Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:46, реферат
Оренбургское казачье войско (ОКВ) – часть казачества в дореволюционной России, размещавшаяся в Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область, часть Челябинской области и республике Башкирия). ОКВ - создавалось не на базе бывшей крестьянской вольницы, а по воле правительства для решения геополитических задач, стоявших перед империей на Востоке в XVIII–XIX вв. В состав войска в течение двух веков входили различных групп казаков (волжских, исетских, в небольшом количестве яицких, украинских и донских), государственные крестьян, солдаты линейных батальонов, а также отдельных групп финно-угорских, монгольских, тюркских народов различных вероисповеданий, что привело к формированию особой этнографической группы – оренбургских казаков.
МИНОБРНАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Быт и культура казаков
По дисциплине:
Народы Южного Урала: История и культура
Студент группы ИТС-2 Фомин Николай Павлович.
|
Челябинск, 2012 г.
Оренбургское казачье войско (ОКВ) – часть казачества в дореволюционной России, размещавшаяся в Оренбургской губернии (ныне Оренбургская область, часть Челябинской области и республике Башкирия). ОКВ - создавалось не на базе бывшей крестьянской вольницы, а по воле правительства для решения геополитических задач, стоявших перед империей на Востоке в XVIII–XIX вв. В состав войска в течение двух веков входили различных групп казаков (волжских, исетских, в небольшом количестве яицких, украинских и донских), государственные крестьян, солдаты линейных батальонов, а также отдельных групп финно-угорских, монгольских, тюркских народов различных вероисповеданий, что привело к формированию особой этнографической группы – оренбургских казаков. Материальная культура оренбургских казаков до настоящего времени изучена недостаточно, но, то, что уже известно дает представление о переплетении обычаев, быта и устоев. Сегодня мы как раз затронем тему «Быт и культура казаков».
Оглавление
Введение 2
1. История образования оренбургского казачьего войска 4
2 Условия проживания оренбургских казаков 5
2.1 Природа и климат 5
2.2 Типы населенных пунктов 6
2.3 Планировка населённых пунктов. 6
3 Быт и культура 7
3.1 Образование 7
3.2 Быт 8
3.3 Культура 8
Список литературы 10
Оренбургское казачество в отличие от яицкого, донского и других казачьих войск возникло не на базе бывшей крестьянской вольницы, а по воле правительства. Оно было учреждено указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников.
В степной части Приуралья в конце XVII – начале XVIII вв. этих территории были заняты в основном кочевыми тюркскими этносами (башкирами и казахами), существовали лишь единичные русские населённые пункты. Так же были освоены русскими территории в Зауралье по реке Исеть – Далматовский монастырь и Шадринская слобода. Первая волна заселения этой территории носила свободную крестьянскую колонизацию.
Чуть позже во второй четверти XVIII в. первый этап сменяется организованной целенаправленной государственной колонизацией. Колонизация была вызвана быстрым изменение геополитической ситуации в «киргизской степи». В 1731 г. хан Младшей казахской орды Абулхаир обратился с прошением «о принятии его с всею тою Меньшею ордою в российское подданство» и о основание в устье реки Орь города. В 1734 г. в устье
реки Орь недалеко от ханской ставки была основана крепость Оренбург (современный город Орск), но для него необходимо было снабжение провиантом и железом, в результате была заложена в истоках реки Яик (Урал) – Верхнеяицкая пристань. Основание в верхнем течении реки Миасс с апреля по сентябрь 1736 г. сети крепостей – Чебаркульской, Миясской, Челябинской и в 1737 г. Основание этих крепостей было связано с необходимостью снабжать зауральским хлебом новый административный центр Оренбург. Первыми поселенцами этих крепостей были русские «дворцовые» крестьяне и лица различных сословий из «ближайших теченских слобод Исетской и Тобольской провинций», зачисленные в созданные полковником Тевкелевым исетские казаки. Помимо Далматова монастыря, Шадринской слободы и окрестных сёл, местами рождения первых жителей крепостей были северные и северо-западные губернии европейской России: Архангельская, Вологодская, Новгородская, северные приуральские уезды Казанской губернии (Вятский и Кунгурский), Сибирская губерния (Екатеринбургское ведомство, Тобольский и Ялуторовский уезды). Заселение региона в 30-х гг. XVIII в. происходило в основном людьми из северной и центральной части России.
Военное строительство и заселение было приостановлено, причиной было не прекращающее башкирское восстание. Замирение края связано с деятельностью князя В.А.Урусова, назначенного командующим всеми правительственными войсками и начальником Оренбургской экспедиции, переименованной в Комиссию. Для усмирения бунтовщиков Урусов избрал самые жесткие меры. За время восстания 1735-1740 гг. в Башкирии было казнено около
17 тыс. человек, разорено и
сожжено около 700 башкирских аулов.
В это же время по
Таким образом, бунт башкир, начавшийся в 1735 году нападением на отряд Кирилова, продолжался около 6 лет. Все это время казаки, кроме участия в построении возводимых крепостей в крае, принимали деятельное участие в усмирении башкир.
В 1741 году Урусов умер, и в 1742 г. начальником
Оренбургской комиссии был назначен
тайный советник Неплюев. По его
предложению и под его
40-е гг. XVIII в. являются временем
создания Оренбургской
Первыми «жителями» новопостроенных крепостей были наряжаемые на службу солдаты
и офицеры линейных, регулярных полков; яицкие, волжские, малороссийские и исетские казаки; служилые татары, мещеряки (мишари), тептяри, калмыки, то есть лица с разной сословной, конфессиональной и этнической принадлежностью. Солдаты регулярных полков в подавляющем большинстве были великороссами, рекрутируемыми на службу из центральных губерний Российской империи. Среди офицеров, в основном тоже русских, встречались немцы и поляки. Во второй четверти XVIII в. русской администрацией было образовано особое Оренбургское казачье войско. Началом его образования стало создание оренбургским генерал-
губернатором И.И. Неплюевым оренбургского
нерегулярного корпуса из казаков
различных районов Заволжья.
Впоследствии в состав Оренбургского
казачьего войска были включены исетские
и часть яицких казаков. В 1758 г.
ОКВ управлялось войсковым
С постепенным развитием оседлого населения по Оренбургской пограничной линии и с умиротворением кочевников в степи сторожевая служба на этой линии мало-по-малу стала утрачивать военное значение, а потому в 1860 г. признано возможным значительно сократить число постов по всей линии. Была оставлена только так называемая кордонная стража по Новой линии и по Ново-Илецкой. Но и последняя кордонная кража упразднена в 1875 году.
Территория земель Оренбургского казачьего войска находится на двух континентах – в Европе и Азии. Современной границей между Европой и Азией являются река Урал и главный Уральский хребет. Современное географическое районирование относит эти территории к Южному Уралу, Зауралью и Приуралью. Климат резко континентальный, аридный. Ландшафты на большей части территории степные, в Зауралье – лесостепные.
Распространенными названиями для крупных поселений оренбургских казаков, являются «станица» и «поселок». Мелкие поселения имеют названия – хутор, заимок (заимка), выселок, статья.
Станица – это сравнительно крупный населенный пункт, военно-
административный центр, в котором
располагалось станичное
Населенные пункты объединенные таким центром назывались «станичным юртом». Нередко слово «станица» употребляется в значении «станичный юрт»,
Поселок – более мелкий населенный пункт, подчиненный станичному центру, но имеющий собственное поселковое правление.
Государственный характер заселение Оренбургского региона предопределил то, что места для новых поселений строго регламентировались. Решающим фактором для закладки крепостей или основания поселений в XVIII в. являлась стратегическая целесообразность. В XVIII в. выбором мест для новых поселений часто осуществлялся при непосредственном участии государственных
чиновников высокого ранга – «начальников края» или их ближайших подвижников. В первой половине XIX в. основание новых поселений согласовывалось в Петербурге, а постройкой и контролем занимался Оренбургский военный губернатор. Оренбургский военный губернатор В.А. Перовский лично в 1836 г. выезжал в степь в возводимые на новой линии поселения. Составление плана и разбивка поселения осуществлялась военными и гражданскими чиновниками рангами пониже.
Самостоятельные действия построения и разбивки поселения властью пресекались и карались даже в начале XVIII в. Даже перенос населённых пунктов по тем или иным причинам, чаще всего из-за отсутствия в достаточном количестве хорошей воды и сенокосных угодий, санкционировались высшими чиновниками губернии.
В XIX и начале XX в. внутренняя планировка поселений регламентировалась указами имперского «…по Высочайше утвержденным для
казенных селений планам, соображаясь с правилами постановленными в 774,
777, 780, и 782 ст., т. ХII, устава о благоустройстве городах и селениях» , а в начале XX в. – «особой инструкцией о распланировании посёлков», изданной войсковым хозяйственным правлением Оренбургского казачьего войска в 1904 г.
Для планировки казачьих посёлков характерно наличие
площади-плаца, являвшегося центром общественной жизни поселения. Плац
служил местом проведения войсковых смотров и строевой подготовки казаков.
На площади или на главной
улице располагалось
станичного или поселкового правления. Площади служили также местами
проведения ярмарок.
К концу XIX в. во всех крупных посёлках были построены церкви, а в
посёлках с мусульманским
За посёлком, относительно недалеко находились общественные запасные хлебные магазины, мельницы. Удаленность от посёлка запасных хлебных магазинов (общественных амбаров) диктовалась пожарной безопасностью. Ветряные мельницы устанавливались на открытых или возвышенных местах. Улицы в поселках, опасаясь пожаров, намеренно устраивали широкими, с проулками-разрывами. Улицы и усадьбы населенных пунктов, расположенных как в степной, так и в лесостепной зонах, не имели зелёных насаждений.
Лишь в начале XX в. у некоторых домов, обычно офицерских, появляются палисадники с зелёными насаждениями. Кроме зелёных насаждений отсутствовали в казачьих усадьбах огороды и сады. Обычно огороды и бахчи
располагались за посёлком.
Первоначальное основание школ
в Оренбургском казачьем войске относится
к 1819-1822 годам, когда дежурный генерал
главного штаба сообщил Оренбургскому
военному губернатору, генералу Эссену,
что Государю Императору благоугодно
иметь сведение обо всех состоявших
то время в военном ведомстве
школах взаимного обучения. Начальник
штаба отдельного Оренбургского
корпуса предписал войсковой
канцелярии учредить тогда же школы
во всех пяти кантонах войска и при
непременном казачьем полку. Войсковое
начальство одновременно с открытием
прочих народных школ, принимало меры
к открытию таковых и в поселках,
где преимущественно жили ногайбаки,
с целью, чтобы молодое поколение,
пройдя школу, кроме научных познаний
могло бы усвоить религиозно-
Дома казаков почти