религиозного движения, третьего направления в христианстве, получившего название «протестантизм». Первые два направления – православие и католицизм – возникли в результате идейного и организационного раскола христианства, официально оформленного в 1054 г. Слово «протестантизм» возникло в результате следующих событий политической жизни Германии. В 1526 г. рейхстаг (парламент) в городе Шпейере (Бавария) по требованию немецких князей – последователей Лютера принял постановление о праве каждого князя самостоятельно выбирать религию для себя и для своих подданных. Такой подход первоначально одобрял и сам Лютер, но вскоре он отказался от свободы вероисповедания. В 1529 г. второй Шпейерский рейхстаг отменил постановление 1526 г. В ответ 5 князей и ряд имперских городов заявили «протест», от которого и произошел термин «протестантизм».
Протестантизм возник в результате борьбы буржуазии против католической церкви, освящавшей феодальный строй, поддерживавшей его идейно и экономически. При этом буржуазия ставила цель не упразднить, а лишь реформировать католицизм, приспособив его к новым потребностям экономики, культуры и повседневной жизни. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище), о божественном откровении как основе человеческого знания и т. п. В то же время протестантизм выдвинул три новых религиозных принципа: спасение личной верой (1), священство всех верующих (2) и исключительный авторитет Библии (3).
Католическое учение утверждает, что человек спасается верой и добрыми делами. Лютер решительно отверг значение добрых дел для спасения человеческой души: люди сотворены из ничего и все их дела в глазах Бога – тоже ничто. Спасение человека зависит только от одного – от всеохватывающего доверия к богу и любви к нему.
Казалось бы, подобные идеи Лютера интересны только для богословов. Но в действительности они оказались очень важны для распространения протестантских религий. Требование совершения богоугодных деяний, предъявляемое к верующим в средние века, в эпоху капитализма стало выглядеть несколько архаично. Капиталистическое общество требует от своих граждан гораздо более напряженного труда и не оставляет им времени для долгих религиозных обрядов и других дел, отвлекающих от основного рода занятий. Поэтому упрощенность требований, предъявляемых к сторонникам протестантизма, помогала его распространению. Западные проповедники, действовавшие в России в 90-х гг. XX в., тоже использовали это преимущество протестантизма. Повторяя мысли Лютера, они убеждали слушателей, что для решения наших жизненных проблем достаточно просто искренне поверить в Бога, все время «иметь Христа в своем сердце». Такой подход очень удобен для делового человека современного западного мира: не надо тратить много времени на молитвы и богоугодные поступки, а искренне верить и принимать Бога в своем сердце можно, так сказать, прямо на бегу, не отрываясь от повседневных дел.
Идея всеобщего священства также выражает новый капиталистический этап в развитии человеческой личности. В средние века католический священник был посредником между Богом и человеком – только он имел право читать Библию и истолковывать прихожанам волю Бога. В протестантизме же утверждается, что принципиальных различий между священниками и мирянами (т. е. всеми остальными верующими) не существует: каждый может сам общаться с божеством, читать и по-своему толковать Библию. Поэтому священники-проте?станты не имеют права исповедывать и отпускать грехи, они выбираются своей общиной, а не назначаются высшими церковными иерархами. Свобода и самостоятельность каждого человека в истолковании Библии, в общении с Богом – это, по существу, отражение той свободы в повседневной жизни и в коммерческой деятельности, которую давал человеческой личности ранний капитализм. В отличие от средневекового европейца или от жителя «Города Солнца» Т. Кампанеллы, человек все больше освобождается от опеки сверху и учится самостоятельно принимать решения по любым жизненным вопросам, включая религиозные.
Представление об исключительном авторитете Библии означало, что она является единственным источником вероучения. Библия впервые переводится на национальные языки (немецкий перевод сделал М. Лютер) и становится общедоступной. Протестантизм делает церковь более простой и скромной: отказывается от монастырей и монашества, упрощает церемонию богослужения, убирает из молитвенных домов пышные украшения, алтари, иконы, колокола.