Архитектура в системном строении культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:08, статья

Краткое описание

Наиболее драматичным результатом внедрения идеи прогресса в архитектурную культуру явилось широкое распространение в мировой проектной и строительной практике интернационального стиля. Мастера современной архитектуры, руководствующиеся этой идеей, нивелировали региональное своеобразие этногеографических зон с целью приобщения «недостаточно развитых» стран и архитекторов к прогрессивным тенденциям современности (иначе говоря - моде).

Прикрепленные файлы: 1 файл

ТАБЛ2.docx

— 21.04 Кб (Скачать документ)

Архитектура в системном строении культуры.

Архитектура возникла, когда человек осознал себя как социальное существо. Эпоха варварства стала культурно-историческим периодом, в котором люди начали строить жилища в качестве второй природы, удовлетворяя не только физиологические потребности в защите себя от окружения, что делают все живые существа, но вкладывая в эту деятельность также и ценностные, сугубо человеческие значения, семантические смыслы овеществления. Архитектура, таким образом, есть продукт культурной созидательной работы человека на самых ранних этапах формирования социума.

С изобретением гончарного производства и письменности начинает формироваться цивилизация, как следующая за варварством эпоха истории общества. С этого времени культура и цивилизация стали сосуществовать в нерасторжимом единстве, что, однако, не дает оснований их отождествлять.

Так, если культура - это материализованное воплощение творческих способностей и ценностей человечества, то цивилизация - это совокупность исключительно технико-механических возможностей общественного развития. Цивилизация - это то, что дает комфорт, предъявляющий определенные моральные и физические требования к цивилизованному человеку, и благодаря чему человек до такой степени срастается с техническим коллективом, что у него не остается ни времени, ни сил для культуры.

И он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также и культурным [65]. Комфорт деморализует и расслабляет человека. Он теряет органичную связь с Первой Природой, что является предпосылкой к возникновению с течением времени природного и культурного экологического кризиса, ставящего под угрозу уничтожения и природу, и культуру.

Культура старше цивилизации, но последняя, возникнув в социодинамике развития, стала высокими темпами активизироваться и приобрела главенствующее над культурой положение. Цивилизационные процессы стали отождествляться с культурой. Сказанное выше существенно для понимания взаимодействия архитектуры и строительства, так как архитектура есть продукт культуры, а строительное производство - цивилизации. Данное положение объясняет, почему эти разные по сути явления отождествляются не только в обыденном сознании потребителей архитектуры, но также и в мышлении профессионалов-архитекторов, строителей и инвесторов-заказчиков. Одной из задач данной работы является разведение этих явлений и определение областей культуры, в которых они осуществляют предметное воплощение.

Для решения такой задачи необходимо, по нашему мнению, подробнее сказать о цивилизации. В основе ее энергетического потенциала лежит идея прогресса, сформированная в ходе промышленной и научно-технической революции. Суть этой идеи проста. С немногими временными отклонениями все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, демократии и разуму, высшим проявлением которого является НАУКА. Это также и необратимое движение от многообразия особенностей, которые нерационально поглощают человеческую энергию и экономические ресурсы, к миру, унифицированному на основе единой, простой и разумно цивилизованной организации жизнедеятельности социума. Это движение от «плохого» к «хорошему», от незнания к знанию, что и давало благой вести Нового времени этический заряд, фундаментальный оптимизм и революционное рвение. Вне споров оставалось аксиоматическое положение, что человечество на своем предопределенном историческом пути вперед и вверх проходит универсальные этапы развития [149].

Идея прогресса существенно изменила ранее существовавшее восприятие времени. До XVII столетия доминирующей моделью истории была цикличная временная динамика по аналогии с биологическим бытием человека: юность, зрелость, старость и смерть обществ и империй. «Миф о вечном возрождении» структурировал то, что было привычно и естественно для человека. В этой модели конец означал и начало. В новой концепции, согласно идее прогресса, конец не означал возвращения к началу, а значил что-то другое. Господствующей стала парадигма линейно-поступательного развития социума с периодами количественных накоплений и революционных качественныхскачков. Идея прогресса привела к глобальной технизации всех сторон жизнедеятельности общества [149]

Строительное производство как инструмент созидательной деятельности вдохновляется идеей прогресса. На этом основании технологические индустриально-строительные процессы безапелляционно диктуют, что и как делать в архитектуре. Гуманистические идеалы высокомерно подавляются авторитетом технической новизны.

XX век, конец тысячелетия от Р. X., ознаменован рождением и исчезновением  многих мифов:  мифа о коммунизме, мифа о демократии, мифа о рынке  и т.п. Социальное мифотворчество  стало свойственно всей жизнедеятельности  человечества. В архитектурной культуре, в частности, был создан и активно  внедрялся в жизнь миф о  «современной архитектуре» как  более высоком этапе развития  зодчества по сравнению с прошлыми  эпохами. Теоретические основы современной  архитектуры разрабатывались зодчими, архитекгуроведами и искусствоведами на основе той же идеи прогресса. Согласно этим теоретическим установкам архитектура должна отражать первичную функцию - «форма следует за функцией» - и конструктивную структуру сооружения.

Наиболее драматичным результатом внедрения идеи прогресса в архитектурную культуру  явилось широкое распространение в мировой проектной и строительной практике интернационального стиля. Мастера современной архитектуры, руководствующиеся этой идеей, нивелировали региональное своеобразие этногеографических зон с целью приобщения «недостаточно развитых» стран и архитекторов к прогрессивным тенденциям современности (иначе говоря - моде).

Настойчивое шефство над «отсталыми» народами с целью унификации архитектуры на основе новейших технологий стройивдустрии привело к монотонности и бездуховности современной урбанизации.

Сейчас неуниверсальность «прогрессизма» становится все более очевидной. Представления о неограниченном линейном прогрессе мешают рассмотреть общественный мир и продукты его деятельности во всей их сложности и многообразии, увидеть в них параллельные формы, которые сосуществуют друг с другом, не «отмирая» и не являясь этапами единого процесса. Принятие идеи прогресса как единственно правильной концепции ограничивает понимание человеческой истории, включая архитектурную культуру как движение от богатства конкретных социальных форм к новым богатствам форм, а не просто к универсализации.

Иначе говоря, цивилизация - это изнурительная гонка за лидером, в качестве которого выступает идея прогресса. «Цивилизация - культура, разложенная на отдельные части. В цивилизации отсутствует дух настоящего, она приводит культуру в известную ясность и разлагает целостный организм на отдельные атомы. Кристаллы - продукт конечного разложения. Процесс разложения - превращение культуры в цивилизацию - всегда ощущается как наступающая гибель, конец» [17].

Культура, в отличие от цивилизации, продолжает загадочное существование вне своей эпохи, так как это есть не столько материальная структура, сколько специфическое смысловое содержание, опредмеченная духовность. Данное утверждение значимо для понимания культуры вообще и архитектурной культуры в частности. Индивидуальное, а не только всеобщее и унифицированное, включается в мировую историю культуры не просто «этапом» или «частью». Субъективность культурного высказывания незаменима никакой другой субъективностью и несводима к ней. Поэтому при сопоставлении двух разнокультурных текстов, в качестве которых выступают и произведения зодчества, мы не в состоянии ответить на вопрос, какой из них «лучше» или «важнее». Ведь каждое явление культуры обладает самобытностью формы существования и непременно характеризует всевременную мировую культуру в целом, а не только ее закрепленный здесь и сейчас фрагмент.

Рядом с цивилизацией, стремящейся к преодолению и отрицанию несовременного прошлого, классическая культура предшествовавших исторических периодов всегда современна. Мир культуры неповторим, и поэтому прошлое в ней невозможно преодолеть. Диалог культур никогда не перестает длиться, возникает «глубокая радость повторения», которая объяснима тем, что это не повторение, а отклик, эхо, доносящееся из будущего. «Культура не "была", она всегда "должна быть", потому что остановленный смысл - отрезанный от дальнейших вопросов, не способный стать ответом на еще не заданные вопросы - это умерший смысл, между тем как смысл, проявившись однажды на свет, умереть уже не может» [16]. Культура не прогрессирует, а накапливает духовные, материальные и художественные ценности.

 

 

 

                  V

                    -

                 +

                  ?

       

 


Информация о работе Архитектура в системном строении культуры