Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:06, контрольная работа
Большинство исследований показывают, что маньяк-убийца начинает формироваться в раннем возрасте. Садистские наклонности присутствуют уже в раннем детстве, так как жестокость обусловлена не только неблагоприятной обстановкой в семье, как было принято считать, но и, как недавно выяснили учёные, генетической предрасположенностью. Медики и криминалисты сходятся во мнениях, у личностей с неустойчивой психикой увеличивается агрессивность весной и осенью, тем самым маньякам присуща сезонность, когда они активизируют свою деятельность.
Введение
Большинство исследований показывают, что маньяк-убийца начинает формироваться в раннем возрасте. Садистские наклонности присутствуют уже в раннем детстве, так как жестокость обусловлена не только неблагоприятной обстановкой в семье, как было принято считать, но и, как недавно выяснили учёные, генетической предрасположенностью. Медики и криминалисты сходятся во мнениях, у личностей с неустойчивой психикой увеличивается агрессивность весной и осенью, тем самым маньякам присуща сезонность, когда они активизируют свою деятельность.
Большинство серийных убийц имеют непростую биографию. Они, как правило, вырастают, в неполных семьях (родителей или одного из них они искренне ненавидят). Среди их близких родственников или предков были алкоголики, наркоманы или психически больные люди. Часто родители или братья (сестры) избивали или сексуально унижали их (подобный момент встречается в историях большинства маньяков), иногда подобную роль выполняли их друзья или совершенно посторонние люди. Многие серийные убийцы пытались покончить жизнь самоубийством, иногда в весьма раннем возрасте.
Уже в детстве маньяки интересуются садомазохистской порнографией. Иногда они увлекаются людоедством и некрофилией. Зафиксировано много случаев, когда маньяки хранили части тел своих жертв в качестве трофеев. Многие из убийц отличаются болезненным пристрастием к алкоголю и наркотикам.
Большинство убийц обладали достаточно высоким уровнем интеллекта, однако, несмотря на это, они плохо учились в школе и впоследствии работали на низкоквалифицированных, малооплачиваемых должностях. Часто серийные убийцы сидели без работы, страдали от одиночества или разлада в семье. Как правило, они имели легкий доступ к огнестрельному оружию.
Когда говорят о насильственной преступности, имеют в виду совокупность таких преступлений, при совершении которых насилие является элементом мотивации, а не просто средством достижения цели.
Насильственными преступлениями, посягающими на свободу личности, являются преступления против половой неприкосновенности и половой свободы: изнасилование; насильственные действия сексуального характера; понуждение к действиям сексуального характера. К ним не относятся половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; развратные действия.
Изнасилования, как и другие половые насильственные преступления, являются высоколатентными. В уголовной статистике отражена только их небольшая часть. Если судить по статистическим данным, то в России в 1991–1992 годах число изнасилований стало последовательно снижаться (соответственно на 6,3 и 3,5 % ежегодно), в 1993 году оно вновь выросло на 6%, а в 1994–1995 годах их число продолжало сокращаться (соответственно на 3,3 и 10,3%) и достигло уровня 1986 года (свыше 12,5 тыс. преступлений). Латентность изнасилований настолько высока, что колебания зарегистрированной, видимой их части могут преимущественно определяться изменением практики реагирования на такие преступления их жертвами и правоохранительными органами. Следует учитывать процессуальные особенности возбуждения уголовных дел: преимущественно по жалобе потерпевшей (за исключением квалифицированных составов); психическое, физическое, материальное давление родственников насильников в отношении потерпевших и свидетелей.
В отличие от убийств, изнасилования чаще завершаются на стадии покушения (в убийствах доля покушений составляет 7–9%, в изнасилованиях – 16–18%); по изнасилованиям значительно выше удельный вес преступлений, совершенных группой лиц (по убийствам – 10–11%, по умышленным тяжким телесным повреждениям – 5–6%, по изнасилованиям – 27–28%). Чуть больше половины изнасилований регистрируется в городской местности, что в среднем на 10% ниже аналогичного показателя по убийствам и тяжким телесным повреждениям. Около 40% изнасилований приходится на лиц, ранее уже совершавших преступления. Аналогично другим насильственным преступлениям, две трети изнасилований совершается в состоянии опьянения; как правило, лицами из числа местных жителей, половина из которых не имеет постоянного источника дохода.
Определенное своеобразие
22–23% составляют несовершеннолетние; почти столько же – лица в возрасте 30 лет и старше, 17% приходится на долю лиц 25–29 лет. Среди лиц, совершивших умышленные убийства и тяжкие телесные повреждения, доминируют преступники 30 лет и старше (60%), а процент несовершеннолетних не превышает 6%. Указанные показатели 1994–1995 годов заметно отличаются от соответствующих показателей 1984–1985 годов. Тогда лица в возрасте до 21 года составляли среди насильников две трети; наибольшая преступная активность наблюдалась у несовершеннолетних 16–17 лет1. Таким образом, за десятилетний период насильник стал намного "старше".
«Маньяк»(франц.– maniaque, греч. – mania – безумие, восторженность, страсть) – человек одержимый какой-либо манией, человек, испытывающий сильное пристрастие к чему-либо.
Насильственная преступность включает разнообразные и отличающиеся друг от друга деяния. Весьма специфичными бывают и их конкретная мотивация, и ситуация совершения, и стоящие за этим причинные комплексы, линии детерминации.
Судя по данным криминологических исследований, на росте и повышении общественной опасности насильственной преступности отразились следующие факторы:
дифференциации населения, материального уровня граждан;
значительной части населения, связанные с этим ожесточение и переориентация на любые средства достижения целей.
Все большая часть населения
переходит в разряд не имеющих
постоянных источников дохода (в результате
увольнения по сокращению штатов, ликвидации
учреждения и т. п.). Многие из них
вынужденно занимаются мелкой коммерцией,
работают "челноками", в частных
коммерческих предприятиях, подчас контролируемых
организованными преступными
В обществе распространяется и закрепляется представление о бессилии закона, правовом беспределе, о бесполезности обращения за помощью в правоохранительные органы, что ориентирует на самостоятельные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Все это создает определенный социально-психологический климат, атмосферу непрочности, неустойчивости и непредсказуемости бытия, незащищенности, ожесточенности и вседозволенности, причем практически в любых социальных слоях и группах общества независимо от их статуса и материального положения.
Профессор В. В. Лунеев, в частности,
различает такие виды мотивации:
1) политическую; 2) корыстную; 3) насильственно-эгоистическую,
охватывающую хулиганские побуждения,
месть, ревность, личную неприязнь, недовольство,
сексуальные стремления и другие; 4) анархистски-
В преступлениях против половой
свободы и неприкосновенности, особенно
изнасилованиях, нередко преобладает
не сексуальный мотив, не желание
удовлетворить возникшие
При совершении тяжких насильственных преступлений против личности в 1991–1995 годах усиливалась жестокость, все более незначительным становился повод, снижался самоконтроль, возрастало желание разрешить переживаемые трудности путем насилия. Проявлялась своеобразная социальная болезнь, которая все чаще дает себя знать в нашем обществе, причем в самых разных его слоях – от профессоров до сантехников. Эта болезнь – жажда скорых и простых решений своих проблем3, использования любых средства без осмысления последствий задуманного.
Возникает как бы особая мотивация поведения, ориентирующая человека на самостоятельное разрешение конфликтов и затруднительных положений, причем исходя преимущественно из сугубо личных интересов и допустимости использования любых способов. Среди них предпочтение отдается тому, который кажется наиболее легким и действенным. Жестокость начинает восприниматься как определенная норма взаимоотношений; человеческая жизнь теряет свою ценность. Человек, ощущая действительное или мнимое безразличие общества к своим проблемам, свою незащищенность, формирует готовность отстаивать собственные интересы любым путем.