История формирования и развития демографической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

Традиционно принято считать датой зарождения демографии как науки в современном понимании этого слова 1662 г., когда в Лондоне вышла брошюра «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям данного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона». Эта работа содержала подробный анализ данных о смертности и рождаемости жителей Лондона. В ней была сделана попытка установить некоторые социально-экономические закономерности в развитии демографических процессов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

История формирования и развития демографической науки.docx

— 26.90 Кб (Скачать документ)

История формирования и развития демографической  науки

   Традиционно принято  считать датой зарождения демографии  как науки в современном понимании  этого слова 1662 г., когда в Лондоне  вышла брошюра «Естественные  и политические наблюдения, перечисленные  в прилагаемом оглавлении и  сделанные на основе бюллетеней  о смертности, по отношению к  управлению, религии, торговле, росту,  воздуху, болезням и другим  изменениям данного города. Сочинение  Джона Граунта, гражданина Лондона». Эта работа содержала подробный анализ данных о смертности и рождаемости жителей Лондона. В ней была сделана попытка установить некоторые социально-экономические закономерности в развитии демографических процессов.

Сведения о населении  стали собираться задолго до Дж. Граунта, начиная с античности. Первые попытки обобщения и анализа полученных данных делались еще в Древнем Риме, когда были предприняты попытки разработать подходы к исчислению продолжительности жизни. Известна и так называемая Флорентийская таблица 1526 г.

   Реальная потребность в сборе подробной информации о населении, его численности, возрастной структуре, расселении, наконец, о сословном делении возникла лишь с началом кардинальной ломки системы общественных отношений, в период перехода от феодального сословного общества к капиталистическому, от аграрной экономики к индустриальной, поставившей население в принципиально иные условия с позиций социальной и пространственной мобильности. XVII—XVIII вв. явились переломным моментом в развитии миграций, которые из внутристрановых и внутриевропейских приобрели межконтинентальный характер, стали демографичегким источником формирования стран Нового Света.

   Новые условия  исторического развития и связанная  с ними переоценка роли населения  в государственном развитии нашли  отражение в работах Н. Макиавелли (1469-1527), Ж. Бодена (1530-1596), Д. Ботеро (1540-1617), которые были в первую очередь политиками или политическими писателями. Интерес к проблемам населения проявляли и социалисты-утописты, прежде всего Т. Кампанелла (1568-1639).

    Накопление и  анализ данных о населении  шли параллельно с развитием  двух отраслей знания — политической  арифметики и государствоведения. Если первая была порождением новой эпохи, то вторая имеет богатую историческую традицию.

В Германии работы основателей  сравнительной статистики A. Л. Шлецера (1735—1809), А. Нимана (1761—1832) и других способствовали развитию статистики населения. В основе их взглядов на население лежало представление о том, что благополучие государства прямо детерминировано постоянно растущей численностью и экономической деятельностью населения. Такой подход к оценке роли населения в общественном развитии впоследствии вместе с трудами немецких статистиков был перенесен в Россию, где статистика развивалась под сильным немецким влиянием в силу сходства социально-экономических и политических условий развития государства 1.

   Предпосылки изучения  социально-экономических факторов  динамики населения заложены  в работах политических арифметиков,  среди которых

 В. Петти (1623—1687), Дж. Граунт (1620—1674) и Э. Галлей (1656—1742). Их заслуги перед демографической наукой двояки: они очертили границы новой области знаний, в дальнейшем получившей название «естественное движение населения», и заложили основы для его количественного (численного) изучения; они впервые сделали попытку «приложения вычислений к социальным фактам». Особый вклад в развитие теории взаимодействия населения и социальных факторов внес В. Петти - крупнейший теоретик- экономист XVII в.

   Оригинальный подход  к трактовке проблемы динамики  населения и причин изменения  темпов его роста предлагал  Э. Галлей: «Рост и увеличение  человечества не столько сдерживаются  чем-то лежащим в природе человека, сколько вследствие осторожности, проявляемой большинством населения  при решении вступить в брак, исходя из перспективы иметь заботы и бремя по содержанию семьи». Указывая, таким образом, на причины ограничения рождаемости, Э. Галлей считал государство обязанным стимулировать и поощрять рождение детей.

   Несовершенство статистики  населения, фрагментарность и  дефектность данных способствовали  развитию математических методов  исследования в этой области.  Так, Приложение теории вероятностей  к изучению населения, в основном  — смертности и вычисления  продолжительности жизни, разрабатывали  Д. Бернулли (1700 —1782), Л. Эйлер (1707—1783) и др.

   Рост интереса  к населению как к объекту  изучения, накопление данных о  нем, совершенствование методов  анализа и т.д. еще не свидетельствовали  о том, что в это время  демография уже состоялась как  самостоятельная наука. Этого  нельзя с достаточным основанием  говорить даже о статистике  населения, о чем свидетельствуют  взгляды французских Политических  писателей, крупнейших деятелей  Просвещения Ш. Монтескье (1689-1755), Ф. Вольтера (1694-1778), Ж. Руссо (1712-1778). В их работах доминирует подход  к населению как к фактору  социально-экономического развития, в силу чего задачей государства  является забота о его размножении,  в том числе посредством совершенствования  законов и улучшения условий  труда. Наилучшим, по мнению  Ж. Руссо, является правительство,  при котором число граждан  постоянно увеличивается, наихудшим  — при котором население убывает  и погибает.

   Зарождение демографии в России по сложившейся традиции связывают с именем выдающегося русского ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова (1711-1765), а именно сего работой «О сохранении и размножении российского народа», написанной в 1761 г. Во многом повторяя идеи меркантилистов, в частности В. Мирабо (1715-1789), он полагал, что именно население составляет основу богатства страны, а не обширность территории, «тщетной без обитателей». Работа охватывает широкий спектр проблем российского населения того времени: от катастрофической смертности и бедности, угнетенного положения основной массы населения, голода до анализа низкой заселенности территории, ставящей под угрозу нормальное военнополитическое положение России на Юге и Востоке.

   Высокая социально-политическая  и научная значимость данной  работы все же не позволяет  считать, что труд М. В. Ломоносова  можно рассматривать как начало  возникновения демографической  науки в России. Главный камень  преткновения — общеизвестный  факт, что работа М. В. Ломоносова  была опубликована через 100 лет  после написания.

   С точки зрения  развития науки о населении  наиболее важно то, что вплоть  до начала XIX в. любая статистика (государствоведение) находилась в России под запретом, как и все «политические науки», к которым с большим предубеждением относилась Екатерина П. Поэтому даже разработка традиционных ревизий (ревизских сказок) была осуществлена лишь в следующие десятилетия, главным образом, в XX в., в 1806 г. был основан «Статистический журнал», просуществовавший до 1808 г., а его основатель К. Ф. Герман (1767—1838) в 1819 г. издал свое исследование «О народонаселении». Этим годом можно датировать появление в русском лексиконе данного слова именно в качестве научного термина, а не бытового словосочетания «населенность народа». К заслуге К. Ф. Германа относится расчет первой таблицы смертности («табеля жизненности») для православного населения России.

   Невзирая на то, что в XVIII в. были достигнуты  достаточно серьезные успехи  в изучении населения, состояние  его учета было крайне примитивным,  а сами подходы к проблеме  — преимущественно сугубо утилитарными, продиктованными интересами государственного  управления. Это значит, что говорить  о выделении статистики населения  в самостоятельную отрасль знания  не правомерно, равно как и  о существовании демографии —  науки о закономерностях развития  населения.

   Промышленный переворот  второй половины XVIII в. и его  распространение на все большее  число стран Европы создали  предпосылки для интенсивного  формирования новой — индустриальной  — цивилизации, ускоренного роста  городов, науки и т.д., а также  для коренного перелома в условиях  и образе жизни людей. В результате  демографическая ситуация в XIX в. начала резко меняться: на  фоне снижающейся смертности  и по-прежнему высокой (за исключением  Франции) рождаемости, предпосылки  для скорого начала движения  которой активно формировались,  население стало быстро расти.  По подсчетам Б. Ц. Урланиса, среднегодовой прирост населения в XIX в. в 7 раз превышал темпы роста населения феодальной Европы и в 3 раза — темпы эпохи первоначального накопления. За 100 лет население Европы более чем удвоилось: со 193—208 млн в 1800 г. до 423—430 млн человек в 1900 г.

   Таким образом,  в XIX в. сам демографический  фон - рост населения, ставшие  очевидными изменения в интенсивности  рождаемости, смертности, а также  брачности, миграции, расселения — явился одной из предпосылок развития исследований в области населения с научных, а не узко описательных позиций. С организационной точки зрения это выразилось в налаживании регулярного текущего статистического учета демографических событий и в проведении переписей населения. В целом развитие статистики населения на тот период обогнало другие ее отрасли. Этому во многом способствовало участие в разработке ее методических и методологических вопросов крупнейших ученых своего времени, среди которых особо выделяется бельгийский ученый А. Кетле (1796—1874). Все его работы в области статистики связаны со статистикой населения, в частности с разработкой программ переписей населения. Для развития идей демографической науки принципиальное значение имеет его труд «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (1835) и сформулированная им концепция «среднего человека» как среднестатистического показателя, характеризующего то или иное общество и происходящие в нем процессы не как набор случайных событий, а как результат неких закономерностей или законов общественного развития.

    Научно-организационную  деятельность А. Кетле в содружестве с крупнейшим английским специалистом в области статистики населения (организатором регистров населения Англии и Уэльса) У. Фарром (1807—1883) трудно переоценить. Именно им принадлежит идея создания Международного статистического конгресса (сессии проводились с 1853 по 1876 г.), на котором вырабатывались базовые принципы современной статистики населения и проведения переписей. Так, VIII сессия конгресса (1872) приняла «минимальные международные нормы» проведения переписей населения. Проведение этой сессии в Петербурге, под председательством директора Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел П. П. Семенова (1826-1914) стало признанием высокого уровня развития российской статистики населения того времени. Отметим, что прямо в названии сессий конгресса демографическая тематика не фигурировала. Однако в публикациях широко использовались два термина, которые в последней трети XIX в. еще рассматривались как равнозначные: «популяционистика» и «демография». По сути, с этого момента следует отсчитывать не только историю демографии как науки, но и историю споров о ее предмете, круге ее интересов, о взаимоотношении с другими науками, объектом изучения которых выступает человек и человеческое сообщество, развивающееся по законам, имеющим свойство изменяться под воздействием окружающей среды и одновременно активно формирующее эту среду — население.

   Название «популяционистика» в 1841 г. предложил известный швейцарский ученый X. Бернулли (1782—1863), который выделил в рамках данной научной дисциплины два направления: статистику населения (сбор статистических данных, их систематизацию и описание); учение о народонаселении, или популяционистику. Это название оставалось единственным до 1855 г., когда французский математик А. Гийяр (1790—1876) в книге «Элементы человеческой статистики, или Сравнительная демография» впервые использовал термин «демографии». Само определение демографии как науки у А. Гийяра, в силу его научных пристрастий, было несколько хуже, чем у X. Бернулли: он определял демографию как «математическое познание человеческих популяций, их общего движения, их физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния». По его мнению, демография призвана «описывать массы с помощью чисел».

    На протяжении  нескольких десятилетий делались  попытки уточнить название новой  научной дисциплины, дабы содействовать  большей конкретизации ее предмета. Очевидно, что, в первую очередь,  это отражало стремление ученых  разделить преимущественно прикладную  науку — статистику, ассоциировавшуюся  с государствоведением, — и собственно науку о законах развития населения, т. е. демографию. В 1870-е годы немецкий статистик Э. Энгель (1821—1896) ввел новый термин «демология», который должен был определить содержание науки о законах развития населения и его факторах, в противовес демографии, которая, по его мнению, равнозначна статистике населения и носит описательный характер.

   Окончательно было  утверждено название науки, в  1883 г. на Международном конгрессе  гигиены и демографии. В это  же время благодаря работам  Ж. Бертильона (1851—1922) и других ученых было достигнуто соглашение, что демография — самодеятельная наука, в основе которой лежат статистические методы описания и исследования населения. Однако главная заслуга Ж. Бертильона с точки зрения определения предмета И содержания демографии состояла в делении ее на две части: статическую и динамическую. Статическая демография изучает «анатомию» населения на данный момент времени (в основном, структурные и количественные параметры); динамическая демография призвана раскрыть «физиологию» процессов, происходящих в населении, т. е. изменение тенденций и соотношений рождаемости и смертности в различные годы. По сути, он определял демографию как науку о воспроизводстве населения, что явилось шагом вперед от описательной статистики.

   В России процесс  оформления демографии в самостоятельную  науку протекал сложнее в силу  господства государствоведческого  подхода к изучению населения.  Несмотря на значительный разброс  мнений между статистиками-государственниками, с одной стороны, и учеными,  мыслителями, политиками и т.  д., среди которых были В. А.  Милютин, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов и пр., — с другой, доминировало отношение к демографии как синониму статистики населения. Охарактеризовать тогдашнее отношение к демографии в России можно опираясь на труды выдающегося русского статистика Ю. Э. Янсона.

Информация о работе История формирования и развития демографической науки