Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:18, контрольная работа
Криминалистическая тактика как раздел криминалистики состоит из двух частей.
1. Общие положения. Здесь излагаются понятие, сущность и содержание криминалистической тактики и составляющих этот раздел науки подразделов; источники криминалистической тактики; ее связь с другими частями криминалистики, а также основные понятия, используемые в криминалистической тактике (тактико-криминалистический прием и рекомендация, тактическая и оперативно-тактическая комбинация).
2. Тактика отдельных следственных действий (следственного осмотра, допроса, обыска и т.д.). Это основная часть криминалистической тактики.
Введение
1. Характеристика понятия и анализ задачи следственной тактики
2. Понятие «тактический прием» и их классификация. Критерии допустимости применения тактических приемов в уголовном судопроизводстве
3. Сущность, виды, значение, принципы и элементы планирования расследования
4. Характеристика структуры и содержания понятия «тактическая операция»
5. Классификация и анализ видов алгоритмизованных типовых моделей тактических операций
6. Сущность, цели и формы инсценировки
7.Структура тактической деятельности по выявлению и разоблачению инсценировки
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Криминалистика»
«Понятие и значение криминалистической тактики»
Выполнил: студент
заочного отделения 2 курса специальности 030900:
Соколов А.В
Проверил(а):
Зеленогорск
2013
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Криминалистическая тактика (третий раздел науки криминалистики) – это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по проведению отдельных следственных и судебных действий.
Данное определение не является общепризнанным. Многие авторы включают в содержание криминалистической тактики и другие вопросы, не относящиеся прямо к проведению следственных действий, – такие как организация и планирование предварительного и судебного следствия, розыскные действия следователя, взаимодействие следователя с оперативно-розыскными аппаратами, использование помощи специалистов и т.д.
Криминалистическая тактика
1. Общие положения. Здесь
2. Тактика отдельных
Криминалистическая тактика
Основными источниками криминалистической тактики являются:
• нормы уголовно-
• передовой опыт раскрытия и расследования преступлений – важнейший источник криминалистической тактики;
• положения других разделов науки криминалистики (общей теории, криминалистической техники, раздела, изучающего криминалистические вопросы организации раскрытия и расследования преступлений, криминалистической методики);
• положения других наук, в первую очередь науки уголовного процесса.
Наука уголовного процесса, исследуя правоотношения, возникающие в уголовном судопроизводстве, разрабатывает, в частности, процедуры проведения предварительного и судебного следствия. При этом учитываются выводы и рекомендации криминалистической тактики. Криминалистическая тактика со своей стороны, учитывая положения науки уголовного процесса, разрабатывает приемы, обеспечивающие максимальную эффективность тех или иных следственных и судебных действий, работы следователя по собиранию, исследованию и оценке доказательств.
Существуют также научно обоснованные связи криминалистической тактики с судебной психологией, логикой, уголовным правом, судебной медициной, судебной психиатрией, теорией оперативно-розыскной деятельности. Положения всех этих и ряда других наук используются при разработке приемов и рекомендаций, связанных с проведением отдельных следственных действий, тактических и оперативно-тактических комбинаций.
Криминалистическая тактика — это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и планированию предварительного и судебного следствия, определению линии поведения лиц, осуществляющих доказывание, и приемов конкретных следственных и судебных действий, направленных на собирание и исследование доказательств, на установление причин и условий, способствовавших совершению и сокрытию преступлений1.
Помимо общих положений, о которых идет речь в настоящей главе, в содержание криминалистической тактики входят: разделы учения о криминалистической версии, относящиеся к следственным, судебным и оперативно-розыскным версиям; планирование расследования; принципы реализации в процессе расследования мероприятий организационного и технического характера; принципы взаимодействия между следователем и другими работниками органов, ведущих борьбу с преступностью; принципы использования данных, полученных из оперативных источников; рекомендации по использованию на предварительном и судебном следствии технико-криминалистических средств и приемов собирания и исследования доказательств; рекомендации об использовании на предварительном и судебном следствии специальных познаний, помощи специалистов; рекомендации об использовании в процессе расследования помощи общественности; тактические приемы и рекомендации по проведению конкретных процессуальных действий.
Криминалистическая тактика, как вся криминалистика в целом, возникла и развивается как область научного знания, обслуживающая нужды практики борьбы с преступностью, призванная повышать эффективность этой борьбы, решать задачи предотвращения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. Но практика борьбы с преступностью — это не только "объект обслуживания" криминалистической тактики, но и источник ее развития и критерий оценки тех положений и рекомендаций, которые разрабатываются криминалистической тактикой.
Практика для криминалистики, для криминалистической тактики — это, разумеется, прежде всего объект исследования. Исследование практики — ее задача, решение которой является условием проведения тактико-криминалистических научных изысканий, поскольку только таким путем возможно:а) выявить тенденции развития практики борьбы с преступностью, средств и методов осуществления данной разновидности человеческой деятельности, определить возможности влияния на практику криминалистической теории;. б) определить потребности практики и, следовательно, определить перспективы развития криминалистической теории, теоретических положений криминалистической тактики, которая должна удовлетворять эти потребности; в) выявить в тактическом аспекте формы и тенденции проявления объективных закономерностей возникновения, обнаружения, исследования, оценки и использования доказательств, накопить необходимый для развития тактики эмпирический материал; г) составить представление об эффективности тактико-криминалистических рекомендаций; д) составить представление об ошибках практики для установления их причин, разработки путей их преодоления2.
С определением роли практики для криминалистической тактики тесно связан специальный вопрос о том, можно ли ее свести только к практике доказывания.
Прежде всего, практика доказывания как критерий истинности положений криминалистической тактики должна включать в себя все те разновидности этой деятельности, в которых находят применение положения тактики, т. е. наряду со следственной, судебной деятельностью и практику предотвращения преступлений, поскольку превенция также является задачей криминалистической тактики.
Важным условием применения тактических приемов является их доступность, возможность использования каждым следователем, оперативным сотрудником органов МВД, судьей. Тактический прием не должен выходить за сферу профессиональных знаний и навыков этих работников, не должен требовать для своей реализации специальных познаний. В противном случае он перестает быть тактико-криминалистическим и выступает как прием, относящийся к той области знаний, которую представляет и использует в уголовном судопроизводстве соответствующий специалист. Таковы, например, приемы судебно-медицинского исследования трупа, судебно-бухгалтерской проверки документов и т. п3.
По мере развития и совершенствования
уголовно-процессуального
Сторонники одной точки зрения считают, что тактические приемы признаком обязательности не обладают и обладать не могут, что никаких тактических правил в процессуальных нормах не содержится. По их мнению, тактический прием, ставший нормой закона, перестает быть приемом, ибо тактика предполагает свободу выбора.
Сторонники другой точки зрения
считают, что тактический прием,
ставший нормой закона, не утрачивает
своего криминалистического
Таким образом, сущность тактического приема — не в его обязательности или необязательности. Обязательность есть выражение оценки законодателем тактического приема как наиболее эффективного средства расследования или судебного разбирательства в конкретном случае. Тактика — не просто свободный, а правильный выбор. Если такой выбор делает законодатель, то это тоже тактика, так как критерием правильности этого выбора является многолетняя научно обоснованная практика применения какого-то приема. Известно, что свободный — это осознанно необходимый выбор, а законодательная регламентация тактического приема есть осознанный выбор конкретного приема при определенной ситуации. Поэтому отсутствие произвольности выбора не означает отсутствия, свободы выбора, если исходить из правильного определения понятия свободы.
Наконец, следует сказать еще об одном условии применения тактических приемов. Его можно определить как соответствие применения данного приема в конкретной ситуации нравственным требованиям общества, как этичность приема.
Этичность приема как условие его применения может быть общей, равной для всех случаев, и специфической, зависящей от конкретной ситуации, складывающейся в ходе расследования или судебного разбирательства. Применение тактического приема не должно оскорблять или унижать достоинство и честь участника процессуального акта, создавать опасность для его жизни и здоровья, сопровождаться разглашением интимных подробностей его жизни и т. п. Неэтичным будет, например, раздевание трупа для осмотра в присутствии близких потерпевшего.
Планирование расследования
В.П. Корноухов применительно к планированию следственных действий выделяет следующие составляющие (элементы) планирования:
Все пять элементов, по мнению автора, создают необходимые предпосылки к организации производства следственного действия (шестой элемент планирования)5.
Принцип полноты планирования относится
и к сбору, фиксации, хранению и
оценке доказательств, определению
средств и методов
Принцип динамичности планирования, с одной стороны, состоит в непрерывности планирования и обеспечения необходимой оперативности, мобильности и гибкости планирования по мере получения новой информации о преступлении, изменении условий и обстановки расследования. С другой - является проявлением закономерности развития следственной версии6.
Принцип конкретности предполагает детализацию (конкретизацию). Определяя конкретные задачи всего расследования или его отдельных этапов и направлений, орган расследования должен планировать и производство конкретных процессуальных и иных действий и/или их комплексов.
Информация о работе Понятие и значение криминалистической тактики