Причинный комплекс виктимизации в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Понятие детерминации отражает одну из существенных особенностей бытия – всеобщую связь, взаимозависимость и взаимообусловленность предметов, явлений и процессов. Причинность, как ядро детерминации, в общенаучном плане означает такую связь, в которой одно явление (процесс) при определенных условиях порождает, воспроизводит, продуцирует другое.
Из всех видов взаимосвязи (детерминации) для криминологии наибольшее значение имеют категории причин и условий. Преступность связана со множеством явлений, состояний, процессов. Из них причинами являются лишь те, которые действуют генетически, то есть порождают, воспроизводят преступность как свое следствие.

Содержание

Введение 3
Классификация причин и условий преступности 4
Объективные факторы превращения человека в жертву
неблагоприятных условий социализации. 6
Причинный комплекс виктимизации в современной России 12
Заключение 17
Библиографический список 18

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная криминология.docx

— 36.32 Кб (Скачать документ)

Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. Как свидетельствует приводившийся ранее пример семьи Джюков, склонность к асоциальному образу жизни, противоправному и (или) саморазрушительному поведению может передаваться по наследству. Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны - идентификации, импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т.е. они станут обладателями определенного психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

Субъективными предпосылками того, станет или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются в первую очередь и главным образом его индивидуальные особенности как на индивидном, так и на личностном уровне. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой.

На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, видимо, от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причинный комплекс виктимизации в современной России

Криминогенная обстановка в конце ХХ начале ХХI веков определяется двумя группами обстоятельств. С одной стороны, быстро нарастает действие явлений и процессов, образующих причины преступности и условия, способствующие ей. С другой – слабое социальное сопротивление преступности. Государство не может контролировать криминальную ситуацию в стране, что, в свою очередь, приводит к ослаблению правовой защищенности населения и увеличению страха перед опасностью стать жертвой преступления. 

Жертвами преступлений ежегодно становятся миллионы наших сограждан. В 1997 году, были признаны потерпевшими 1 704 200 человек, в 2005 году их число увеличилось более чем на миллион и составило уже 2 809 229, сегодня эта цифра достигла почти трехмиллионного рубежа. И это только данные официальной уголовной статистики. Хотя статистика, характеризующая жертв преступлений, в официальной отчетности фактически отсутствует (в ней отражены лишь преступления, по которым установлены потерпевшие).

Виктимологическое воздействие на преступность представляет собой векторный процесс влияния на предупреждение, защиту прав и оказание реабилитационной помощи жертвам преступления с целью обеспечения личной, имущественной и общественной безопасности граждан, сокращения уровня виктимизации и преступности в обществе. Это направление является одним из наиболее гуманных и перспективных. Оно не требует серьезных материальных затрат и, базируясь на присущем всем людям стремлении к самозащите, обладает как бы внутренним источником развития.

Виктимогенность – это способность явлений и процессов оказывать вредоносное воздействие на лицо, увеличивая его виктимность. Так, профессор Г.Н. Горшенков, рассматривая виктимогенность средств массовой коммуникации, отмечает, что виктимогенность есть способность органа массовой информации, источника (технического средства) и/или самого акта массовой информации оказывать вредоносное воздействие на лицо, причиняющее ему нравственные, физические страдания либо повышающие или первично формирующие антропологическую и/или социальную виктимность, а также способность участника организации массовой информации претерпевать вред, причиненный ему правонарушением или иным проступком, противоречащим общепринятым нормам социального общежития.

Современное российское общество добрую половину XX – начало XXI века прожило в условиях, многие из которых создавали и создают для людей риск стать жертвами негативных явлений. И надо сказать, что есть явная тенденция к увеличению количества этих «рискованных» ситуаций и все более опасного их содержания. Таким облазом виктимогенную обстановку, в которой оказалось население России, следует проанализировать в указанных рамках и выявить главные тенденции виктимизации. Это важно для целей профилактики и организации защиты граждан от негативных условий жизни. 
Россия в процессе интенсивного реформирования общества, переживает острейший социально-виктимный кризис. Экономическая ситуация складывается не в пользу широких слоев населения, большая часть которого находится за чертой бедности. Разрыв между богатыми и бедными неуклонно растет. Уровень их доходов отличается более чем в 15 раз. По мнению Международной организации труда (МОТ), если доходы богатых превышают в 5 раз доходы бедных, то государство находится на грани социального взрыва. Правительство считает бедными каждого шестого жителя страны, международные организации – более половины населения. Россия теперь на втором месте в мире по числу миллиардеров, а по качеству жизни – на одном из последних.

Подобные изменения породили особые обстоятельства, которых не было ранее или которые не проявлялись так отчетливо. Они непривычны для россиян, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, т.е. на будущее России. Появление новых элементов и структур сопровождается разрушением старых. Меняются социальные институты – то есть все то, что в стабильных условиях «цементирует» жизнь общества и семьи.

Если иметь в виду виктимогенную обстановку в указанный период, то следует прибавить возрождение и распространение средневековых расовых и межэтнических конфликтов, ведущих к массовой стихийной миграции, потокам беженцев, гибели гражданского населения — прежде всего детей, женщин и стариков, захвату заложников и многому другому, к сожалению, тоже нам хорошо известному.

Речь идет о следующих виктимогенных факторах: 
радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;

    • отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей и переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;
    • возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми отраслевыми законами, между законами и юридической практикой;
    • противоречия между законами и практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) взрослого поколения и младших возрастных подгруппах, - с  другой.

Виктимогенные последствия в наших условиях можно связать с быстротой развития событий и с неготовностью общества к таким переменам. А для виктимизации главным следует признать поляризацию экономического и социального неравенства разных слоев населения и коммерческую идеологию, как измерителя духовных ценностей. 
В исследованиях всех этих явлений обращает на себя внимание криминализация общества и возрастающая опасность стать прямыми жертвами. А эта опасность более серьезная, потому что она, во-первых, поражает большое число граждан всех возрастов, во-вторых, труднее поддается нейтрализации (ликвидации) и профилактике. 
Итак, в чем коренится, по нашему мнению, виктимогенность экономического (материального) неравенства в нашем обществе? Она коренится в том, что к контрастам материального положения наше общество не привыкло. Значительная часть людей начинает считать себя жертвами. 
Что касается граждан из бедных слоев, то они подвергаются и прямой виктимизации бедностью: они могут быть лишены достаточного питания, одежды, благоприятных бытовых условий жизни, возможности выбрать из всего спектра услуг то, что им интересно и важно, равно как и какие-то виды досуга и отдыха. Это — виктимизация из самого факта нахождения семьи на низком материальном уровне. Но в этом случае виктимизация «идет дальше» и наносит ущерб личности, формируя у нее качества уязвимости и усиливающие для нее риск стать жертвой.

Таким образом, экономическое неравенство разных слоев современного российского общества ведет к прямой (непосредственной) виктимизации (физический и моральный ущерб от бедности) и к негативным нравственным изменениям личности «гипнозом» чужого богатства и его недосягаемости. Отметим, что и богатая семья виктимизируется этим контрастом, но в иных формах: у них формируется стереотип личности, которой якобы дозволено все, что также делает его уязвимым, только легче идущим на конфликт с законом, полагая, что «закон для него не писан». 
Относительно новые положения гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного законодательства, безусловно, повысили уровень правовой защиты граждан, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой.  
Сложным всегда бывает столкновение закона и практики. Именно это и произошло с гражданами, работающими в частном секторе экономики. В печати не раз поднимался вопрос о том, что частный бизнес не следует нормам российского трудового законодательства, создавая свои правила труда и поведения. Как правило, не выполняются требования включенные в главы 41, 42, 48 ТК РФ. (Большинство нарушений связано с реализацией главы 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», главы 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц» Раздела XII. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.10.2007 N 224-ФЗ). Хозяева частных фирм либо их не знают, либо игнорируют. В результате работающие граждане становятся жертвами нарушений закона, работая сверхурочно, перетаскивая запрещенные для них тяжести, отдыхая не тогда, когда хотят, и не столько, сколько предусмотрел закон, а тогда и столько, как это угодно хозяину. 
Полагаю, что давно назрела необходимость введения профсоюзного контроля за трудом граждан на частных предприятиях и учреждениях. В западном частном бизнесе такой контроль обеспечен и нарушения условий труда, пресекаются.

Проведенный краткий анализ показывает, что влияние виктимогенных факторов непропорционально на виктимизацию субъектов и что модальный образец влечет за собой многократные формы виктимоности. 
Виктимогенность – это причины и условия которые делают лицо уязвимым (предрасположенным) к превращению в пострадавшего и/или потерпевшего.

Таким образом, можно выделить уровни виктимогенного воздействия и наметить методологию нейтрализации виктимности:

На индивидуальном уровне (микроуровне) должны подвергнуться анализу структуры социальной микросреды, образа жизни и моделей ролевого поведения, особенностей структуры сознания (впечатления — образ, отражение, след, оставляемый в сознании, лица, события), систем ценностей и норм, которые, в сочетании с довлеющими виктимогенными факторами, обусловливают виктимизацию. 

На социально-групповом уровне виктимогенные факторы могут анализироваться с точки зрения нормативной и статусной структуры группы, выталкивающей человека в разряд жертв, а также с точки зрения тех социально-групповых связей, которыми потерпевший «обрастает» в новом для него статусе и которые удерживают его от возвратного социального перемещения.

На макроуровне – должны учитываться многообразные институциональные факторы (правовые, культурные, экономические и т.п.); и механизмы воспроизводства жертв, а также особенности межгрупповых отношений в сообществе.

Каждый из упомянутых уровней заслуживает внимания, но не является достаточным для общего освещения виктимогенной обстановки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современных условиях, характеризуемых, с одной стороны, коренной ломкой устоявшихся взглядов на предупреждение преступлений и борьбу с преступностью, а с другой - широким распространением международной, транснациональной преступности, становится актуальным развитие новых направлений в теории и практике предупредительной деятельности. Одним из таких направлений является криминальная виктимология, изучающая лиц, пострадавших от преступных посягательств, содержащая в себе всю совокупность знаний о жертве, особенностях ее личности и поведения до, во время и после совершения преступлений, специфике взаимоотношений "преступник - жертва" и представляющая самостоятельный вид профилактики правонарушений - виктимологический.

Большую практическую помощь в познании личности жертв преступлений оказывает разработанная в криминальной виктимологии классификация потерпевших в зависимости от характера преступлений, причинивших вред.

Одним из важных условий снижения уровня виктимности потенциальных жертв является и их правовое обучение. Знание законов, регулирующих гражданские, уголовно-правовые, хозяйственные отношения, позволит им избежать нелегкой участи пострадавших от преступления.

Как и традиционная профилактика преступного поведения, виктимологическая профилактика имеет сложную структуру; осуществляется различными субъектами, на разных уровнях, в различных видах и формах, в отношении разных объектов, на ранней и непосредственной стадиях проявления виктимного поведения и свойств личности.

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Аванесов Г.А. Криминология: Учебник для вузов Издание 4 - М.: Юнити-Дана, 2012 - 495 с.
  2. Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем. - М.: Волтерс Клувер, 2006 - 220 с.
  3. Боголюбова Т.А., Демидов Ю.Н. Криминология: Учебник для вузов - М., Норма, Инфра - М., 2010 - 1008 с.
  4. Будякова Т.П. Примирение с «особенным» потерпевшим (виктимологический аспект) // Российская юстиция. 2006. №4 - С.11-18
  5. Горшенков Г.Н. Криминология массовых коммуникаций. – Н. Новгород, 2013. – С. 156.
  6. Ермакова Л.А. Жертвы мошенничества: виктимологическая профилактика // Гражданин и право. 2006. №7 - С.10-16
  7. Кабанов П.А. Криминальная корпоративная виктимология как частная виктимологическая теория: понятие и попытка определения предметного поля // Следователь. Федеральное издание. № 9. 2006. С. 29-33.
  8. Невский А.Н., Невский Н.Н. Влияние виктимогенной обстановки на виктимизацию // «Вестник Владимирского юридического института. – 2008. – №1(6). С. 184 — 186.

 

 

 


Информация о работе Причинный комплекс виктимизации в современной России