Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:45, творческая работа
В Петроград я переехала сравнительно недавно, буквально этим летом. Но за столь короткий срок успела влюбиться в этот город, в его неповторимую архитектуру, каналы, набережные, в Неву. Нет не одного города в России столь красивого и изящного. Он как островок Европы. Здесь царит неповторимая атмосфера. И самое поразительно, что это задумка по сути одного человека, конечно не без помощи, но результат мы видим и по сей день.
Петр начал свои реформы не с Санкт-Петербурга конечно. Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА"
Кафедра истории и теории искусств
Эссэ по Истории
на тему " Культурные преобразования
Петра Первого”
Шифр зачетной книжки 1326133
Bilinka_@mail.ru
Санкт-Петербург 2013г
Культурные преобразования Петра Первого
В Петроград я переехала
Петр начал свои реформы не с Санкт-Петербурга конечно. Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу.
После приезда Петра из Великого посольства, в 1700-1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, смысл сих указов в том, что дворянству нужно носить платья немецкие и французские и брить бороду, причем за невыполнение все жестоко наказывались розгами. Он создал новый вид досуга, как ассамблеи на них приглашалось избранное общество, вместе с женами и детьми туда должны были являться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, знатные купцы, ученые. По замыслу царя, на ассамблеях должна была устанавливаться непринужденная обстановка, им он придавал значение школы светского воспитания. Каждый из гостей мог распоряжаться своей особой и временем в соответствии со своими вкусами и привязанностями: одних увлекали танцы, и они кружились, исполняя польский и англез, другие, склонясь над шахматным столиком, сосредоточенно размышляли об очередном ходе, третьи вели оживленную беседу, делились новостями, четвертые, наконец, могли выступать в роли слушателей или зрителей . Однако то, ради чего учреждались ассамблеи, - непринужденность в общении, неподдельное веселье - было достигнуто далеко не сразу. На первых балах петровского времени царила удручающая скука, скованность, над гостями тяготела угроза вызвать чем-либо раздражение царя. Танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность - с каменными от напряжения лицами и плохо повиновавшимися ногами. Беседы тоже не клеились - после кратковременного обмена новостями устанавливались тягостные паузы. Современник свидетельствовал: "Дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что с ними не только нельзя разговаривать, но не удается почти сказать и слова; когда не танцуют - все сидят, как немые, и только смотрят друг на друга". , но постепенно и ассамблеи и новое европейское платье вошли в обиход дворянства и уже ко II четверти XVIII в. стали восприниматься вполне естественно. Как показывает опыт, что все люди привыкают со временем ко всему. К тому же начали издаваться специальные пособия для облегчения освоения сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» уже в 1717 г. Петр вникал во все мелочи. Издавались указы, регламентировавшие ширину холстов, указы, под страхом ссылки, на галеры запрещающие выделывать кожу для обуви дегтем и требующие обрабатывать ее китовым салом, указы, касающиеся обработки пеньки.
Такие меры отчасти были вынужденными и слишком жёсткими, но я считаю, что в стране, в которой люди живут по дедовским традициям и не спешащих расставаться со средневековыми методами хозяйствования, иначе было никак. Сам Петр в одном из своих указов высказался на этот счет так: «наш народ яко дети, <…> которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят».
Так как для Петра была очень важна армия и флот, который он создавал по подобию Европейского, он обязал дворян к службе, так же он хотел видеть людей в стране образованными, он создал еще один указ в январе 1714 г. Была добавлена еще одна обязанность – учиться. До 15 лет дворянин должен был грамоте, счету и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. А это, на мой взгляд, очень умный шаг. Это улучшит по-моему даже геноцид, так как на Руси большинство людей были необразованные и даже не умели читать, а что бы это исправить, открывают по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. – Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. При уже созданном ощущение не четкости и не обдуманности действий, Петр хватался за все подряд, но его можно понять, так как он решил менять всё и в корень, все таки не было по сути ничего, он делал все сначала. Так и с образованием Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины – со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.
С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: «а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был».
Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. «В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии», – писал академик С. И. Вавилов. Для работы в академию и не только, были приглашены иностранные ученые, например Бернулли, Эйлер. При академии открыли гимназию и университет. В тоже время открываются новые типографии и в 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым. Суровые меры, к которым приходилось прибегать Петру, порождали недовольство народных масс.
Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильный толчок для развития искусства. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Иван Никитьевич Никитин (1690–1742) родился в семье московского священника. С ранней юности он проявил способности к рисованию. Петр, узнав о его способностях, велел брать уроки живописи и рисунка, а для завершения образования отправил его на стажировку в Италию. Вернувшись, И. Н. Никитин был пожалован званием «гофмалера»В I половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей известностью пользуются И. Г. Таннауэр, Л. Каравакк.
И так Петербург, или Санкт-Петербург, как он назывался официально, был не только любимым детищем и гордостью Петра, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований.
Конечно, новая столица не олицетворяла
всю Россию. Наоборот, это был
уникальный город не только по своему
архитектурному облику, но и по складу
жизни. В то время как генерал-
И тем не менее Петербург по праву можно считать примером того нового, что Петр стремился дать России. Оно только появилось. Понадобятся еще десятилетия, чтобы ростки этого нового окрепли и распространились по всей стране, но начало положено, и процесс стал необратимым.
В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. — Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. — М. Фонтана и Г. Шедель).
В общем и целом я считаю,
Петра великим