Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 10:33, контрольная работа
Что такое мифы? В понимании многих людей это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев поэтические, наивные, нередко причудливые. Это "житейское", подчас до сих пор бытующее представление о мифах в частности и о мифологии вообще, в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека (само слово "миф" греческое и означает предание, сказание).
Введение 3
1. Античная мифология 5
1.1. Древнегреческая мифология 5
1.2. Древнеримская мифология 11
2. Мифологические истоки рождения античной трагедии и комедии 14
3. Сравнительная таблица 17
Заключение 21
Литература 22
Контрольная работа
по предмету «Культурология»
тема 18
«Мифология в античной
Содержание
Что такое мифы? В понимании многих людей это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев поэтические, наивные, нередко причудливые. Это "житейское", подчас до сих пор бытующее представление о мифах в частности и о мифологии вообще, в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека (само слово "миф" греческое и означает предание, сказание). Именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей. Действительно, вплоть до 18 в. в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы и рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена древних богов и героев стали известны с эпохи Возрождения (15 – 16 вв.), когда в европейских странах оживился интерес к античности. Примерно в это же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев.
В 1-й половине 19 в. в научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (древних индийцев, иранцев, германцев, славян). Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показало, что мифология на определенной стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира. Научный подход к изучению "мировых религий" (христианства, ислама, буддизма) показал, что и они "наполнены" мифами.
Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов довольно много, например, у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др. Очень древни мифы о происхождении солнца, месяца, звезд. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле, и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других создание солнца (не олицетворенного) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.
Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея в виду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.
Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе греческая мифология. Она возникла, как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.
Само слово «миф» происходит от древнегреческого Μυθός - предание, сказание1. Оно изначально использовалось для обозначения рассказов о Богах, духах, героях и предках-родоначальниках. Вокруг этих порою полуправдивых, а порою и совершенно фантастических историй строились религиозные верования и ритуалы Древней Греции.
Посредством мифов древнейшие эллины объясняли друг другу происхождение Вселенной (земли и неба, солнца, планет, звезд), времени и календаря, людей и животных, искусств и ремесел, письменности и военного дела, законов и обычаев. Подобная всеохватность позволяет современным ученым обнаруживать в древнегреческих мифах истоки философских и научных воззрений, а заодно заблуждений и предрассудков.
История древнегреческой религии сложна и запутана. Многое в ней покрыто мраком неизвестности, и кажется появившимся в развитом виде, остававшемся неизменным на протяжении всего периода известного по письменным источникам. Тем не менее, ученые склоняются к гипотезе, что все развивалось очень постепенно: от простого к сложному и от запутанного к кристально ясному.
Религиозные взгляды и традиции Греции складывались в незапамятные времена и во многом заимствовались у более древних народов: критян, египтян, древних индоевропейцев, шумеров, ассирийцев и вавилонян. Нельзя не признать и более поздние наслоения, обусловленные влиянием народов, взаимодействовавших с эллинами на протяжении многовековой античной истории.
Круг Божеств и перечень обрядов сначала расширялся путем сложения нескольких вероисповеданий, а потом сужался путем отождествления (слияния) похожих персонажей или церемоний, так как слишком большое число Божеств превышало способности обычного человека к запоминанию и различению. Таким вот образом и сформировался многоликий и разнообразный Пантеон с множеством имен и приключений, приписываемых каждому Божеству.
А в последующем художественно совершенные легенды и мифы Древней Греции стали жемчужиной мировой культуры, поражая нас уточненной изощренностью форм и богатством содержания. Римляне были так восхищены мифологией греков, что охотно заимствовали чужие сказания, лишь слегка переиначив их согласно собственным традициям и присвоив латинские имена всем главным Богам1 (См. сравнительную таблицу древнегреческого и древнеримского пантеона).
Неоднократно предпринимались попытки свести древнегреческую мифологию к какому-то единому контексту, представить все мифы как одно последовательное повествование обо всех, кого почитали греки. Конечно, такие попытки имеют огромную ценность для определения основных сюжетных линий и важнейших закономерностей эллинской теологии. Поэтому книги, вроде «Легенды и мифы Древней Греции» Н.А. Куна2, пользуются заслуженным авторитетом. Однако упорядочить столь разнообразный и противоречивый материал можно лишь весьма приблизительно.
Точно так же, как Древняя Эллада всегда оставалась конгломератом самостоятельных государств, религиозное мифотворчество в этих местах породило неисчислимое множество весьма несовпадающих вариаций. Практически у каждого полиса, у любой самой маленькой деревушки, во всякой семье и даже в отдельной голове имелось собственное «Собрание Священных историй», отличающееся не только мелкими подробностями, но и существенными элементами.
Даже в сонм двенадцати главных Богов-Олимпийцев в разных местах зачислялись разные лица. Например, у большинства полисов Центральной Эллады (включая Афины) это: царь Богов – громовержец Зевс, его жена –царица Гера, владыка вод Посейдон, Богиня плодородия Деметра, покровитель искусств Аполлон, покровительница животных Артемида, кузнец-ремесленник Гефест, Богиня мудрости Афина, Бог войны Арес, Богиня любви Афродита, покровитель торговли Гермес, покровительница дома и семьи Гестия. На севере вместо Гестии «двенадцатым» чаще всего назывался Бог веселья Дионис, а на юге одного из общепризнанных Олимпийцев заменял Божественный врач Асклепий. Многие полисы третьим по значимости считали мрачного Бога Царства мертвых Аида. Фракийцы считали одним из Олимпийцев – легендарного певца-музыканта Орфея.
Что же до специализации (профессий) Богов, то ее (их) вообще нигде не называли одинаково. Почти все, чем, по мнению афинян, занимался Зевс – граждане иных полисов распределяли между другими Небожителями. Конечно, в классический период Зевс признавался Верховным Богом почти всеми эллинами, но главным субъектом почитания «Громовержец» являлся только в некоторых полисах, остальные чтили в первую очередь своего Бога-покровителя, как например афиняне – Афину Палладу, а дельфийцы – Аполлона. И, наконец, в эпоху эллинизма самым главным и чуть ли не единственным Великим Богом Эллады стал Александр – Непобедимое Солнце ойкумены, Бог мудрости и войны1.
Это трудно представить теперь, когда восторжествовали различные формы единобожия и даже предпринимаются попытки объединить все мировые конфессии в одну. Но в Древней Греции никто никого не принуждал к единообразию вероисповедания, никто не мешал сочинять новых Богов и героев-полубогов либо приписывать давно известным кумирам новые похождения. Веротерпимость была близкой к идеалу, а уважение к чужим (даже вражеским) Богам оставалось глубоким и неизменным. Богохульством же в то время считалось только глумление над чужими религиозными чувствами: насмешки и притеснения на религиозной почве, а также самообожествление. Так за насмешки над религиозными традициями Отечества афиняне казнили Сократа, а Фидия посадили в тюрьму за то, что знаменитый скульптор лепил Богов с собственной фигурой и физиономией1.
Конечно, писатель или жрец, сумевший сочинить более привлекательную историю, пользовался большим авторитетом и оказывал огромное влияние на воззрения менее даровитых сограждан. Наиболее древние и авторитетные поэты Гомер и Гесиод вообще почитались как «создатели» или «первооткрыватели» Богов. Историк Геродот писал: «Гесиод и Гомер впервые установили для эллинов родословную Богов, дали им имена и прозвища, разделили между ними дела, описали их внешний облик»2. Но даже их сочинения не возводилось в ранг непререкаемого эталона и не мешали другим авторам придумывать собственные истории, сильно отступающие от общепризнанного «стандарта».
Если загнать древнегреческую религию в прокрустово ложе единообразия, лишая ее большей части содержания, то краткую «Священную историю» эллинов можно изложить в следующем порядке:
1. Вначале был Хаос – неразличимая смесь всего и всякого. Из этой неразберихи возникли первые Боги: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (любовь).
2. Как и у абсолютного
Как в других религиях древности, небесный Уран становится супругом земной Геи. В таком соитии земли и неба ученые усматривают мифологизацию земледельческих представлений о плодородии: дескать, вода и свет, льющиеся с неба, дают жизнь всему произрастающему на земле, поэтому Небо отождествляется с оплодотворяющим мужским началом, а Земля – с оплодотворяемым женским.
3. На смену первому поколению Богов (ровесников Земли и Неба), прибегнув к насильственному перевороту, приходит второе поколение – в первую очередь титаны, дети Земли и Неба, во главе с Кроном (Богом времени). И если первое поколение античных Божеств как бы воплощает природную материю (материал), то второе - олицетворяет природные силы, властвующие над этой материей, придающие ей тот или иной конкретный вид. Сущность и действия этих сил весьма разнообразны. Среди них и властные титаны (Крон, Океан, Кой, Крий, Иапет, Гиперон) и могущественные воплощения зла (Керра (Зло), Танат (Смерть), Немезида (Возмездие), Эрида (Раздор), Мом (глупость)) и просто ужасные чудовища (драконы, циклопы, гиганты).
4. Господству необузданных и
могучих природных сил
Это третье поколение Богов во всем подобно воинственному племени людей-завоевателей со всеми их достоинствами и недостатками. Именно поэтому Олимпийцы так похожи на обычных смертных, только все качества этих Богов существенно превосходят человеческие: длительность жизни огромна, силы чудесны, прихоти столь масштабны, что приводят к катастрофическим последствиям для всего мироздания.
5. На смену Олимпийцам приходит
или когда-то придет
Происхождение древнегреческих религиозных традиций во все века объясняли по-разному. Самым простым всегда являлось провозглашение всех мифов «подлинной реальностью», а всех религиозных требований – волей Богов, озвученной самими Олимпийцами. Но еще древнегреческие мыслители шли дальше и пытались объяснять появление своей мифологии следующими факторами:
- одухотворением внешних
- поиском внешней защиты или опоры для того, чтобы не бояться собственной слабости и смерти;
- желанием лидеров (правителей и жрецов) держать в подчинении подданных, апеллируя к собственной богоизбранности и близости к Богам;
- необходимостью отпугивать
- осмыслением и эстетическим
совершенствованием наивных
Ученые, опираясь на новейшие археологические находки, все чаще говорят об исторической подоплеке многих мифов, казавшихся долгое время чистой выдумкой.
Религиозные представления римлян, которые, по существу, являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же исходные данные, что и у греков, - страх перед непонятными явлениями природы, стихийными бедствиями и преклонение перед производящими силами земли (италийские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу всех благ и символ плодородия). Для древнего римлянина существовало еще одно божество – семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах – у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но, по существу, эти все божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Исключением были лишь дочь царя Нумитора, Рея Сильвия, основатель Рима Ромул и царь Нума Помпилий. Обычно италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударами молнии, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты храма или пещеры. И молящийся римлянин в отличие от грека, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал это он не только для того, чтобы сосредоточиться на молитве, но и для того, чтобы ненароком не увидеть призываемого им бога.