Понятие и современное состояние организованной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 13:03, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Настоящая работа посвящена проблемам организованной преступности как задачи государственного управления. Современный этап развития нашей страны знаменуется глубокими политическими, социальными, экономическими, а также правовыми изменениями и потрясениями. Криминологические прогнозы последних лет неутешительны: в ближайшие годы криминальность общества из правоприменительной проблемы может превратиться в острую политическую.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты борьбы с организованной преступностью как задачи государственного управления
1.1 Понятие и современное состояние организованной преступности
1.2 Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

система гиму.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

3) активное распространение норм  и традиций преступного мира, «взращивание» кадров преступников; централизация власти в руках  одного или нескольких членов организации; жесткая внутренняя дисциплина, определение санкций за нарушение норм преступного сообщества; вооруженность.

Совершение преступления группой  лиц - одна из типичных форм преступных посягательств. Она составляет значительную долю в структуре преступности.

Так, в 2009 г. зарегистрировано 199 141 преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а их доля составила около 12,7% от общего числа всех раскрытых  преступлений. Таким образом, практически  каждое восьмое преступление в России совершается в группе. Еще более серьезны показатели групповой преступности применительно к характеристике лиц, совершивших преступления. В 2009 г. удельный вес лиц, совершивших преступления в группе, составил 26,3% (321 559 человек), из них в составе организованной группы либо преступного сообщества — 3,3% (10 713 человек).

Рост организованной преступности подвергает серьезной опасности  общество. По некоторым данным, в  России уже сформировалась и окрепла  криминальная социально-экономическая инфраструктура; количество «воров в законе» только с 1992 по 1999 г. увеличилось с 280 до 1100; с 2000 - до 2008 более чем 8000 - количество организованных преступных групп; размеры теневой экономики превышают 30% валового внутреннего национального продукта; незаконный вывоз капиталов достигает, по некоторым экспертным оценкам, 15-20 млрд. долл. в год; количество убийств по найму ежегодно возрастает в среднем на 50-70%; сформировался экономически влиятельный социальный слой, связанный с деятельностью организованных преступных формирований.

Подразделениями по борьбе с организованной преступностью ежегодно выявляется и документируется около 40-60 «воровских сходок», на каждой из которых задерживаются  десятки (а иногда и более сотни) представителей организованных групп и преступных организаций. Однако большинство задержанных в течение ближайшего времени освобождаются, если кто-то из них и привлекается к уголовной ответственности, то не по ст. 210 УК, а за другие «фоновые» преступления (преступления, за совершение которых лицо находилось в розыске, за ношение оружия, хранение наркотических средств, подделку документов и пр.). Из более чем 1 тыс. выявленных в 1999 г. «воров в законе» привлечено к уголовной ответственности 86 (из них лишь трое по ст. 209, 210 УК РФ), осуждено - 31 (из них — ни одного по ст. 209, 210 УК РФ)3.

По информации МВД России, к 2009 г. в стране действуют около 200 «воров в законе» и около 100 организованных преступных сообществ с общим  количеством участников 3,5-4 тыс. человек, которые и составляют ядро организованной преступности. По данным Департамента по борьбе с организованной преступностью МВД РФ, порядка 70 сообществ действуют в экономической сфере, остальные - в общекриминальной уголовной преступности.

Эта разновидность совершения преступлений является преобладающей для ряда форм общественно опасных посягательств в сфере экономики. По некоторым экспертным оценкам, на посягательства в сфере экономики приходится более 70% всех совершаемых преступлений членами организованных преступных структур . Распространено организованное соучастие в посягательствах на личность, против интересов службы и в других преступных проявлениях. Криминологи отмечают, что в последние годы происходит определенное смещение центра организованной преступной деятельности в область отмывания (легализации) преступных доходов, должностных преступлений, коммерческого подкупа, незаконного предоставления кредита, лжепредпринимательства, незаконного предпринимательства, незаконного изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг, контрабанды, инвестиций в недвижимость и др.

По данным МВД России, более четверти организованных групп и преступных сообществ, а в экономически развитых регионах - до половины «отмывают» преступно  нажитые капиталы через легальные  коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения средств в различные виды бизнеса (с учетом латентности этот показатель, по мнению специалистов, достигает 70%).

Представляется обоснованным суждение о том, что достижение финансовой мощи организованных групп и преступных сообществ с неизбежностью поставило вопрос о доступе к рычагам политической власти. Усиливающееся давление со стороны организаторов преступной деятельности в сфере осуществления государственной власти в последние годы переросло в стремление к прямому проникновению во власть .

Анализ статистических сведений позволяет  вывести коэффициенты удельного  веса простых и сложных (организованных) форм соучастия в структуре всех преступлений, совершенных группой лиц. Нам представляется необходимым вычленить данный показатель, поскольку с криминологической точки зрения абсолютные значения того или иного явления следует рассматривать только в сочетании с относительными. Анализ показывает, что в период 2000-2007 гг. преступления, совершаемые группой лиц по предварительному сговору без признаков организованности, безусловно, доминируют в структуре всех преступлений, совершаемых в соучастии (58-81%). Косвенным образом это свидетельствует о полученном эффекте активизации деятельности правоохранительных органов в противодействии организованным формам преступности за последние 7-8 лет. Фактически преступность организованных групп постепенно вытесняется на периферию структуры преступлений, совершаемых в соучастии, хотя и продолжает занимать существенный ее сегмент (от 8 до 10%). Однако, несомненно, доля преступлений, совершаемых организованными группами (в удельном исчислении), сохраняется достаточно стабильно. Замещения колебаний происходят в основном за счет групп без предварительного сговора и групп, действующих по предварительному сговору без признаков организованности. Уменьшение удельного веса первого типа автоматически сопровождается увеличением доли второго типа, и наоборот. Это создает определенные трудности при принятии организационных и оперативно-розыскных решений, касающихся противодействия простым формам соучастия. Спектр приемов противодействия здесь существенно сужается, поскольку рассматриваемые формы соучастия характеризуются, как мы уже отмечали, как правило, внезапно возникшим умыслом, неустойчивостью самой группы, ее распадом после совершения одного-двух преступлений. Фактически меры противодействия в данном случае сводятся к приемам общей профилактики. Если же говорить о мерах противодействия преступлениям, совершаемым организованными группами, то помимо общих предупредительных мер здесь в полной мере задействуется арсенал оперативно-розыскной деятельности.

В абсолютных показателях пик преступлений, совершенных в сложных формах соучастия, приходится на 2009 г. (11%), затем следует некоторый спад. Такая динамика обусловлена социально-экономическими проблемами, которые повлек экономический кризис 2008 г. и его последствия для широких групп населения. И если абсолютные показатели преступлений, совершенных группой лиц без предварительного сговора и по предварительному сговору, явно приобрели за последние три года тенденцию к снижению, то количество преступлений, совершаемых организованными группами, такой выраженной позитивной динамики не имеет.

Представляется, что детерминанты организованной преступности в наиболее опасных ее проявлениях сохраняют универсальный характер.

Анализ статистических сведений, касающихся состояния организованной преступности, позволяют сделать некоторые  выводы.

Во-первых, за последние три года наметилась общая тенденция к снижению уровня преступлений, совершаемых в соучастии. Однако с учетом структуры соучастия (простые и сложные формы) данная динамика имеет свои особенности. Наиболее устойчивую тенденцию к снижению имеют менее опасные формы соучастия, не связанные с разделением ролей и предварительным сговором. Что же касается преступлений, совершаемых организованными группами, то динамика не показывает устойчивых позитивных тенденции.

Во-вторых, наиболее распространенным преступлением среди деяний, отличающихся повышенным уровнем организованности и предусмотренных самостоятельными нормами Особенной части УК РФ, остается бандитизм.

 

1.2 Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью

 

Борьба с организованной преступностью может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на прочной законодательной основе, соответствующей реальным характеристикам этого наиболее опасного вида преступности, а также целям и задачам современной уголовной политики.

Развитие законодательства в этой сфере должно быть тесно увязано с реформами в экономике, политической и социальной сферах, с международными обязательствами Российской Федерации, потребностями общества в ограничении негативных явлений, нарушающих его нормальную жизнедеятельность.

Оно должно предусматривать  повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию  организованной преступности, восполнение  пробелов в правовом регулировании, создание системы правовых институтов и норм, устраняющих разрыв между уголовным и уголовно - процессуальным законодательством.

В Российской Федерации создание и развитие законодательной базы противодействия организованной преступности началось лишь в начале 90-х годов.

Еще депутатами Верховного Совета РСФСР были впервые разработаны проекты Законов «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с коррупцией», начата работа над проектами таких важных актов, как Закон «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов», Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству».

К сожалению, сложившаяся к  тому времени политическая обстановка в стране не позволила первому  российскому парламенту достигнуть сколько-нибудь серьезных результатов в реализации намеченных целей. Эстафету у него приняла Государственная Дума первого созыва. За два года работы ей удалось продвинуться вперед.

В частности, все четыре вышеназванных  проекта Законов были существенно  переработаны, приведены в соответствие с новой Конституцией Российской Федерации и современными требованиями уголовной политики.

В сфере уголовной политики как бы столкнулись два диаметрально противоположных подхода: ультралиберальный  и ультраконсервативный.

Суть ультралиберального подхода: сострадание к лицу, совершившему преступление, и полное забвение прав и законных интересов жертвы преступления, государства и общества в целом.

Ничем не лучше был ультраконсервативный подход, суть которого состояла в переносе центра тяжести борьбы с преступностью и иными правонарушениями исключительно на репрессивные меры.

Сегодня ситуация уже иная - судя по настроениям в Государственной  Думе, действиям Правительства и  в целом исполнительной власти в  центре и на местах, высказываниям  и предложениям Президента страны.

Так, в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, прямо сказано, что «национальные  интересы Российской Федерации в  сфере борьбы с преступностью  и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально - политической основы этих противоправных явлений, разработки комплексной системы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности».

Начала, наконец-то, просматриваться  линия на реальное наведение порядка  в стране, осознана и понята необходимость эффективной борьбы с преступностью в целом, особенно с организованной преступностью, как одной из угроз национальной безопасности России.

На сегодняшний день организованная преступность вошла в ряд глобальных проблем человечества, от решения которой в значительной мере зависит его дальнейшая судьба, и это не преувеличение, а лишь запоздалая констатация. Вместе с тем, путь к законодательной кримипалнэации ее наиболее изощренных и опасных форм оказался в нашей стране долог и тернист. Первый шаг в этой направлении сделан I июля 1994 года, когда Федеральным законом в текст УК РСФСР 1960 года Была введена. ст. 17_1, предусматривающая такую форму соучастия, как организованная группа. Принятый Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 1996 года и вступивший в действие с 1 января 1997 года УК РФ ввел понятие преступного сообщества (преступной организации), а также предусмотрел ответственность за его создание, руководство им и участие в нем. В ч. 4 ст. 35 Обшей части Кодекса, где сконструированы формы соучастия, указано, что преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех лее целях. В ч. 5 той же статьи регламентируются общие правила ответственности организаторов и участников организованных групп и преступных организаций. Преступному сообществу как форме соучастия, установленной Общей частью Кодекса, корреспондируют нормы его Особенной части, содержащиеся в ст. 210 УК РФ, которая называется «Организация преступного сообщества (преступной организации) и содержит признаки конкретного состава преступления».

Еще в пяти статьях УК РФ, на момент его принятия, были сформулированы составы преступлений, предусматривающие отдельные виды организационной деятельности, а именно: ст. 208 - организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; ст. 209 -бандитизм; ст. 232 - организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ: ст. 239 -организация объединения, посягающего на личность и права граждан; ст. 241 — организация или содержание притонов для занятия проституцией.

Позже, в связи с принятием  Федерального закона «О противодействии  экстремистской детальности» от 25 июля 2002 года в текст УК РФ были введены  еще две родственные статьи: ст. 282 предусматривающая ответственность  за создание экстремистского сообщества и участие в нем, и ст. 282-2, криминализировавшая организацию деятельности экстремистской организации.

Кроме того, в 63 статьях УК РФ в качестве отягчающего обстоятельства различных составов преступлений упомянута  организованная группа.

Информация о работе Понятие и современное состояние организованной преступности