Особенности Древнеегипетского художественного стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:48, реферат

Краткое описание

Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Существуют предположения, что такие основы древнеегипетского искусства, как геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру в Месопотамии.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат Особенности Древнеегипетского художественного стиля.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

 

Солнечные храмы.

  К числу самых замечательных из них (солнечных храмов фараонов V династии) принадлежит храм Ниусирра в абидосе. Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного культа. Его игла, покрытая золоченой медью, отражала солнечные лучи. Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесенной стеной. Он невелик, но массивен по пропорциям. Внешний вид его символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству, хотя на том этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.

  Неотъемлемую часть  единого комплекса храмов и  гробниц составляли пластика  и росписи.

 

Изобразительное искусство.

Скульптура.

Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и  была связана с культом мертвых. Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.

В пирамидах, в специальном  помещении — сердабе, обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми.

В статуях поражает техника  изготовления глаз. Египтяне фиксировали  на них особое внимание путём сильного подкрашивания пастой, в которую  добавляли толчёный малахит. Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением Ка изображаемого человека.

Помимо статуй умерших  в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам — изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим канонами египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую  роль и в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, меньше акцентируя внимание на деталях.

Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские  статуи, посвященные фараонами в  храм для того, чтобы навеки поставить  себя под защиту божества. Молитвы  на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие в Среднем царстве, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств, такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.

В знак особой милости  фараона в храм посвящались и  статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить  свою статую в храм можно было сначала  лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и  распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

Еще к концу Древнего царства выделяются области, памятники  которых отличаются своеобразием. В  Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Легкие фигуры с удлиненными пропорциями, происходящие из Сиута (совр. Асьют), отличаются от меирских с их короткими головами и подчеркнутой мускулатурой груди; мягко трактованные формы тел, отсутствие резких линий характерны для абидосской скульптуры.

Период XVIII династии - время  расцвета египетского искусства, в  частности и в области скульптуры. Особое направление появилось в  конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.

В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.

 

 

 

Рельефы и росписи.

 

Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , заупокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть ими оформлено.

Характерные особенности  изобразительного канона в рельефе  сложились еще в додинастический период, что нашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства. Известная “Плита Нармера”, созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канонические черты. К ним относятся:

 

1.Построчное размещение  сюжетных сцен(разделение плоскости  горизонтальные пояса).

 

2.Композиционная организация  сцен(внутри поясов)на основе  упорядоченности. С наибольшей  ясностью этот принцип проступает  в т.н. мотивах шествия , где  фигуры движутся одна за другой , через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами.

 

3.Разномасштабность фигур.  Так как фараон был главным  действующим лицом в каждой  композиции, то его, как впрочем  и богов, изображали в больших  размерах, чем все остальные фигуры.

 

4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.

 

5.Изображение предметов с различных  точек зрения с помощью их  вертикального расположения : то , что  находится дальше , изображается  на плоскости выше.

 

6.Единство изображений и иероглифических  надписей.

 

Наиболее распространенной темой рельефов и росписей была тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные черты египетского искусства , поскольку любая сюжетная композиция использует много различных “элементов” таких как человеческие фигуры, предметы обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п. И все это множество изображений размещается на плоскости , разделенной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур и предметов ясно “читалась” глазами, не заслоняя друг друга. Расположенные через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами , они как будто застывают: вся “картинка” какой бы ни была ее тема воспринимается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обыкновенным миром реального бытия. Все конкретные и заимствованные из жизни сюжеты, воссозданные в египетских рельефах и росписях, благодаря композиционному решению, приобретали характер священнодействия , ибо они воспроизводили жизнь после смерти.

 

 

Литература.

Художественная литература Древнего Египта берёт начало в середине четвертого тысячелетия до н. э., в  период Древнего Царства. Основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся интерпретации в более поздние периоды развития египетской литературы. Но, говоря о жанре, стоит заметить, что далеко не всегда можно с точностью определить принадлежность того или иного произведения к определенному жанру. Например, жанр “поучения”, один из древнейших, связан с политическими памфлетами, “речениями”(например, “Речения Ипусера”), а вступления к ним иногда напоминают окаймляющую “рамку” в сказках (например, “Поучения Неферти”). Также в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы встречаем, например, гимн (“Приключения Синухета”), басня в иных случаях близка к сказке. Итак, одним из дифференциальных признаков стремительного развития египетской литературы является “дифундирование”, взаимопроникновение жанров.

Ещё одним признаком  фольклорной природы литературы периода Древнего царства является анонимность, исключение касается   сочинений, написанных в жанре поучения, как правило, авторство было приписано какому-либо из мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализом текста.   Витиеватость и сложность композиции, изощренность стиля, умение объединить одной “рамкой” несколько сюжетных линий. Подобные элементы построения произведения встречаются в сказках о фараоне Хуфу и чародеях, в “Сказке о потерпевшем кораблекрушение” и, прежде всего, в “Поучениях Неферти”. Этот жанр, получив широкое распространение в эпоху Среднего Царства, развивается на базе более изысканных литературных традиций, а, стало быть, и приемов. Авторы прибегают к рефренам, повторению слов, аллитерациям, лексическому параллелизму членов (т. е. к выражению одной мысли разными словами: “Открываются для тебя врата неба, отверзаются для тебя врата прохлады”). Тематика поучений не всегда меняется от раза к разу, от эпохи к эпохе.

В “Поучении гераклеопольского царя (Охтоя) своему сыну Мери-ка-Ра” содержатся советы относительно управления государством в период смутного времени. Охтой утверждает божественное происхождение власти, назначенной “добрым пастырем”, то есть Богом.

В более позднем “Поучении Птахотепа”, содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что “бог возвышает знатного человека”, просящему рекомендуется набраться смирения и так далее. Общественной моралью и проповедью смирения пронизано все произведение.

Подобная мысль встречается  и в “поучениях” мудреца Ипувера  и Ноферреху. Здесь описывается  в иносказательной форме восстание  рабов, происшедшее в конце Среднего Царства.

Художественное творчество древних было самым тесным образом связано с религией. Множество произведений религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, религиозные гимны богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму.

Пожалуй, наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны богам, вошедшие в различные  сборники. Так, еще в “Текстах пирамид” содержатся гимны Ра, Озирису.

Среди гимнов богам представляют наибольший интерес гимны верховному государственному богу Амону и в особенности гимны единому богу солнца Атону, культ которого установил еще Эхнатон, отец Тутанхатона( в последствии Тутанхамона).

Сверкает и блестит  на горизонте утром,  
Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.  
И тает мрак ночной под сенью рук горящих.  
Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.  
И на ноги встает от сна восставший люд.  
Омыв себя водою и взяв свои одежды,  
Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.  
Во всей земле твоей творят свою работу.  
И мирно бродит скот на пастбищах своих.  
Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,  
И птицы вылетают из гнезд своих ночных

“Гимна Нилу” Хети напоминает гимны другим богам. Нил  считался божеством и его почитали под именем Хапи. Но не Хапи, не бог  воспевается и прославляется  в нем, а именно река, “приносящая пищу... творящее прекрасное”:

Слава тебе, Хапи!  
Ты пришел в эту землю,  
Явился, чтобы оживить Египет...  
Он орошает поля, созданные Ра,  
Чтобы дать жизнь каждой козе...  

 

Религиозным гимнам близки гимны фараонам. Этот жанр имеет  и историческую ценность. Наиболее характерный в жанровом отношении текст гимна фараону относится к эпохе среднего царства. Это - “Гимн Сенусерту III ”, в котором восхваляется царь в качестве победителя врагов и защитника своих владений. Подобные гимны входили в более объемные сборники, типа “Рассказ Синухета”. Сохранилось более 25 списков этого произведения. Оно написано в форме автобиографии на стенах одной гробницы. Основная тенденция “Истории Синухета” та же, что и в речениях Неферти и наставлениях Аменемхета I , - прославление новой династии. Недаром таким милостивым выведен Сенусерт I ! Автор не только очень умело воспользовался формой автобиографии, но и , возможно, впервые, в мировой литературе сумел передать переживания своего героя - страх, тоску по родине. Последний мотив встретится еще ни раз, но ни где он не будет выражен так проникновенно и с такой экспрессией.

Информация о работе Особенности Древнеегипетского художественного стиля