Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:15, доклад
Такие преступлении, как убийство, причинение телесных повреж-дений, изнасилование, хулиганство и т. и., совершаются группой в боль-шинстве случаев без подготовки, «стихийно», зачастую обусловлены ситуацией, примерим наиболее инициативного члена группы или этими факторами вместе взятыми.
Отсутствие предварительной преступной деятельности, неожидан-ность и быстротечность посягательств обусловливают необходимость проведения соответствующих форм предупредительной работы.
Профилактика групповой преступности.
Такие преступлении, как убийство, причинение телесных повреж-дений, изнасилование, хулиганство и т. и., совершаются группой в боль-шинстве случаев без подготовки, «стихийно», зачастую обусловлены ситуацией, примерим наиболее инициативного члена группы или этими факторами вместе взятыми.
Отсутствие предварительной преступной деятельности, неожидан-ность и быстротечность посягательств обусловливают необходимость проведения соответствующих форм предупредительной работы.
«Общепризнано, что правонарушения, как правило, совершаются не вдруг и неожиданно; им предшествует чаще всего длительное антиобщественное поведение, -- пишет Г. Л. Аванесов. -- Возникает, та-ким образом, необходимость осуществления не только непосредствен-ной профилактики (когда объектом профилактического воздействия выступает лицо, находящееся, условно говоря, в состоянии, близком к совершению преступления), но и ранней профилактики (здесь объек-том воздействия является личность, характеризуемая отрицательно, на-ходящаяся, однако, на стадии, говоря условно, еще отдаленной от со-вершения преступления);» Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. -- М: изд Академия МВД СССР, 1980 С. 459.
Концентрация внимания на ранней профилактике требует изучения образа жизни соучастников в предшествующий правонарушению период времени. При этом под образом жизни понимаются устоявшиеся, типич-ные для исторически конкретных социальных отношений формы инди-видуальной н групповой жизнедеятельности люден, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.
Начальные стадии отклоняющегося образа жизни связаны с изме-нениями поведения преимущественно в сфере быта и досуга, в то время как в сферах труда, общественно-политической деятельности функци-онирование субъекта может соответствовать существующим стандартам.
Отклонения, о которых идет речь, касаются, в первую очередь, ин-тересов, целей, системы ценностных ориентации неформальных микро-групп, состоящих обычно из соседей, товарищей по работе, объединен-ных совместным проведением досуга. Происходит это зачастую в негативных формах, связанных с употреблением спиртного, азартными играми, бесцельным времяпрепровождением и т. п. Изменения склада мышления проявляются в том, что позитивные стремления отодвига-ются на второй план, духовные потребности и запросы вытесняются материальными, отдых связывается с праздным ничегонеделанием, при-митивными развлечениями. Ориентация личности вступает в противо-речия с требованиями моральных норм, в свободном времени возникают элементы антикультуры.
Степень отклонений может быть различной, так же, как и степень их наглядности. Скажем, потребление спиртного чаще и в больших ко-личествах, чем принято, -- бытовое пьянство -- алкоголизм, -- значи-тельно различается по формам проявления, последствиям для самого пьющего и окружающих, способам реагирования со стороны общества и т. п. Первая ступень увлечения алкоголем хотя и создает предпосылки для углубления порока, но практически не может быть выявлена и не влечет применения каких-либо мер воздействия.
Лица, ведущие антиобщественный образ жизни, ориентируются на образцы поведения, принятые в среде их общения. Они, конечно, пони-мают, что с точки зрения существующих норм и правил их поведение не укладывается в рамки допустимого. Но, как справедливо отмечает Л. М. Яковлев, «...для лица неважно, одобряется его поведение в об-щем или нет, соответствует ли это поведение требованиям всего общества... Дли такого лица гораздо существеннее одобрение со стороны то-го микромира, который его окружает.» Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. -- М.: Юридическая литература, 1971, с. 187. Категория «все» в их пони-мании охватывает ближайшее окружение. Изучение взаимодействия с ним имеет существенное значение для прогнозирования групповых преступлений и их профилактики.
В среде социально-положительной ориентации, осуждающей пьянство, отступления от норм морали, нарушения общественного порядка, лица, ведущие антиобщественный образ жизни, не только не получат одобрения, но, напротив, их поведение подвергнется осуждению и вы-зовет неблагоприятную реакцию, вплоть до привлечения к ответственности. Им необходима своего рода «буферная прослойка» -- микро-среда, близкая по нравственному уровню, с «пониманием» относящаяся к антиобщественным проявлениям.
Такую «буферную прослойку» предлагается обозначить термином негативно-поощряющая микросреда и определить следующим образом: негативно-поощряющая микросреда -- малая группа, объединенная общим интересом к отрицательным способам проведения досуга, раз-деляющая отрицательные взгляды и убеждения, обладающая искажен-ным мировоззрением и вследствие пренебрежения общепринятыми нор-мами права и морали, а также бытующих в ней негативных традиций я привычек способствующая неправомерному, предпреступному поведению любого из ее членов.
В зависимости от степени негативно-правовой ориентации этой ми-кросреды можно выделить две формы взаимодействия ее с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, и ее поощряющего влияния па формировании у них субъективных условий совершения преступле-ния.
Супруги, родственники, знакомые, соседи, составляющие этот вид пассивной микросреды, терпимо относятся к антиобщественным прояв-лениям, но сами воздерживаются от их совершения, причем не столько в силу внутренних убеждений, сколько опасаясь наступления неблаго-приятных последствий. Не возражая, в принципе, против пьянства, эти люди могут неодобрительно относиться к прогулам на почве зло-употребления спиртным, к тому, что человек попал в медвытрезвитель, и др. Считая обыденным, житейским делом дебоши и драки, они отри-цательно оценивают причинение серьезных телесных повреждений в ходе таких драк.
Поддерживая отношения с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, члены «буферной прослойки» вместе с тем не образуют с ними выраженной группы, совместное проведение досуга в негатив-ных формах носит не систематический, а периодический характер. Не совершая правонарушениий члены .микросреды не ведут и активной социально полезной жизни, составляя пассивную, инертную прослойку, стоящую в стороне от положительных общественных процессов. Примиренческая позиция ближайшего окружения попустительствует лицам, ведущим антиобщественный образ жизни, порождает у них уверенность в том, что их противоправное поведение не только не будет пресекаться, но ч найдет определенную поддержку. Расчет на по-добную поддержку является существенным обстоятельством, способствующим созданию убеждения в безнаказанности антиобщественного поведения и облегчает формирование готовности совершить преступ-ление.
Микросреда, попустительствующая антиобщественному образу жиз-ни, выполняет пассивную негативно-поощряющую функцию. Не порывая социально полезных связей и отношений в производственной и бытовой сферах, члены такой микросреды одновременно поддерживают контакты с микрогруппами позитивного повеления, с одной стороны, и ми-крогруппами, ведущими антиобщественный образ жизни, -- с другой.
В отличие от пассивной, активная негативно-поощряющая микросреда не только попустительствует антиобщественному образу жизни, но и непосредственно участвует в формировании готовности совершить преступление. Для лиц, вводящих в эту микросреду, характерны низкий уровень развития, узкий кругозор, примитивность стремлений и желаний, отсутствие социально полезных интересов и целей в жизни.
Поскольку все индивиды подобной микросреды ведут ярко выраженный антиобщественный образ жизни и одобряют негативные формы поведения, то создаются объективные предпосылки для совершения групповых хулиганств, убийств, грабежей н других преступлений, причем состав н количество соучастников определяются в основном ситуацией.
Члены активной негативно-поощряющей микросреды могут не иметь социально полезных связей, полностью замыкаясь в кругу лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, н обособляясь от иных категорий граждан. Таковы группировки бродяг, пьяниц, наркоманов и т. п.
Планируя и организуя работу по ранней профилактике группы преступлений, следует учитывать криминогенную роль микрогрупп, ведущих антиобщественный образ жизни, н использовать комплекс мер идеологического, медицинского, правового характера для исключения вредного влияния негативно-поощряющей микросреды.
Выбор конкретных мер воздействия, их интенсивность и цели при-менения должны определяться степенью негативно-правовой ориентации микросреды.
Воздействие на микрогруппы отклоняющегося поведения и на пас-сивную негативно-поощряющую мнкросреду может иметь целью изменение в положительную сторону социальной ориентации составляющих их индивидов, поэтому меры идеологического, воспитательного харак-тера, правовая пропаганда и разъяснение неизбежности наказания за нарушение закона должны в этом случае превалировать над принуди-тельными мерами.
При работе с активной негативно-поощряющей микросредой целью должно стать ее искоренение в основном применением мер репрессив-ного характера путем привлечения к ответственности за совершаемые админи-стративно и уголовно наказуемые деяния.
Кроме организационно-практической стороны дела, проблема борь-бы с антиобщественным образом жизни имеет и теоретический аспект. Антиобщественное поведение нуждается в более детальном и глу-боком изучении, позволяющем определить социально-негативные по-ступки, представляющие криминогенную опасность, наиболее часто при-водящие к совершению преступлений, преимущественно предшествую-щие посягательствам на тот или иной объект (жизнь и здоровье граж-дан, половую неприкосновенность, общественный порядок). Представ-ляется перспективным исследование таких скрытых форм отклоняюще-гося поведения, как стяжательство, накопительство, аморальное пове-дение и их связи с хищениями, спекуляцией, взяточничеством, пре-ступлениями против личности и здоровья населения. Все это позволит выделить предпреступное поведение из общей массы проступков, рассматривая его как самостоятельное явление, до-статочно полно классифицировать его виды, разработать методику его наблюдения, фиксации и измерения, проследить влияние этого феномена на преступность и, возможно, установить наличие обратной связи. Корецкий Д.А. Борьба с антиобщественным образом жизни отдельных микрогрупп как способ предупреждения групповой преступности. // Актуальные проблемы борьбы с групповой преступностью. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: изд. Омской высшей школы МВД СССР, 1983 С. 41 - 47