Образ птицы в древнерусском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:29, доклад

Краткое описание

Новизна исследования заключается в том, что мы систематизировали знания об образах птиц в русском народном искусстве. Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях сказках и легендах. Образ птицы мы видим в древе жизни. Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег - с перьями и пухом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Краткий рассказ Саши.doc

— 29.50 Кб (Скачать документ)

                               Краткий рассказ Саши Николаева

 

Тема, выбранная нами для исследования «Образ птицы в древнерусском искусстве», конечно, не новая. Но мы решили провести дополнительное исследование.

Новизна исследования заключается в том, что мы систематизировали знания об образах птиц в русском народном искусстве.

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях сказках и легендах. Образ птицы мы видим в  древе жизни. 

     Птица в народном  декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег - с перьями и пухом.

      В русском народном  фольклоре  ярким образом является жар-птица.  Когда поёт Жар-птица, из её раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе со звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом. Сказочная птица была главной героиней балета Игоря Стравинского 1910 года, декорации к которому создал Леон Бакст. Позднее Жар-птица дарила надежду российским эмигрантам, издававшим в 1920-е годы одноимённый журнал о литературе и искусстве.

     Носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида. Вестником несчастий был также Див  — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

     Но чаще всего птица являлась олицетворением света и радости. Давным-давно, когда вся Русская земля ещё была покрыта дремучими лесами жила гордая птица Скопа, которая защищала земли от набегов  врагов – кочевников. Именно она дала название городу Скопину. Мастера – умельцы из города Скопина прославили свою птицу в фигурной керамике.

     Сирин и Алконост — хранители Древа Жизни. Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица со строгим лицом и короной на голове.

     По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин своей песней печальною одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах.

      Постепенно образ  птицы Сирин под влиянием христианских верований стали считать в народе райским, божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий 14-17 веков. Алконост попадается реже.

     Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

     Вещие птицы вдохновили  любителя русской старины, художника  В. М. Васнецова к созданию картины  «Сирин и Алконост. Сказочные  птицы, песни радости и печали». Тревожно звучит черный цвет  оперения Алконоста, предвещающем смерть и печаль. Его трагичность еще сильнее воспринимается рядом с белыми крыльями Сирина — птицы радости. В них воплотилось представление людей о совершенных существах, которым открыты небесные просторы и глубины премудрости, в них отразилось и старинное предание о Древе Жизни, на ветвях которого они свили свои гнезда.

     Гамаюн — птица  вещая, «говорящая». В древнерусской  традиции птица Гамаюн служила божествам Велесу,  Коляде и Дажьбогу.

Дивные изображения Сирина и Алконоста встречаются  в резном декоре и крестьянских изб и белокаменных соборов Владимира и Суздаля. Изображения райских птиц украшали предметы крестьянского обихода – расписные прялки, посуду, сундуки, мебель.

 

В ходе исследования было выяснено, что  птица в древнерусском искусстве была символом неба, мира, солнца, плодородия, облака, бесстрашия.  Птица символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образ птицы в древнерусском искусстве