Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:56, реферат
В современной юридической и социологической литературе достаточно долгое время шли дебаты об определении понятия жертвы преступления. Ряд авторов, основываясь на положениях действующего уголовно-процессуального законодательства и материального права, утверждают, что жертвой преступления может быть только физическое лицо, которым преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.
В современной юридической и социологической литературе достаточно долгое время шли дебаты об определении понятия жертвы преступления. Ряд авторов, основываясь на положениях действующего уголовно-процессуального законодательства и материального права, утверждают, что жертвой преступления может быть только физическое лицо, которым преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.
Другие, принимая во внимание
комплексность и
Классификация жертв преступления, с точки зрения теории криминальной виктимологии, на современном этапе должна способствовать:
- во-первых, пониманию места
и роли жертвы в механизме
преступного поведения,
- во-вторых, оценке значимости групповой виктимной активности для детерминации массовой виктимизации;
- в-третьих, организации
эффективной профилактической
Классификация потерпевших имеет принципиальное значение, так как позволяет судить в полном объеме о поведении потерпевшего, ситуации, предшествовавшей преступлению, взаимоотношениях с преступником, роли потерпевшего в механизме совершенного преступления, условиях, способствовавших совершению преступления, о путях и способах защиты жертвы преступления, о способах предупреждения преступления.
Существует проблема классификации жертв преступлений, их типологии. Жертвой преступления может быть любой человек с момента его рождения и до смерти. Чрезвычайная неоднородность объекта создает серьезные трудности для виктимологической классификации, поскольку существует большое количество квалификационных признаков, которые могут быть положены в ее основу. Но при этом необходимо соблюсти одной основной требования виктимологическая классификация должна отражать генетическую связь между поведением жертвы, с одной стороны, и действиями преступника до и во время совершения преступления - с другой. Эта связь может прослеживаться в различных аспектах: социальном, биологическом, социально-психологическом, моральном и т.п..
Учитывая «связанность» криминальной виктимологии рамками уголовно-правовых и криминологических исследований и генетическую зависимость виктимности от преступности, ее определения и видов в работах советских виктимологов жертвы преступлений подразделялись в зависимости от избранных классификационных критериев на следующие группы:
а) по содержанию субъективной стороны преступления (жертвы умышленных и неосторожных преступлений);
б) по направленности и особенностям
правового регулирования
в) по виду и кратности причиненного вреда (жертвы, которым преступлением был причинен физический, моральный или имущественный вред);
г) по характеру взаимоотношений с преступником (случайные жертвы, неопределенные заранее, предопределенные жертвы);
д) по роли жертвы в генезисе преступления (нейтральные, соучастники, провокаторы);
е) по иным социальным характеристикам (полу, социальным связям и отношениям жертвы с преступником);
ж) по психологическим критериям (жертвы с психическими отклонениями, жертвы-симулянты, мнимые жертвы, добровольные жертвы и пр.);
з) по биофизическим характеристикам (пол, возраст, национальность, физическое состояние в момент совершения преступления).
В большинстве отмеченных случаев речь идет, скорее, не о классификации жертв преступлений, а о выделенных показателях структуры виктимизации, дополняющих структурную характеристику преступности. Данное положение вполне естественно, поскольку оно объясняет естественную тенденцию исследователей к генерализации полученных знаний посредством накопления эмпирического материала.
Развитие и совершенствование
теории механизма преступного
Ганс фон Гентиг исследовал отношения между «деятельной стороной», к которой он относил преступника, и «страдательной стороной», к которой он относил жертву. Он предложил свою классификацию жертв, которая базировалась на психологических, социальных и биологических основаниях. Предпосылкой его классификации стала также идентификация жертвы относительно различных факторов риска. Он объединил все виды жертв в три основных класса: общий класс жертв, психологические типы жертв и активированное страдательное лицо.
При классификации жертв преступлений следует отметить, что в последнее время в литературе все чаще встречаются упоминания о необходимости определенной коррекции данной классификации. Юридическая классификация преступлений вряд ли может быть положена в основу криминолого-психологической классификации личности. По-видимому, решение этой проблемы должно опираться на исследования психологов.
Основаниями для классификации жертв преступлений могут быть пол, возраст, профессиональная принадлежность, нравственно-психологические особенности личности (что скорее дает возможность составить личностно-виктимологическую типологию) и др.
Классификация по полу важна не только потому, что жертвами некоторых преступлений могут быть только женщины или мужчины, но и в силу определенных элементов, характера поведения, типичного для ситуаций, в которых причиняется вред.
Классификация по возрасту нужна уже потому, что повышенная виктимность, например, несовершеннолетних или лиц пожилого и преклонного возраста, диктует необходимость разработки специальных мер виктимологической профилактики.
Должностное положение, профессиональная
занятость также могут
Несомненно имеет смысл и классификация жертв по признакам их отношения к причинителям вреда, и прежде всего по нравственно-психологическим особенностям. В механизме преступления «работают» половая распущенность и склонность к употреблению алкоголя и наркотических средств; жадность и деспотизм; агрессивность и жестокость; грубость и трусость; смелость и доброта; предусмотрительность и доверчивость; мнительность и пассивность; рассудительность и вежливость; храбрость и трусость; физическая сила и слабость и др. Все эти качества проявляются в поведении и при определенных обстоятельствах могут способствовать или препятствовать совершению преступления. Классификация жертв по нравственно-психологическим признакам необходима, в первую очередь, для характеристики категорий преступлений, в которых указанные черты личности жертв составляют основу способа и формы совершения преступления или выступают в виде повода (предлога) преступления.
Личностные качества жертв актуализируются определенными ситуативными факторами, что дает основания для соответствующей их классификации.
1. Агрессивные жертвы, поведение которых связано с нападением на причинителя вреда или других лиц или иными действиями того же плана (оскорблением, клеветой, издевательством и т. д.). Для жертв этого типа характерно намеренное создание конфликтной ситуации (поведение может быть преступным, административно наказуемым или только аморальным).
2. Активные жертвы. Это
жертвы, поведение которых, не
будучи связано с нападением
или толчком в форме
3. Инициативные жертвы, поведение которых носит положительный характер, но приводит к причинению им вреда.
4. Пассивные жертвы, т. е. те, которые не оказывают сопротивления преступнику по объективным или субъективным причинам.
5. Некритичные жертвы, для
которых характерны
6. Нейтральные жертвы — это те, кто никак не способствовал совершению против них преступления,
Также довольно интересная классификация присутствует у Мендельсона - он предложил такую типологию жертв:
1. Полностью невиновная жертва. Такой жертвой может быть признан ребенок или полностью невменяемый человек;
Данные классификации жертв, как и другие, нужны не только для их изучения, но в большей мере и для организации специального направления предупредительной работы — виктимологической профилактики.
3. ГЕНЕЗИС ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
В наиболее общем виде генезис агрессивных девиаций проявляется как становление устойчивых типов агрессивного поведения, затем их дезорганизация в форме недостаточности для удовлетворения актуализируемых потребностей субъекта, которая выступает условием перехода к становлению иного, качественно отличного по мотивационному характеру и целевой направленности типа девиации.
Этапами генезиса, соответственно, были названы:
- дезадаптивная маргинальная активность - совершение импульсивных девиаций, находящихся под потенциальным контролем сознания;
- формирование готовности
к агрессивному поведению,
- безнаказанное совершение
утилитарно-ситуативных
- преобразование установки
на агрессию как самоцель
При этом каждый вид агрессивных
девиаций определялся соотношением
степени деформации личности (глубины
ее социально-психологической
Импульсивные девиации как форма реакции на крайне негативные раздражители внешней среды, по сути дела, имеют природные предпосылки.
Сначала культурной эволюции
у человека в противоположность агрессивным
и защитным действиям развился интерес
к неизвестному. Оценка неизвестного как
угрожающего или интересного является
продуктом архаических реакций конечного
мозга... Если господствуют спонтанные
страхи, то сигналы промежуточного мозга
подчинят и вытеснят физиологически более
слабые процессы конечного мозга. Поэтому
сочувствие, терпимость, компромиссное
поведение и другие положительные социальные
приобретения могут быть не реализованы
из-за чувства небезопасности, социального
давления, страха и стрессов всех видов,
возникающих во время угрозы. Отсюда потребность
в личной безопасности, детерминируемая
оборонительным рефлексом (бессознательный
уровень психической активности), в критической,
конфликтной ситуации (представляющей
реальную или мнимую угрозу для субъекта)
может реализовываться в экспрессивных
девиантных действиях, практически не
обдумываемых субъектом.