Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:50, реферат
Все нам хорошо известна фраза, «у каждой эпохи свои герои». А кто же такой герой только что начавшегося 21 века? Помните, что Гёте сказал когда-то устами Фауста: «...тот дух, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий». Так и получается, что каждый из нас, на определенном историческом этапе в зависимости от своих идеалов, взглядов, представлений, мнения и «культурного багажа» имеет собственное представление о современном герое.
Слово «герой» имеет богатую историю. В переводе с греческого «heros» означает полубог, обожествленный человек. Героями в Древней Греции назывались дети бога и смертной женщины или смертного и богини (Геракл, Дионис, Ахилл, Эней и т.д.). Этимологически связано с именем богини Геры, покровительницы брака и обетов.
Все нам хорошо известна фраза, «у каждой эпохи свои герои». А кто же такой герой только что начавшегося 21 века? Помните, что Гёте сказал когда-то устами Фауста: «...тот дух, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий». Так и получается, что каждый из нас, на определенном историческом этапе в зависимости от своих идеалов, взглядов, представлений, мнения и «культурного багажа» имеет собственное представление о современном герое.
Слово «герой» имеет богатую историю. В переводе с греческого «heros» означает полубог, обожествленный человек. Героями в Древней Греции назывались дети бога и смертной женщины или смертного и богини (Геракл, Дионис, Ахилл, Эней и т.д.). Этимологически связано с именем богини Геры, покровительницы брака и обетов. В латинском языке аналогичное понятие означает «хранить целое», в авестийском «бдить».
Словарь Даля имеет следующее толкование – «герой м. героиня ж., витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо–воин; || доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец».
Сегодня мы употребляем слово «герой» во множестве различных смыслов, весьма далёких от изначального. Герои труда и войны, герои книжные, театральные и кинематографические, трагические и лирические, наконец, герои «наших романов»... Но в любом случае понятие это хоть и изменилось, но не устарело. Образ героя, безусловно, был нужен всегда и везде. Нынешний век в этом плане мало чем отличается от предыдущих эпох. В России в связи с ментальными, историческими и социокультурными особенностями образ героя и героизм в целом всегда были важными составляющими духовного развития. В конце концов, безыдейность и отсутствие достойного образца для подражания часто являются отражением деформации облика народа и отдельного его представителя.
Интересными представляются данные опроса проведенного Фондом «Общественное мнение». Так, около 40% респондентов затруднились назвать даже одного «настоящего героя» России. Около 20% считают, что настоящих героев в реальной жизни вообще нет (среди молодёжи таких 25%). Лишь очень немногие назвали Георгия Жукова и Юрия Гагарина (по 4%), а также Владимира Путина (3%). Чаще всего среди «настоящих героев» молодёжь называла Илью Муромца (20%). Второе место в числе вымышленных героев молодёжи занимает бандит Саша Белый из телесериала «Бригада». Его считают «настоящим героем» 17% молодых людей. На третьем месте — Штирлиц. Старшие поколения часто вспоминали также Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и Глеба Жеглова из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»...
Так кто же он, современный герой? Обратимся к тем, кто в каком-то смысле создаёт героев. Вот слова из интервью с Сергеем Юрским газете «Аргументы и факты»:
«— Можно ли сегодня вообще точно определить, кто он — наш современный герой?
— Это всё-таки человек криминального действия. Он может быть бандитом, а может быть и милиционером. Но в любом случае это тот, кто имеет крепкий мускул или такое оружие, чтобы мгновенно ответить, убить обидчика. Это, видимо, отвечает сегодняшним ощущениям человека, который испуган, который затаил множество мелких и несколько крупных обид, которого волнует один вопрос: «Кто за меня рассчитается?» За него и рассчитывается на экране этот самый новый герой».
Для того чтобы
ответить на вопрос о необходимости
образа героя и о том, нужны
ли в современной России вообще герои,
мы должны понять причину, так как
сами герои или антигерои −
это следствие. Поэтому я считаю, что
первый вопрос тесно связан со вторым.
То есть все основывается на ценностях,
в котором живет наше общество. Ведь образ
героя логически вытекает из того, что
в обществе принято считать добром, а что
злом…
Мы сейчас живем в обществе потребления,
поэтому те образы героев, которые, к примеру,
были в прошлом столетии, нас особо не
интересуют. Правильно это или неправильно
− это уже другой вопрос. Однако на сегодня
в мире, где правят большей частью материальные
ценности, никому особо не интересны, например,
передовики производства, потому как сейчас
успех не у того, кто много произвел, а
кто сумел грамотно реализовать.
За двадцать лет суверенитета в нашем Отечестве не сформировалась национальная идея и нет четкого образа будущего. И это я считаю основной причиной того, что у нас на сегодня отсутствуют герои. Ведь мы, как общество, до сих пор находимся в растерянности. В нашем сознании мы заблудились между социализмом и капитализмом и к тому же не можем дать четкий ответ, кто мы в мировом сообществе. Предпринимаются, конечно, попытки, но это все настолько уныло, что, на мой взгляд, нам самим не интересно.
Мне вообще кажется
нелепым, когда с одной стороны
декларируются европейские
Это говорит о том, что мы еще не научились жить не то что будущим, на перспективу, но и настоящим.
Вот когда мы
поймем, кто мы, какое место по
праву наше в мире, какие цели
и задачи перед нами стоят для
того, чтобы создать фундамент для последующих
поколений, тогда и начнет вырисовываться
образ героя или героев…
А ответить на современные вызовы времени
мы обязаны. Мы занимаем 1/6 часть суши,
у нас основные стратегические ресурсы,
пахотные земли, леса и питьевая пресная
вода. И если мы как общество будем не в
состоянии ответить, кто мы и как нам жить,
то за нас ответят те, кто лишен всего вышеперечисленного.
В одной из своих работ К. Г. Юнг сказал: «Сегодня» имеет смысл лишь тогда, когда оно находится между «вчера» и «завтра». «Сегодня» — это процесс, переход, который отрывается от «вчера» и устремляется к «завтра». Тот, кто осознаёт „сегодня“ в этом смысле, может называться современным».