Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:20, творческая работа
Было бы ошибкой считать, что этика компьютерных технологий есть нечто уникальное, стоящее в стороне от этики бизнеса и социальной этики. Ведь проблемы КЭ решаются при помощи тех же аналитических приемов и этических категорий, которые со времен античности применяются в традиционных этических учениях: в консеквенциальной этике, в утилитаризме, деонтологии, этике “общественного договора”, в этике категорического императива Канта, в его принципе самоценности каждой личности, в автономной и гетерономной этиках.
Однако использование традиционных этических категорий не всегда помогает решить сложные и зачастую амбивалентные проблемы, возникающие в сфере компьютерной информации и компьютерной науки.
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Воронежский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Культурология |
Тема |
Компьютер и этика |
Фамилия |
Кучмасова |
Имя |
Виктория |
Отчество |
Александровна |
№ контракта |
0270812400409004 |
Пионерами компьютерной этики в 80-е гг. ХХ в. в США были философы Дж.Мур, Дебора Джонсон, Дж.Снэппер, Л.Ллойд,, У.Бетчел, Джулия Ван Дюн и др. Именно они показали, что компьютерная этика - это отнюдь не определенный свод правил, а динамичное и сложное поле исследования, включающее анализ отношений между фактами, концепциями, политикой и ценностями с учетом постоянно изменяющейся компьютерной технологии. КЭ - это поле исследования, лежащее на грани между новыми технологиями и нормативной этикой и зависящее от них.
Было бы ошибкой считать, что этика компьютерных технологий есть нечто уникальное, стоящее в стороне от этики бизнеса и социальной этики. Ведь проблемы КЭ решаются при помощи тех же аналитических приемов и этических категорий, которые со времен античности применяются в традиционных этических учениях: в консеквенциальной этике, в утилитаризме, деонтологии, этике “общественного договора”, в этике категорического императива Канта, в его принципе самоценности каждой личности, в автономной и гетерономной этиках.
Однако использование
традиционных этических категорий
не всегда помогает решить сложные
и зачастую амбивалентные проблемы,
возникающие в сфере
“ХХ век - это эпоха компьютерной революции, в которой можно различить две стадии”, писал Дж. Мур в статье “Что такое компьютерная этика?”. Первая стадия связана с созданием и совершенствованием собственно ЭВМ, она уже в основном закончилась. Вторая стадия состоит в том, что компьютерная технология быстро становится интегрированной частью едва ли не всех общественных институтов. Дж.Мур уже в середине 80-х гг. предвидел, что к концу ХХ века многие виды человеческой деятельности и многие социальные институты будут преобразованы компьютерной технологией, и это несомненно породит “широкий спектр проблем для компьютерной этики” .
Первые свидетельства
трансформирующего социального
эффекта компьютеризации
По мере того, как в конце ХХ века компьютеры стремительно проникали в жизнь общества, трансформирующий эффект компьютеризации нарастал. Изменилось традиционное понимание “работы” как выполнения определенных обязанностей в определенном месте и в определенное время. Работа превратилась во множестве случаев в инструктаж компьютера. В компьютеризированном обществе постепенно пересматривались и ценности, связанные с прежней концепцией работы: общаясь, не выходя из дому, с компьютерным терминалом, служащий терял постоянный контакт с коллегами; управляя роботом путем нажатия кнопок, человек уже не мог гордиться конечным продуктом такого труда.
Компьютеризация постепенно изменила ценности, ассоциирующиеся с традиционными методами образования. Ведь обучение посредством компьютера и дистанционное образование в конце концов могут сделать ненужной рутинную профессию учителя, вузовского преподавателя, но одновременно встанет вопрос, что же такое образование, если в качестве учителя используется компьютер.
Исходя из того, что операции компьютера большую часть времени остаются “невидимыми”, Дж.Мур выделил три рода компьютерных “невидимостей”, имеющих этическое значение. Первым типом “невидимого фактора” он назвал “невидимый обман”, т.е. намеренное использование невидимых операций компьютера с целью осуществить неэтичное либо преступное действие.
Дж.Мур в связи с этим приводит гипотетический пример. Программист, работающий в банке, мог бы похитить так называемый “избыточный процент”. В ходе банковских операций при подсчете процента с вкладов после округления сумм постоянно остаются доли цента. Программист мог бы составить и ввести в компьютер соответствующую программу с заданием переводить эти остаточные доли цента со всех банковских операций на свой счет, осуществив тем самым похищение “избыточного процента”.
Вторым типом “невидимого
В связи с тем, что логика компьютера способна варьировать бесконечно, отсюда безгранична и потенциальная сфера применения компьютерной техники. От компьютерной технологии, с одной стороны, зависит разрешение таких насущных задач, как ликвидация сбоев и диспропорций в экономике, изменение концепции отчуждения и дегуманизации индивида и пр. С другой стороны, компьютерная технология ведет к созданию “чуждого интеллекта”, обладающего отличающимися от человеческих ценностями.
Компьютерная революция
Основная характеристика эпохи компьютеризации состоит в так называемой “логической податливости компьютера”, т.е. компьютер может быть запрограммирован для выполнения любой логической операции, независимо от её этической ценности.
Я считаю, сам вопрос о “компьютерных ошибках” также представляет особую проблему. Если мы говорим о медицинских компьютерных программах, которые ставят диагноз, предписывают лекарства, определяют их дозировку и даже оперируют, то здесь идет речь о здоровье пациента, отчего и незначительные ошибки недопустимы .
Американский этик Дебора Джонсон выпустила в 1985 г. учебник “Компьютерная этика”, который в 1994 г. вышел вторым изданием (16). Это наиболее известный учебник по компьютерной этике, основным тезисом которого является утверждение, что этические проблемы использования компьютеров отнюдь не являются чем-то новым и неизведанным и, следовательно, вовсе не требуется создавать особую теорию, чтобы с этими проблемами справиться. Будучи исследовательницей этики Канта, Д.Джонсон предлагает опираться на традиционные моральные принципы и теории, даже когда речь идет об этике компьютерной эпохи.
Наиболее сложные этические и юридические проблемы возникают в сфере медицинского знания, когда экспертные системы ставят диагноз и предписывают лечение на основании описания симптомов болезни. Какой бы надежной ни была экспертная система, врач не может опираться только на ее выводы и рекомендации, он должен иметь собственное мнение. Ведь если лечение окажется неэффективным, врач не имеет права ссылаться на сбои в экспертной системе, поскольку последняя перед законом и людьми не ответственна .
Одним из последствий
информационной революции можно
считать возможность утери
Многие защитники
Отдельную этическую проблему представляет широко распространенная практика копирования компьютерных программ, которую следует расценивать как обычную кражу. Дело в том, что защита интеллектуальной собственности на компьютерную программу чрезвычайно сложный вопрос. Ведь эти программы не подпадают под традиционные категории законов о торговых секретах, патентах и копирайте. Сложность этого вопроса состоит в трудности различения между кражей идеи и использованием чужой идеи в качестве основы для новой идеи или новой технологии.
Информационная этика оценивает долг рационального индивида в терминах расширения инфосферы, а любое действие, направленное на искажение или сокращение инфосферы, рассматривает как причинение вреда, т.е. откровенное зло . Л.Флориди называет следующие четыре основных ценности ИЭ: 1) модальные; 2) гуманитарные; 3) разъясняющие (illuministic properties); 4) конструктивистские (constructionist properties). Модальный класс свойств ИЭ включает такие ценности как логичность и осуществляемость. Следующий, гуманитарный класс свойств ИЭ имеет дело со стабильностью и нестабильностью, безопасностью, доверием, конфиденциальностью, аккуратностью, искренностью и честностью. Класс разъясняющих качеств содержит такие понятия как доступность и недоступность информации, возможность ее использования, систематичность информации. В последний, конструктивистский класс, Л.Флориди вводит такие категории как нравственность информации, ее современность, нормативность, а также ее избыточность. Этот, четвертый, класс информации и отличает информационную этику от этики компьютерной. Конструктивистский класс не имеет прецедента в истории культуры, поскольку гарантирует инфосфере возможность различных форм расширения и изменения.
Информационная этика ориентирована на объект, отчего и является онтоцентричной нестандартной теорией, которая вовсе не трактует понятия добродетели, счастья или долга, а организована вокруг понятий рачительности и заботливости (for the sake and care). Вопросы всех видов нормативной этики “что я должен делать?” или “кем я должен быть?” заменяются здесь вопросом “что следует уважать и улучшать?” Ответ на этот вопрос предполагает, что все действия должны совершаться ради и во имя пользователя информационной среды, во имя и ради инфосферы.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
ilgalinsk.narod.ru |
ilgalinsk.narod.ru›articles/ |