Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 23:46, реферат
В VIII—VI вв. до н. э. получает широкое развитие грече екая колонизация. Возникновение поселений греческих колонистов в странах Средиземноморья сыграло существенную роль в исторической жизни самих греков и в жизни племён и народов, с которыми в результате колонизации греки пришли в непосредственное и длительное соприкосновение.
Основные причины колонизации коренятся в общем ходе исторического развития греческого общества. Господство родовой аристократии, концентрация земельных владений в её руках, процесс обезземеливания и порабощения свободной бедноты вынуждали последнюю к эмиграции.
Греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э.
Общие причины колонизации
В VIII—VI вв. до н. э. получает широкое развитие грече екая колонизация. Возникновение поселений греческих колонистов в странах Средиземноморья сыграло существенную роль в исторической жизни самих греков и в жизни племён и народов, с которыми в результате колонизации греки пришли в непосредственное и длительное соприкосновение.
Основные причины колонизации коренятся в общем ходе исторического развития греческого общества. Господство родовой аристократии, концентрация земельных владений в её руках, процесс обезземеливания и порабощения свободной бедноты вынуждали последнюю к эмиграции.
Для тех, кто терпел
поражение в протекавшей с
переменным успехом внутренней
борьбе, часто не оставалось иного
выхода, как навсегда покинуть
свою родину и основать новое
поселение. В ряде случаев в
такое положение попадали
Характеризуя причины
этой эмиграции, Маркс писал: «В
древних государствах, в Греции
и Риме, принудительная эмиграция,
принимавшая форму
Основное отличие ранних греческих колоний от колоний финикийских заключалось в том, что греческие колонии первоначально обладали всеми чертами земледельческих поселений, имевших торговые связи только со своей метрополией, тогда как финикийские представляли собой чаще всего торговые фактории. Земледельческими поселениями были, например, колонии, основанные в VIII в. до н. э. эвбейским городом Халкидой на полуострове в северной части Эгейского моря, получившем в дальнейшем название Халкидики, или город Византии, основанный выходцами из дорийских Мегар на фракийском берегу Боспора — пролива, соединявшего Пропонтиду (Мраморное море) с Чёрным морем. Греческие поселения, возникшие примерно в то же время на побережьях Южной Италии и Сицилии, славившихся своим плодородием, также носили земледельческий характер.
Оружие и другие металлические изделия, ткани, художественную посуду, оливковое масло, вино — всё это греческие колонисты, по крайней мере вначале, получали из своих метрополий. В свою очередь колонии вывозили в метрополии избытки своей сельскохозяйственной продукции. Колонии из земледельческих постепенно становились земледельческо-торговыми. В дальнейшем жители колоний стали потреблять только часть ввозимых товаров, тогда как другую часть они перепродавали соседним племенам или выменивали у них на продовольствие и сырьё, увеличивая одновременно экспорт в метрополию. С течением времени в колониях получает развитие также собственное ремесленное производство. Расширяя границы эллинского мира и укрепляя связи греков с другими племенами и народами, колонизация, таким образом, форсировала и в метрополиях и в колониях рост товарного производства и существенно повлияла на развитие морской торговли. Размеры, принадлежавших колониям территорий, за некоторыми исключениями, были обычно невелики. Как правило, они прилегали к морскому побережью или находились от него в непосредственной близости. По образному выражению философа Платона (V в. до н. э.), греческие города, разбросанные по берегам морей от Кавказа до Гибралтара, напоминали лягушек, рассевшихся вокруг пруда.
В городах, основавших большое число колоний, как, например, в Милете, образовавшем, по преданию, более 60 колоний, колонизационная проблема приобрела настолько большой вес, что оказалась в центре внимания государства. В таких городах стали избираться особые должностные лица — так называемые ойкисты, на обязанности которых лежало устройство новых поселений. Часто в колонии выселялись не только граждане данного полиса, но вместе с ними и жители других городов. В таких случаях город, создающий колонию, приобретал значение своего рода сборного пункта для всех желающих переселиться в новое место. В обстановке общего подъёма экономической жизни, характеризующей рассматриваемый период, многие вновь основанные поселения быстро превращались в такие же большие города, какими были их метрополии. Так, например, основанные коринфянами Сиракузы в Сицилии по количеству жителей и богатству скоро ни в чём уже не уступали своей метрополии — Коринфу.
Греческие колонии
были такими же независимыми
полисами, как и их метрополии.
Связь между колонией и
Основные направления Греческой колонизации
Греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э. развивалась одновременно в нескольких направлениях, в значительноймере определявшихся теми связями, какие существовали между греками и другими народами и племенами того времени. По мере развития колонизации возникли и окрепли и новые связи. Сношения греческих колонистов с местными племенами, ещё не изжившими первобытно-общинных отношений, приобретают в это время большое значение. Таковы взаимоотношения греков с фракийскими племенами на Балканском полуострове, с местными племенами Южной Италии и Сицилии, с кельтами и иберами, в древности населявшими современные территории Франции и Испании, со скифами, местами и другими леменами на побережьях Чёрного и Азовского морей. С многими из местных племён у греков установились мирные отношения на почве торгового обмена, который приносил колониям огромные выгоды, однако нередки были и случаи военных столкновений.
Продвижение греческих колонистов в западном направлении началось с создания ряда колоний на побережьях Ионического и южной части Адриатического моря — Эпире, Иллирии, на близлежащих островах — Керкире, Левкаде и других, а также Южной Италии. В VIII—VII вв. до н. э. в колонизации Южной Италии приняли частие выходцы из целого ряда городов и областей Греции. Сюда, например, переселились после завоевания их родины Спартой многие жители западной области Пелопоннеса—Мессении, поселившиеся в городе Регии, незадолго перед тем основанном халкидянами на берегу Мессинского пролива. В Южную Италию переселялись и жители самой Спарты, основавшие колонию Тарент на берегу одноимённого залива. Жители Ахайи основали на том же побережье Сибарис и Кротон, вскоре тавшие цветущими городами, славившимися богатством. Уже упоминавшиеся выше халкидяне совместно с выходцами из малоазийского города Кимы основали на западном побережье Италии город Киму (Кумы). В свою очередь Кумы основали поблизости от себя ещё ряд колоний, в их числе Неаполь («Новый город»). Халкидянами же, по преданию, в 735 г. был основан Наксос—первая греческая колония в ицилии, которая в свою очередь основала Катану и Леонтины. Почти одновременно с халкидянами Коринф создал на восточном побережье Сицилии колонию Сиракузы, которая в дальнейшем стала ^самым крупным из всех греческих городов, расположенных к западу от Греции. В течение второй половины VIII и в VII в. на побережьях Сицилии и Южной Италии возникло ещё много других колоний, основанных жителями различных греческих городов. Колонизация этих побережий приняла настолько широкий размах, что уже в VI в. за ними и особенно за районом, расположенным вокруг Тарента, утвердилось название «Великая Греция».
Многие из колоний
в Великой Греции завладели
значительными площадями
Греки проникают и дальше на запад. Выходцы из Фокеи основали в устье реки Роны колонию Массалию (ныне Марсель, Южная Франция). В дальнейшем Массалия вывела ряд колоний ещё дальше на запад, вплоть до побережья Пиренейского полуострова.
На почве территориальной
экспансии происходили
На юго-восточном побережье Средиземного моря возникли две значительные греческие колонии — Навкратис в Египте, на одном из рукавов нильской дельты, и Кирена на побережье Ливии, западнее Египта. Особенность устройства Навкратиса заключалась в том, что земля для создания этой колонии была выделена египетским царём и ею была ограничена в Египте территория, на которой могли селиться и торговать греки, выплачивая Египту налог. Поэтому население Навкратиса составляли переселенцы из различных греческих городов. Эти переселенцы в рамках общего для всех них полиса продолжали сохранять своё особое автономное управление Навкратис развил довольно значительную ремесленную промышленность, изделия которой, во многом подражавшие древнеегипетским, широко экспортировались, в том числе и в Переднюю Азию. Вторая колония на африканском побережье Средиземного моря — Кирена была основана в середине VII в. преимущественно дорийскими полисами. В дальнейшем вокруг Кирены выросло несколько других поселений. Политическое объединение этих поселений во главе с Киреной (так называемое «пятиградие») охватило целую область — Киренаику. Киренаика славилась исключительным плодородием. По данным одной надписи в IV в. до н. э., Кирена в течение трёх лет вывезла в различные города Греции свыше 800 тыс. медимнов зерна (медимн=52, 53л). Главными предметами её вывоза были: пшеница, оливковое масло, финики и др.
Побережья Геллеспонта (Дарданелл), Пропонтиды (Мраморного моря) и южный берег Понта (Чёрного моря) также уже с VIII в. стали осваиваться главным образом выходцами из греческих городов Малой Азии. Греческие колонии Кизик на берегу Мраморного моря, Синопа и Трапезунт на южном берегу Чёрного моря возникли уже в середине VIII в. Невидимому, во второй половине VII в. на западном побережье Понта была основана Истрия; в конце того же столетия южнее Истрии возникает Аполлония и вслед за ней несколько других колоний Западного Причерноморья. Они послужили опорными пунктами для дальнейшего продвижения греков на север.
В колонизации Северного Причерноморья главная роль принадлежала ионийским городам малоазийского побережья и прежде всего Милету. В VII—VI вв. им была основана Ольвия на правом берегу Буго-Днепровского лимана и ряд колоний по обоим берегам Керченского пролива—древнего «Боспора Киммерийского». Самыми крупными из них были Пантикапей (современная Керчь) и Феодосия на восточном побережье Крыма, Фанагория и Гермонасса на побережье Таманского полуострова. Единственной дорийской колонией на северочерноморском побережье был Херсонес, основанный в V в. в 3 км от нынешнего Севастополя переселенцами из Гераклеи Понтийской (ныне город Эрегли в Малой Азии).
С самого своего основания северочерноморские колонии вступили в тесное соприкосновение с местными скифскими и меотскими племенами (последние обитали на Таманском полуострове и в Прикубанье). С некоторыми из племён у колонистов происходили военные столкновения, с другими наладились на основе меновой торговли мирные взаимоотношения. Для дальнейшего развития северочерноморских колоний наряду с земледелием и ремесленным производством начинает приобретать значение торговля. Многие греческие города сравнительно рано начали ощущать потребность в ввозе хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В связи с этим северочерноморские колонии в качестве постоянных поставщиков этих продуктов, а в дальнейшем и рабочей силы (рабов), стали играть очень видную роль в экономической жизни Греции. Развитие торговой деятельности северочерноморских колоний существенно отразилось и на их взаимоотношениях с местными племенами. Ввозимые из Греции ремесленные изделия, вино и оливковое масло, а также изделия, изготовлявшиеся греческими мастерами в самих колониях, обменивались на сельскохозяйственные продукты; в таком обмене особенно была заинтересована местная племенная знать, владевшая большими стадами и плодородными землями. Впрочем, в торговые сношения с греками втягивались и более широкие слои населения, часть которого, по свидетельству Геродота, сеяла хлеб с расчётом на его продажу. Многочисленные греческие изделия, обнаруженные при раскопках поселений и курганов, наглядно показывают интенсивность этих связей.
Торговля с греками и в Северном Причерноморье и в других районах греческой колонизации способствовала дальнейшему разложению первобытно-общинного строя у местных племён. Всё более заметным становится также сильное воздействие греческой культуры на высшие слои окружающих племён. С другой стороны, сближение греческих переселенцев с местным населением наложило свой отпечаток на весь ход социально-экономической и политической истории колоний и характер их культуры. Взаимопроникновение культур греков и местных жителей и вхождение некоторых местных элементов в состав населения колоний в большей или меньшей мере характерны для всех районов, охваченных греческой колонизацией, хотя взаимоотношения колонистов с местным населением принимали различные формы.
Информация о работе Греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э