История криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Об актуальности темы курсовой работы свидетельствует тот факт, что преступность, причины и условия ее развития, характеристика личности преступника и эффективность защиты от преступной личности привлекала к себе внимание философов, социологов, юристов, политиков, писателей

Содержание

Введение 3

1. Возникновение и основные школы криминологии 5

2. Развитие зарубежной криминологии 15

3. История развития криминологии в России 21

Заключение 32

Список литературы 34

Приложение 36

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ.docx

— 98.88 Кб (Скачать документ)

Вообще, следует отметить, что традиционный  уклад жизни Японии, Китая и  иных стран Азиатско-тихоокеанского региона существенно повлиял  на развитие криминологии в этих странах. Основными инструментами проведения политики в этих странах является традиционная общинность и семья. Воспитательная политика сочетается с весьма жесткими мерами воздействия на нарушителей. Большое значение в снижении преступности играет сотрудничество населения и полиции, например, в Японии в конце 80-х гг.,  благодаря созданию в криминогенных кварталах общин безопасности снизилось количество преступлений. Так же в Японии и Китае значительную роль в привлечении общественности к проблемам противостояния преступности играют широкомасштабные общенациональные кампании по предупреждению преступлений. Такие кампании способствуют повышению озабоченности общества необходимостью принятия мер воздействия на преступность. Однако, отмечая значительно успешное воздействие на криминогенную обстановку в этих государствах, нельзя не упомянуть о развитии в них организованной преступности и растущем влиянии организованных криминальных структур на различные слои общества, и особенно на молодёжь.  

В мусульманских же странах прослеживается функционирование системы социального контроля, основанной на исламской традиции, где для уменьшения преступности к нарушителям применяются суровые меры наказания. Например, в Афганистане экзекуции обычно проводятся на центральных площадях, где преступник, лишенный той или иной части тела, остается истекать кровью15.   

Наиболее  низкий уровень преступности среди  государств Азиатско-тихоокеанского региона  наблюдается в Непале. Главным  элементом непальской системы сдерживания  преступности является семейная община - род и клан, которые являются наиболее действенными элементами социального контроля.  

Учитывая  положительные и отрицательные  стороны развития криминологии в  восточных странах, можно сделать  вывод, что социальное воздействие  на преступность должно быть столь же гибким и динамичным, как криминогенная обстановка в стране: система разрушения криминального феномена должна трансформироваться соответственно разрушению или блокированию одних криминогенных факторов и возникновению новых. 

Обзор зарубежного опыта профилактики показывает, что западные государства существенно переориентировали свой профилактический вектор в сторону постоянного сотрудничества с общественными организациями и населением, подняли планку заинтересованности и ответственности правительств и всех государственных органов в обеспечении безопасности граждан, которая и в таких условиях нередко дает сбой.

3. История развития криминологии в России

Российская криминология также родилась во второй половине XIX в. Одним из ее зачинателей был Д.А. Дриль. Его работы о насильственных преступлениях и малолетних преступниках, в которых рассматривались и общие криминологические вопросы, сыграли важную роль в развитии отечественной криминологии. Анализируя работы западных ученых Ломброзо, Мореля, Ле Бона и других, а также свои умозрительные заключения, Дриль пришел к выводу о существовании органических основ преступности, вне которых она невозможна. По его мнению, всякий преступник, поскольку его деяние не является следствием стечения особо неблагоприятных обстоятельств или душевных болезней в собственном смысле этого слова, представляет собой в момент совершения преступления устойчиво-порочный организм, проявляющийся в порочных действиях, выражающих пороки его организации.

Сторонником уголовно-антропологической  школы был доктор медицины, профессор В.Ф. Чиж, перу которого принадлежит ряд интересных работ. Он признавал тело и душу отдельными субстанциями, соединенными в человеке, но развивающимися по собственным законам и в силу этого требующими индивидуального изучения. Чиж возражал против увлечения социальными факторами в криминологических исследованиях.

Приверженцами уголовной  антропологии были медики и психиатры  П.Н. Тарновская, С.А. Беляков, П.И. Ковалевский, В.М. Бехтерев, Д.Н. Зернов, П.А. Дюков, А.Е. Щербак, И.П. Мержеевский и др.16

Наблюдения и выводы представителей антропологического направления, несмотря на изобилие спорных вопросов и даже нелепостей, способствовали развитию теории о личности преступника главным образом благодаря сбору и обобщению богатого эмпирического материала. Поражает тщательность и кропотливость, с которой проводилась эта работа. Данные исследований тех времен способны оказать неоценимую помощь в интерпретации личности преступника уже на современном уровне знания.

Параллельно с антропологическим в России развивается социологическое направление криминологии. Среди тех, кто обращался к социальным вопросам криминологии можно назвать следующих общественных деятелей и ученых как Радищев (1749-1802гг.), который рассматривал преступность как социальное явление, связывал ее причины, состояние и динамику с характером общества, с процессами, которые в нем происходят. А. Н. Радищев впервые в России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве. В трудах ученых нашли отражение и некоторые вопросы криминологии

Говоря о путях борьбы с преступностью, А. Н. Радищев подчеркивал предпочтительность предупреждения преступлений наказанию  за их совершение. Радищев указывал на необходимость надлежащего изучения преступности и практики борьбы с ней, призывал правительственные органы к организации статистического учета преступлений на основе развернутых криминологических показателей, систему которых он специально разработал, за что справедливо считается основателем русской уголовной статистики17.

Герцен (1812-1870г.) указывал, что преступления вызываются условиями жизни людей и, прежде всего, их экономическим положением. Причины преступности, писал он, заложены в антагонистическом характере общества, в его делении на богатых и бедных, всесильных и бесправных. Герцен, так же как и Радищев считал, что главное в борьбе с преступлениями не наказание, а их предупреждение, опирающееся на социальные преобразования.   

В конце XIX—начале XX в. социологическое направление в изучении преступности и преступника поддерживали многие выдающиеся российские ученые. Среди них можно назвать М.Н. Гернета, Г. Бубиса, С.К. Гогеля, П.И. Люблинского, А.А. Пионтковского (отца), Н.Н. Полянского, В.Б. Станкевича, А.Н. Трайнина, Х.М. Чарыхова, Е.Н. Тарновского, А.И. Ющенко, Л.И. Шейниса, С.Н. Познышева, Е. Ефимова, С.П. Ордынского, Л.И. Петражицкого, В.В. Пржевальского, Б.И. Воротынского и др. Работы Гернета и Познышева, в том числе и осуществленные в первые годы советской власти, и сейчас могут считаться образцами криминологического исследования.

В 1900 г. вышел обстоятельный труд М.П. Чубинского «Мотив преступной деятельности и его значение в уголовном праве». Исследуя мотивационную сферу личности преступника, Чубинский приходил к выводу, что мотив есть внутренняя сила, которая, порождая волевой процесс, движет сознательной деятельностью индивида и приводит его к совершению преступного деяния.

Ряд исследователей преступности в  царской России (Тарновский, Фойницкий, Гернет) высказали много идей о борьбе с преступностью, трактуя ее причины с позиций личностных характеристик преступников. Значительное число работ в то время в России было посвящено статистическому анализу преступности.

Однако в России до октября 1917 года криминология как самостоятельная наука не была развита, а изучалась в рамках уголовного права, главным образом, представителями социологической школы, прежде всего, профессором М.Н. Гернетом. Он внес и весомый вклад в развитие советской криминологии 1920-х годов многочисленными трудами о преступности в РСФСР, СССР и Москве18.

После октябрьского переворота криминологические исследования в  России осуществлялись преимущественно  благодаря трудам дореволюционных криминологов, но в целом криминология, как и другие науки, находилась под сильнейшим большевистским прессом. В учебниках по уголовному праву А.Н. Трайнина, А.А. Пионтковского и других авторов в 1920-х годах отводилось много места анализу преступности и ее причин. Советская криминология начиналась как практическое направление уголовной статистики. При ЦСУ РСФСР, затем СССР, при губернских судах функционировали отделы моральной статистики, изучавшие преступность, ее причины, личность преступников.

В отечественной криминологии 20-30-х  годов в основном опирались на идеи о преступности как социальном явлении, основоположниками которых были А.А. Герцензон, М.Ю. Козловский, П.П. Стучка, А.С. Шляпочников.

В 1922 г. в Саратове впервые был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем и в Киеве, Харькове, Одессе возникли кабинеты по изучению личности преступника19.

В это время для криминологических  исследований в стране Постановлением СНК РСФСР от 25 марта 1925 г. был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. Роль этого института велика, он участвовал в экспертизе Уголовного кодекса 1926 г. В 1931 г. он был реорганизован в Институт уголовной и исполнительно-трудовой политики.

В этот период криминологические проблемы исследовались в рамках общей  части уголовного права, т. е. как отрасль уголовного права.

В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, на то были политические причины (считалось, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования). Исследования проводились фрагментарно и под грифом «секретно». В советский период фактически перестало развиваться антропологическое направление в криминологии.

Возрождение криминологии последовало  в 1950-х - начале 1960-х гг. Большой вклад в криминологические исследования внесли юридические учебные заведения. В конце 50-х начале 60-х гг. были созданы секции для криминологических исследований. В 1963 г. в МГУ был прочитан первый в стране курс по криминологии.

Криминологические работы тех  лет отличались тем, что, во-первых, их результаты были получены с помощью  несовершенных методических способов и столь же ущербной методологической базы. Во-вторых, они часто представляли собой статистические обзоры, ограниченные скудными пределами данных, дозволенных для всеобщего и даже ведомственного потребления. Публикации, основанные на материалах сплошной статистики, выходили в свет только с грифом «секретно». В-третьих, познание природы и причин преступности в те годы осуществлялось чрезвычайно робко, в узких демагогических рамках, разрешенных правящей партией. Поэтому соответствующие труды в основном носили описательный, а не объяснительный характер. В них подчеркивалась принципиальная возможность ликвидации преступности с построением коммунизма, всячески сглаживались серьезные противоречия в СССР, зато огромное внимание уделялось преступности и ее причинам в капиталистических странах, что считалось прекрасной возможностью показать гибельность капиталистического пути развития и разоблачить буржуазные нравы20.

С 1964 г. криминология стала обязательной дисциплиной для студентов-юристов. В мае 1963 г. создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, а в 1989 г. он был переименован во Всесоюзный, а позже - в Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации. При этом за ним сохранилась роль головного криминологического научного центра.

Проблемами этой науки  занимались такие ученые, как Аванесов, Антонян, Алексеев, Бабаев, Игошев, Карпец, Миньковский, Стручков и многие другие. Эти ученые внесли значительный вклад не только в криминологию, но и в уголовное и уголовно-исполнительное право.

Во второй половине 1960-х  годов пошатнулись буржуазные биологические и биосоциальные концепции причин преступности. Именно тогда были опубликованы два больших очерка А.А. Герцензона «Против биологических теорий причин преступности»21. Обозначив поле деятельности криминологов, они надолго определили развитие криминологической мысли и общую тональность теоретических криминологических исследований.

Другой, столь же значимой для криминологии тех лет работой  явилась монография А.Б. Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР», которая вышла в свет в 1961 г. Среди наиболее серьезных трудов можно назвать книги А.А. Герцензона «Введение в советскую криминологию» (1965), И.И. Карпеца «Проблема преступности» (1969), Н.Ф. Кузнецовой «Преступление и преступность» (1969), А.М. Яковлева «Преступность и социальная психология» (1970), М.И. Ковалева «Основы криминологии» (1970), Г.А. Аванесова «Теория и методология криминологического прогнозирования» (1972).

Со временем при некотором ослаблении партийно-государственного гнета и  предоставлении научной мысли некоторой  свободы криминологи стали уделять  растущее внимание действительным причинам преступности в целом, ее отдельных  проявлений, личности преступника, причинам индивидуального преступного поведения. Проблема влияния биологических факторов на причины преступлений начала рассматриваться с более широких позиций, в частности с привлечением конкретных результатов биологических исследований. Больше внимания стали уделять криминогенным факторам, связанным с расстройствами психической деятельности.

Со второй половины 80-х годов  по настоящее время криминологи  получили возможность пересмотреть многие положения науки криминологии. Важным шагом стало снятие грифа секретности со всех данных по преступности и уголовной статистики.

Подводя итог изложенного можно  сделать вывод, что советские  криминологи считали - их предшественники лишь задумывались над сущностью преступности, ее происхождением, причинами и пр., но преимущество отдавали изучению личности преступника, а преступность рассматривали в основном как субъективно-личностный феномен.

Информация о работе История криминологии