Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:14, доклад
Мы живем на благодатной земле. Кубань – это уникальная природная и историко-культурная территория, занимающая одно из первых мест в Российской Федерации по количеству памятников истории и культуры от эпохи палеолита до современности. На сегодняшний день известно почти о 100-тысячах объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края. Это памятники не только общероссийского, но и общеевропейского уровня.
Дольменная культура Кубани.
Мы живем на благодатной земле. Кубань – это уникальная природная и историко-культурная территория, занимающая одно из первых мест в Российской Федерации по количеству памятников истории и культуры от эпохи палеолита до современности. На сегодняшний день известно почти о 100-тысячах объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края. Это памятники не только общероссийского, но и общеевропейского уровня.
На территории края известны не менее 2000 дольменов (погребальных сооружений эпохи поздней бронзы) – это значительная часть мирового наследия дольменной культуры. Дольмены занимают значительную территорию вдоль Черного моря почти на 500 км.
ДОЛЬМЕН (от бретонского tol — стол и men — камень) — это мегалитическое сооружение в виде огромного каменного ящика, накрытого сверху плоской плитой. Часто вес верхней каменной плиты достигает пару десятков тонн, а размеры — до десятка метров. Способ возведения и назначение дольменов сейчас не известны. Есть много разных версий по поводу их предназначения: места для жертвоприношений, антенны для приема телепатических сигналов из космоса…
Особенности дольменной культуры и начало её изучения. Научные исследования кубанских дольменов начинаются в конце XVII в., когда известный русский естествоиспытатель и географ Паллас впервые сделал подробные описания этих построек, найденных им на Таманском Полуострове. Правда, он несколько приуменьшил их возраст. Палласом были обнаружены в одном из дольменов несколько предметов более позднего времени, чем сами погребальные сооружения. Поэтому он датировал их временем греческой колонизации. Позднее исследованием дольменов занимались такие ученые как Тебу де Мариньи, Фредерик Дюбуа де Монпере, Фелицын, Веселовский и др. Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, и близ перевалов. Карта распространения дольменов при совмещении с картой простирания основных горных пород показала, что эти постройки располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего по данным археологов на Кубани около 2500 дольменов.
Характер находок сделанный
в дольменах позволяет сделать
два вывода – это были погребальные
сооружения т.к. в нетронутых дольменах
найдены останки человеческих погребений
(как правило кости
94 процента от всех кубанских дольменов - это наиболее распространенные плиточные дольмены, выполненные из пяти песчаниковых или известняковых глыб. У многих из этих дольменов обнаружена втулка — каменная пробка, «дверь», которая напоминает гриб. Вес одной плиты среднего дольмена составляет 4 — 7 тонн. Вес дольмена в целом достигает 25 и более тонн. Для обработки каменных плит использовали бронзовые, каменные и деревянные клинья. Перемещали плиты на катках. Сборка дольменов происходила при помощи лесов и рычагов, также было задействовано много людей.
Интересный и единственный в своем роде дольмен был найден в кургане на берегу реки Псынако в Туапсинском районе, возле поселка Анастасиевка. Место, на котором он стоит, еще в третьем тысячелетии до нашей эры было святилищем и использовалось для ритуальных действий. К дольмену ведет каменный коридор, перегороженный в нескольких местах крупными плитами. По предположению ученых, это символизирует небесный свод. В этой своего рода древней обсерватории изучались закономерности солнцестояния и велись наблюдения за луной.
Сейчас на территории Западного
Кавказа известно более 2200 дольменов.
Наиболее распространены сооружения плиточного
типа, реже - монолиты, высеченные в
скалах. Они снабжены отверстиями
круглой или аркообразной формы,
через которые покойника
Культура строителей дольменов. Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом. Эпоха существования дольменов на Северо-Западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общественную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.
Работа над дольменом. Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.
Изготовление пробки. Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.
Как происходила установка дольмена. Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.
Для чего строились дольмены. Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса.
Реконструкция погребального
обряда в дольменах района города
Сочи может дать следующую картину.
Умершего оставляли в священной
роще вблизи дольмена, где по истечению
определенного времени в
Дольмены, овеянные легендами. Дольмены издавна привлекали внимание местного населения. О них складывались поэтические сказания и легенды, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение и дошли до наших дней. По адыгейскому преданию, в давние времена жили в горах племена карликов и великанов. Карлики не имели убежищ и не было у них достаточных сил, чтобы построить себе жилища. Оттого они и подвергались всяческим невзгодам бесприютной жизни: мокли под дождем, мерзли, зимой их засыпало снегом. Сжалились великаны и решили построить для карликов дома. Великаны были настолько сильны, что каждый из них мог выломать каменную плиту, и, взвалив ее на плечи, принести к месту постройки. Из четырех плит составлялся дом, покрывавшийся сверху пятой плитой. Вместо дверей великаны пробивали круглое отверстие, через которое карлики въезжали верхом на зайцах. И оттого адыги называли дольмены испун. Давно вымерло племя карликов, и нет уже великанов, а дома карликов все еще стоят. Такова легенда. Русское население называло дольмены "богатырскими хатками".
Дольмены Западного Кавказа много общего имеют с дольменами, расположенными в странах, идущих вдоль морских течений, которые идут в Средиземном море от Гибралтара, вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море. Из этого следует, что древние люди, носители дольменной культуры, могли прибыть на Кавказ по морю.
Крупнейшие из сохранившихся дольменов стоят в одиночку (дольмен близ моста, по которому шоссе Новороссийск— Сухуми пересекает реку Догуаб,— самый крупный в Геленджикском районе; дольмен в Гузерипле на реке Белой). Часто встречаются дольмены группами в 2—8 экземпляров, а иногда, попадаются целые некро-поли, насчитывающие сотни мавзолеев. Это, к примеру, кладбище в 260 дольменов на «Богатырской дороге» у станины Нопосвободной (в бассейне реки Белой), более 200 дольменов па Дегуакской поляне у станицы Даховской, 564 дольмена в бассейне реки Кизинки. Есть 2 обширных некрополя и в противоположном конце ареала (то есть области распространения) дольменов — в долине реки Абин, близ станицы Эриванской. В общей сложности на Северо-Западном Кавказе (в одиночку или группами) были отмечены в 174 пунктах.
Главная область распространения дольменов — это горная полоса Краснодарского края от Таманского полуострова до бассейна реки Ходзь (левого притока Лабы включительно). Кроме того, небольшие группы дольменов имеются в Абхазии, в окрестностях Пятигорска, в Карачаево-Черкесии и Крыму (причем относительно крымских мавзолеев в археологической литературе существуют различные мнения: считать ли их дольменами, или относить к разряду гробниц более поздних эпох). Больше нигде на территории бывшего советского союза дольмены не встречаются.
Итак, дольмены для Краснодарского края — это то же, что пирамиды для Египта. С этих каменных «скворечен» начинается доступная для науки история цивилизаций на Кубани, эти молчаливые надгробия органически вписались в горно-лесной ландшафт края и сделались неотъемлемой частью этого ландшафта. Казалось бы, каждый кубанский дольмен должен быть предметом неустанного попечения, заботливой охраны и высококвалифицированной популяризации, тем более что огромное количество дольменов было ограблено и разрушено в конце прошлого века, в эпоху возникновения предгорных станиц, когда песчаниковые плиты стены и крыши гробниц пошли на изготовление мельничных жерновов, молотильных катков, были использованы как материал для мощения дворов и возведения построек. Но и сегодня дольмены часто становятся жертвой невежества и бескультурья: их ломают из любопытства, покрывают надписями, коптят дымом кострищ, разбирают на камень. Виновниками оказываются и местные жители, находящиеся вблизи дольменов во время лесоразработок, полевых работ, охоты, и варвары, почитающие себя «туристами»; последние нередко используют эти драгоценные памятники старины в качестве силомеров, разрушая их бесцельными ударами. Причиной этого является, безусловно, недостаточная осведомленность о дольменах.