Обзор особенностей садово-парковой культуры Вавилона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 03:44, доклад

Краткое описание

Вавилон (от семитского «bab-illu», означающего «Врата Бога») — город, существовавший в Междуречье (сегодня Ирак, 90 км к югу от Багдада), являлся одним из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.

Прикрепленные файлы: 1 файл

садово-парковое искуссво вавилона.doc

— 44.00 Кб (Скачать документ)

«Построен Вавилон  вот так, лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона  которого 120 стадиев (21 312 м) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (85 248 м). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 м), а высотой в 200 (106,56 м). Царский же локоть на 3 пальца больше обыкновенного (55,5 см)…»

Геродот.

Вавилон (от семитского «bab-illu», означающего «Врата Бога») — город, существовавший в Междуречье (сегодня Ирак, 90 км к югу от Багдада), являлся одним из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии, царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского.

Садово-парковое искусство  Вавилона несколько отличалось от египетского, несмотря на то, что районы долины Тигра  и Евфрата лежат на одной широте с дельтой Нила и по климату  Двуречье напоминает Египет. Северные районы Двуречья более богаты растительностью. В его истории четко выделяются три важнейших периода: шумеро-аккадский, ассирийский, нововавилонский. Сады в государствах Двуречья в ассирийский и нововавилонский периоды отличались большими размерами и необыкновенной роскошью, которую могли себе позволить богатые владыки этих стран. Естественные насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки. При общей регулярности плана, которая была обусловлена оросительной системой, сады Двуречья не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки располагались более свободно. Известный дворец Саргона II в Дур-Шарукине (711-707 гг. до н. э.) был окружен парком. "Я создал рядом с ним (дворцом) большой парк, подобие гор Амана, в котором были насажены всевозможные растения из растительности Хеттской страны и всякие плоды гор",- писал Саргон II. В VII в. до н. э. столицей Ассирии вновь стала Ниневия. Сын Саргона II, Синахериб, отстраивает ее с невиданной роскошью. Он сооружает огромный дворец на Куюнджикском холме и окружает его большим парком с искусственными озерами и павильонами. В парке царь собрал экземпляры редкостных деревьев, цветов и животных, привозимых им из военных походов. Эти сады ассирийских правителей с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Марки Двуречья украшали большим количеством павильонов-беседок. Характерной особенностью архитектуры Двуречья был своеобразный тип храма - зиккурат. Он представлял собой массивную сплошную сырцовую ступенчатую пирамиду, на верхней платформе которой воздвигали храмик. Террасы зиккурата озеленяли. Влияние этой храмовой постройки, вероятно, сказалось на создании искусственных насыпных видовых холмов в парках, верх которых принято украшать беседкой. В то время устройство садов и парков могли себе позволить только очень обеспеченные люди. В Древнем мире в садах высаживались фруктовые деревья, ягодные кустарники, а также много цветочных растений. В то время преобладал регулярный стиль устройства сада – правильные геометрические формы цветников, устройство садов и парков из стриженых деревьев, прямая и симметричная дорожно-тропиночная сеть.

Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца — сады, ставшие легендой. Создание знаменитых садов легенда связывает с именем ассирийской царицы Семирамиды (Шаммурамат). По словам греческого писателя Афинея из Навкратиса (II век), Семирамида вначале была «незначительной придворной дамой при дворе одного из ассирийских царей», но была она «столь прекрасна, что своей красотой завоевала царскую любовь». И вскоре уговорила царя, взявшего ее в жены, дать ей власть всего на пять дней. Получив жезл и облачившись в царское платье, она сразу устроила великое пиршество, на котором склонила на свою сторону военачальников и всех сановников; на второй день она уже повелела народу и благородным людям воздавать ей царские почести, а своего мужа бросила в темницу. Так эта решительная женщина захватила трон и сохранила его до старости, совершив многие великие деяния. Кроме известной Шаммурамат, известны еще несколько «Семирамид», с которыми так же возможно связана постройка великих садов. Об одной из них Геродот писал, что «она жила за пять человеческих веков до другой вавилонской царицы, Нитокрис» (т. е. около 750 года до н. э.). Другие историки называют Семирамидой Атоссу, дочь и соправительницу царя Белоха, правившего в конце VIII века до н. э. Бытует так же мнение, что знаменитые «висячие сады» были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже, в честь другой, нелегендарной, женщины. Вавилонский царь Навуходоносор II (605 - 562 г. до н. э.) для борьбы против главного врага - Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя роскошью, беспримерной даже в те времена. Пока наиболее точные сведения о Садах исходят от греческих историков, например, от Вероссуса и Диодоруса, но описание Садов довольно скудное. Вот как описаны сады в их свидетельствах: «Сад – четырехугольный, и каждая сторона его – четыре плетры длиной. Он состоит из дугообразных хранилищ, которые располагаются в шахматном порядке наподобие кубическим основаниям. Восхождение к самой верхней террасе возможно по лестнице...».

В архитектурном  плане Висячие Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех  ярусов - платформ, их поддерживали колонны  высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму  неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм.

Этажи садов поднимались  уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала достаточно света для растений. «В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав цветов и кустов». И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии.

Великолепные сады с редкими  деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света. Но во время персидского господства дворец Навуходоносора пришел в запустение. В нем было 172 комнаты (общей площадью 52 000 квадратных метров), украшенные и обставленные с поистине восточной роскошью. Теперь же в нем изредка останавливались персидские цари во время «инспекторских» поездок по своей огромной империи. В 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени Висячих Садов он скончался в 339 г. до н. э. Тронный зал дворца и покои нижнего яруса висячих садов были последним местом пребывания на земле великого полководца, проведшего 16 лет в беспрерывных войнах и походах и не проигравшего ни одного сражения.

После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный  фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.

Человеком, который раскопал «висячие сады», был немецкий ученый Роберт Кольдевей. Он родился в 1855 году в Германии, учился в Берлине, Мюнхене и Вене, изучал там архитектуру, археологию и историю искусств. До тридцати лет он успел принять участие в раскопках в Ассосе и на острове Лесбос. В 1887 году он занимался раскопками в Вавилонии, позднее в Сирии, Южной Италии, на Сицилии, потом снова в Сирии. Кольдевей был необыкновенным человеком, а по сравнению с коллегами по профессии — и необычным ученым. Любовь к археологии - науке, которая по публикациям некоторых специалистов может показаться скучной, не мешала ему изучать страны, наблюдать людей, все видеть, все подмечать, на все реагировать. Кроме всего прочего, Кольдевей-архитектор имел одно пристрастие: его любимым занятием была история канализации. Архитектор, поэт, археолог и историк, занимающийся вопросами канализации, — такое редкое сочетание! И именно этого человека Берлинский музей послал на раскопки в Вавилон. И именно он нашел знаменитые «висячие сады»!

Однажды при раскопках Кольдевей наткнулся на какие-то своды. Они были под пятиметровым слоем глины и щебня на холме Каср, скрывавшем руины южной крепости и царского дворца. Он продолжал раскопки, рассчитывая под сводами найти подвал, хотя ему и казалось странным, что подвал оказался бы под крышами соседних зданий. Но никаких боковых стен он не нашел: лопаты рабочих отрывали только столбы, на которые эти своды опирались. Столбы были каменные, а камень в месопотамской архитектуре был большой редкостью. И наконец Кольдевей обнаружил следы глубокого каменного колодца, но колодца со странной трехступенчатой спиралевидной шахтой. Свод был выложен не только кирпичом, но и камнем.

Совокупность всех деталей  позволяла увидеть в этом сооружении на редкость удачную для того времени конструкцию (как с точки зрения техники, так и с точки зрения архитектуры). Видимо, сооружение это предназначалось для совсем особых целей.

И вдруг Кольдевея осенило! Во всей литературе о Вавилоне, начиная  с античных авторов (Иосифа Флавия, Диодора, Ктесия, Страбона и других) и кончая клинописными табличками, — везде, где речь шла о «грешном городе», содержалось лишь два упоминания о применении камня в Вавилоне, причем это особенно подчеркивалось: при постройке северной стены района Каср и при постройке «висячих садов» Семирамиды.

Кольдевей еще раз перечитал  античные источники. Он взвешивал каждую фразу, каждую строчку, каждое слово, он даже отважился вступить в чуждую ему область сравнительного языкознания. В конце концов он пришел к убеждению, что найденное сооружение не могло быть ничем иным, как сводом подвального этажа вечнозеленых «висячих садов» Семирамиды, внутри которого находилась удивительная для тех времен водопроводная система.

Но чуда больше не было: висячие  сады были уничтожены наводнениями Евфрата, который во время паводков поднимается на 3-4 метра. И теперь представить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощью собственной фантазии. Еще в прошлом веке немецкая путешественница, член многих почетных научных обществ И. Пфейфер в своих путевых заметках описывала, что видела «на развалинах Эль-Касра одно забытое дерево из семейства шишконосных, совершенно неизвестных в этих краях. Арабы называют его «атале» и почитают священным. Об этом дереве рассказывают самые удивительные истории (будто оно осталось от «висячих садов») и уверяют, что слышали в его ветвях грустные, жалобные звуки, когда дует сильный ветер»...

 

 


Информация о работе Обзор особенностей садово-парковой культуры Вавилона