Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:30, творческая работа
ПРОПП, ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ (1895–1970), русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста. Родился 17 (29) апреля 1895 в Санкт-Петербурге. В 1914–1918 изучал русскую и германскую филологию в Петроградском университете, впоследствии преподавал немецкий язык в вузах Ленинграда. С 1932 – преподаватель, с 1938 профессор ЛГУ, последовательно на кафедрах романо-германской филологии, фольклора и, вплоть до 1969, русской литературы. Умер Пропп в Ленинграде 22 августа 1970.
Обряд мы рассматриваем как одно из проявлений религии, то мы не можем пройти мимо другого проявления ее, а именно мифа. Под мифом понимается рассказ о божествах, в которых народ верит. Пример: Геракл был божеством, которому воздавался культ. Наш же герой, отправляющийся, подобно Гераклу, за золотыми яблоками, есть герой художественного произведения. Миф и сказка отличаются не по своей форме, а по своей социальной функции. Социальная функция мифа тоже не всегда одинакова и зависит от степени культуры народа. Миф не может быть отличаем от сказки формально. Сказка и миф (в особенности мифы доклассовых народов) иногда настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и фольклористике такие мифы часто называются сказками.
Итак, мы отличаем мифы доклассовых формаций, которые можно рассматривать, как непосредственный источник, и мифы, переданные нам господствующими классами древних культурных государств, которые могут служить косвенным доказательством наличия того или иного представления у соответствующих народов. Отсюда предпосылка, что сказку нужно сопоставлять как с мифами первобытных доклассовых народов, так и с мифами культурных государств древности.
Таково последнее уточнение, вносимое в понятие "исторического прошлого", привлекаемого для сопоставлений и для изучения сказки. Легко заметить, что в этом прошлом нас не интересуют отдельные события, т. е. то, что обычно понимается под "историей" и что понимала под ней так называемая "историческая школа".
В сказках мы ищем сюжеты из реальной действительности прошлого, однако там есть образы, не относящиеся к действительности. Крылатый змей, крылатый конь, избушка на курьих ножках, Кощей и.т.д Интересно их историческое возникновение. Как миф, так и обряд, есть продукт некоторого мышления. Объяснить и определить эти формы мышления бывает иногда очень трудно. Отсюда Вывод, что формы первобытною мышления должны также привлекаться для объяснения генезиса сказки. Это еще одна предпосылка работы.
Генетика и история. Генетическое исследование отличается от исторического исследования. Генетика изучает происхождение явлений, а история - изучение их развития. Генетика предшествует истории, она прокладывает путь для истории.
Из всего перечисленного, следует, что обряды, мифы, формы первобытного мышления и некоторые социальные институты, не что иное, как досказочное образование. Но фольклор сказкой не исчерпывается. Есть так же сказания, легенды, эпосы и. т. д.
Трудность лежит прежде всего в овладении материалом. Ошибки исследователей часто заключаются в том, что они ограничивают свой материал одним сюжетом или одной культурой или другими искусственно созданными границами. Фольклор - интернациональное явление. В целях исследований необходимо расширять материал. Пропп считает, что возможно начать исследование, даже если материал целиком не исчерпан, и это - тоже одна из предпосылок данной работы.
Предпосылки, из которых мы исходим, теперь ясны. Ясна также и основная задача. И теперь должны ответить на вопрос: откуда берется рассказывание, откуда берется собственно сказка как таковая? Поэтому пока не будут исторически изучены другие жанры, на данный вопрос можно дать только предварительный, гипотетический ответ с большей или меньшей степенью вероятности и убедительности.
В сказках сохранились мероприятия, которые когда - то действительно применялись к царским детям.
« Много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема».
На царскую семью всегда было наложено табу, их движения сопровождались целыми кодексом. Одним из правил кодекса было – никогда не покидать дворца. Примеры: «Король Лоанго», «Царь Эфиопии».
Царские дети всегда держатся в темноте.
«Испостроили ей темницу».
Из всего этого
следует, что совпадение между
сказкой и историческим
Все - таки же
в чем же заключается «
А детей оберегали от похищения.
«Они жили, не выходя наружу, их мать воспретила, говоря, что если они выйдут наружу, они будут уведены воронами и убиты!»
Главный запрет, отраженный в сказке - это запрет покидать дом, особенно молодым девушкам.
«Отец, будучи великим жрецом, посвятил свою дочь священному служению (to sacred things) и потому всегда держал ее в доме в стороне от взглядов всех мужчин и всех подраставших».
Беда – основная форма завязки, так как из беды и противодействия создается сюжет. Обычно к концу сказки беда обращается в благо. С появлением беды появляются герои, которые снаряжаются в путь. Приключения в сказках однообразны и типичны, они подчинены какой-то закономерности. Так же в сказках перескакивают через моменты движения.
«Ехал, долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли"
Основными предметами для снабжения героя были: обувь, посох и хлеб.
Таким образом, разрешение одного вопроса влечет за собой появление других вопросов.
Я считаю, что в сказках нет точного напоминания о каких-либо определенных стадиях культуры: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные исторические циклы и культурные стили. Здесь сохранились только образцы поведения, которые могли существовать во многих культурных циклах и в разные исторические моменты.
Информация о работе Анализ книги В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки»