Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 06:38, контрольная работа
«Палеолитические Венеры» воплощают идеал женственности древнего человека. Это небольшие вытесанные из камня фигурки, по мнению большинства учёных, имели культовый характер: это не был портрет какой-то конкретной женщины, это было посвящение женскому началу природы, возможно, первому зарождающемуся понятию о Богине-Матери, синонимом жизни и плодородия. На эту мысль наводят особенности этого женского образа – лицо фигуры либо вообще отсутствует, либо совершенно условно, без индивидуальных черт; зато присутствуют ярко выраженные признаки женщины как существа, дающего жизнь – широкие бёдра, большая грудь. В общем, это скорее символ женского начала, чем сама женщина – однако это и есть первый настоящий образ человека в первобытном искусстве. Первобытный человек по-своему умел видеть и ценить женскую красоту.
В мифическом и социальном мирах люди и предметы обладали противоположными свойствами. Мифическое пространство и все, что в нем происходило, в известных пределах воспринималось как перевернутое отражение реальной действительности.
К смерти другого, чужака, врага первобытный человек относился в корне иначе, чем к собственной смерти. Смерть другого не вызывала у него возражений, он воспринимал ее как уничтожение и жаждал ее достичь.
Над телом любимого существа он выдумывал духов, воображал разложение индивидуума на плоть и душу — первоначально не одну, а несколько. Вспоминая об умерших, он создавал себе представление об иных формах существования, для которых смерть — это лишь начало, он создавал себе понятие загробной жизни после мнимой смерти.
В общем и целом первобытный человек верил в загробную жизнь. Он верил, что, умирая, человек переходит из одного состояния в другое.
Первобытные формы религии основывались на анимистическом типе мировоззрения. Э.Тайлор считал анимизм сущностью всякой религии. Анимизмом называется вера в существование духов, способных помогать или мешать человеку в его делах. Первоначально он существовал в форме аниматизма – представления об одушевленности всей природы. Ветер, гром, деревья, источники, камни и т.п. наделялись собственной волей. Позже складывается представление о духах, которые проявляют себя через различные предметы и явления. Духи еще не противопоставлялись предметам и могли погибать вместе с ними или переселяться в другие вещи. Позже духи становятся самостоятельными сущностями. Относительно человека также возникает представление о существовании самостоятельной души, которая очень часто ассоциируется с дыханием или тенью. У африканских племен до сих пор сохранились обряды, защищающие тень от врагов и хищников. Зулусы считают, что тень после смерти становится домашним духом. В европейской традиции существовало представление о том, что у мертвых нет тени.
В рамках анимистических представлений сложилась такая форма верований как тотемизм - вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени. Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени.
Очень рано сформировался у человечества культ предков – поклонение духам умерших людей, которые считаются родственниками, хотя некоторые из них могут быть мифическими личностями. Такое поклонение предкам становится возможно только при наличии веры в бессмертие души и загробную жизнь. Смерть рассматривалась первобытным человеком как переход в иное состояние (отделение души от тела) и перемещение в другое место (лес, море, подземный или небесный мир). Умершие предки становились духами. Через некоторое время они возвращались в мир, вселяясь в новорожденных детей , животных или растения (часто тотемные). Отношение к мертвым предкам двойственное. С одной стороны, умерший опасен, т.к. может навредить и забрать в свой мир. С другой стороны, он защитник и помощник. В любом случае, предок и место его погребения вызывали почитание и благоговение. После смерти предка племя сохраняет с ним мистическую связь, которая осуществлялась через ритуальное общение с духом умершего. Причем все предки соединялись в силу специфики первобытного мышления в единого духа рода. Благодаря обожествлению предков, люди начинали испытывать трепетное отношение и к выработанным предками культурным нормам. Таким образом создавался механизм наследования социокультурных ценностей. Предок становился также «скрепой», объединяющей людей в социальную общность, создавая у племени чувство кровного единства, которое описывается полярными категориями «свой» - «чужой».
Одной из форм религии являлось поклонение природе. Сначала предметом поклонения была некая безличная сила, которая управляла всеми природными процессами. Эта высшая сила не воспринималась как что-то сверхъестественное, она скорее ассоциировалась с природными явлениями и человеческими способностями, которые выходили за рамки привычного, повседневного, носили экстраординарный характер. Поэтому счастливый, удачливый, обладающий необычными способностями человек воспринимался как обладающий этой силой. В большей или меньшей степени такая безличная сила присутствовала во всех объектах и людях. Позже возникает культ персонифицированных сил природы: Неба (у охотников и собирателей) и Земли (у древних земледельцев). Небо очень быстро населяется божествами, персонифицирующими его физические аспекты (молния, гром, солнце, луна, звезды). К примеру, на Беларуси был очень распространен культ Солнца, что нашло отражение, в частности, в орнаментальных элементах глиняной посуды (крест, круг). Солнечными божествами на Беларуси были Купала, Коляда, Богач, Ярила. Так постепенно осуществлялся переход к представлению о богах, который в поздней первобытности выступает в форме политеизма – веры во множество богов, олицетворяющих различные силы природы. Обычно политеизм включает в себя также веру в демонические и потусторонние силы, действующие помимо богов.
Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и общество совпадали, каждый член общества — носитель частицы это власти. Органы управления и власти не отделены от общества. Различие членов общества — только по половозрастному признаку.
Власть в первобытном обществе принято называть патестарной. Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в производственной деятельности.
Власть в родовой общине принадлежала Народному собранию всех взрослых членов рода, которое решало все важнейшие вопросы жизни рода, выполняло также судебную функцию. Властными полномочиями наделялись совет старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание.
Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие.
Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.
Мужчины «давали» племени пищу (рыбную, мясную и растительную), строили дома и землянки, защищали всё население племени от врагов и нападения на деревню крупных животных, изготавливали орудия охоты (копья, дубины, лук и стрелы, кремневые ножи) и орудия для рыбалки (гарпуны, сети), благодаря трению сухого дерева добывали огонь.
Так как женщины в очень древние времена
не умели предохраняться от беременности,
так как они очень часто жили половой жизнью
с различными мужчинами своего и соседнего
племени, то каждая женщина ежегодно рожала
ребёнка. В то время была очень высокая
рождаемость и одновременно очень высокая
детская смертность, поэтому население
общин и племён росло очень медленно. По
причине состояния «постоянной
беременности» женщины были, как правило,
всё время нетрудоспособны: беременность
сменяли роды, кормление ребёнка, опять
беременность и так «по кругу».
Экономической основой первобытного
(архаического) общества являлось простое присваивающее
хозяйство, когда человек
лишь присваивал в готовом виде природные
продукты. Основные виды простого присваивающего
хозяйства – это охота, собирательство
и рыболовство. Для последующих стадий
общественного развития характерно уже
производящее хозяйство. Простое присваивающее
хозяйство характеризовалось коллективным
характером труда. При этом все члены коллектива
совместно выполняли однородную работу
(простая кооперация). Разделение труда
осуществлялось только по полу и возрасту (половозрастное
разделение труда), когда взрослые
мужчины по преимуществу - охотники, а
женщины и дети - по преимуществу собирательницы.
Однако это разделение не было жестким:
как правило, загонная охота требовала
участия всего коллектива без различия
пола и возраста.
Данному уровню развития первобытной
«экономики» целиком соответствовала система равнообеспечивающего
распределения. Особо необходимо подчеркнуть,
что система распределения была не уравнительной,
а именно равно обеспечивающей, когда
представителям каждой половозрастной
группы (взрослым мужчинам, взрослым женщинам,
детям, старикам) причиталась строго определенная
доля от полученного продукта. Размер
доли, причитающейся представителям той
или иной половозрастной группы, определялся
ролью этой группы (но не отдельного индивида)
для жизни коллектива. Система равнообеспечивающего
распределения была полностью обусловлена
уровнем развития первобытной «экономики».
Во-первых, непосредственно коллективный
характер труда сам по себе подразумевал
коллективный характер распределения,
ибо добыча в данном случае, являлась «общей»
в самом непосредственном смысле.
Во-вторых, подобная система распределения
была обусловлена тем, что простое присваивающее
хозяйство было не в состоянии обеспечить
людям какого-либо избытка и, что самое
главное, стабильности. Архаическому обществу
свойственны жесточайший дефицит самого
необходимого и постоянная угроза голодной
смерти.