Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:43, реферат
В следственной практике лицам, ведущим расследование преступлений, часто приходится сталкиваться с различными документами. В последнее время понятие “документ'' значительно расширилось, сюда входят фото-, фоно-, кинодокументы. Объектами криминалистического исследования, как правило, являются письменные документы, т.е. такие документы, в которых при помощи различных графических обозначений закодирована какая-либо информация.
Документы как объект криминалистического исследования.
Научные основы судебного почерковедения.
Система признаков, используемых при криминалистическом исследовании рукописных текстов.
Почерковедческое исследование намеренно измененного почерка.
Понятие и признаки письменной речи.
Подготовка материалов для экспертизы рукописных текстов.
Криминалистическое автороведение.
Диагностические и автороведческие исследования.
Список используемой литературы.
В вопросах эксперту необходимо указать, в каком документе и что исследуется. Вопросы должны быть сформулированы четко и не допускать двойного толкования.
Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработаны требования, предъявляемые к сравнительным материалам – это достоверность, сопоставимость, надлежащее качество и достаточное количество. Следователь должен убедиться, кем исполнен текст, направляемый им в качестве свободного образца (достоверность). Сопоставимость понимается так, что образцы должны быть исполнены тем же шрифтом, теми же графическими символами, буквами того же алфавита или цифрами. Надлежащее качество подразумевает, что образцы не должны допускать большого разрыва во времени, быть выполненными по возможности на сходной бумаге или бланке, аналогичным пишущим прибором и в тех же условиях.
Достаточное количество — это такой объем образцов, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте. Единых рекомендаций по количеству дать невозможно, однако свободных образцов должно быть не менее 5 — 6 листов, причем различных по характеру (материалы личного дела, письма, черновые записи и т.д.); свободных образцов подписей не менее 10 (к ним можно отнести подписи в заявлениях, поручениях, доверенностях, ведомостях и др.). Экспериментальные образцы почерка отбираются в количестве 10 — 12 листов;
подписей не менее 20 — 30 штук. Применение в настоящее время математических методов, основанных на вероятностной статистике, требует большого объема образцов.
Для решения судебно-почерковедческих задач могут быть представлены
свободные образцы (выполненные до возникновения уголовного дела), условно-
свободные (выполненные после его возбуждения, но не в связи с производством
экспертизы) и экспериментальные (исполненные по заданию следователя). В качестве свободных и условно-свободных образцов могут быть представлены личные письма, записи в тетрадях, дневники, характеристики, объяснения, жалобы, служебная переписка и тому подобные тексты.
Экспериментальные образцы подразделяют на обычные и специальные. Первые не требуют особых условий, а для отобрания специальных должны быть созданы условия, максимально приближенные к тем, в которых выполнялись исследуемые рукописи. Экспериментальные образцы могут быть получены путем: диктовки текста, специально составленного для этой цели; самостоятельного письма, когда проверяемый по предложению следователя пишет произвольный текст (автобиографию, объяснение). Перед получением экспериментальных образцов следователь должен: заранее подготовить соответствующие материалы письма (бумагу по формату, качеству, линовке или аналогичный бланк); составить специальный текст для диктовки, содержащий сочетания букв или слова, имеющиеся в исследуемом тексте. Иногда в интересах дела проверяемое лицо не должно доподлинно знать исследуемый текст или последний содержит нецензурные, оскорбительные выражения; создать условия, максимально приближенные к тем, в которых был выполнен исследуемый документ (плохая освещенность, неудобная поза и т.п.). Методика получения экспериментальных образцов всегда определяется характером исследуемого документа. Текст следует диктовать четко, без выделения интонаций и расстановки знаков препинания. Темп диктовки может быть различным в зависимости от обстановки. Желательно воссоздать условия, близкие к тем, в которых был выполнен исследуемый текст (подпись). Получение экспериментальных образцов не должно унижать достоинства личности пишущего, потому любой необычный способ выполнения текста возможен лишь с его согласия.
Вид и количество образцов находятся в прямой зависимости от исследуемого
документа. Главное, чтобы, изучая имеющиеся материалы, следователь (эксперт) сформировал мнение о почерке. Если исследуемые тексты исполнены каким-либо шрифтом (печатным, чертежным) или левой рукой, то экспериментальные образцы помимо скорописного варианта должны быть выполнены таким же шрифтом или способом, которым исполнен исследуемый текст.
При использовании необычных материалов письма (ткань, фанера, заостренная спичка и т.д.) проверяемому предлагают исполнить текст подобными средствами. Наиболее сложным в почерковедческой экспертизе является исследование
подписей. Подписи могут иметь различную транскрипцию — буквенную, безбуквенную, смешанную. Основной элемент подписи — росчерк — иногда у одного и того же лица варьирует по транскрипции в зависимости от вида документа, который он подписывает. Встречаются подписи, исполненные от имени вымышленных лиц. При выполнении подписей от имени существующих лиц в распоряжение эксперта обязательно должны быть представлены образцы подписей этих лиц. Это нужно для того, чтобы эксперт мог оценить совпадающие или различающиеся признаки, определить, какие из них возникли вследствие подражания подлинным подписям, а какие присущи признакам почерка исполнителя.
Подписи необходимо отбирать на различных листках бумаги по 5—6 штук с интервалом во времени, чтобы исполнитель не воспроизводил каждую последующую подпись так же, как предыдущую. Специфика исследования письменной речи, проводимого с целью установления автора анонимного документа, обусловливает необходимость соблюдения ряда условий, почти тех же, что и при назначении почерковедческих экспертиз. Успех исследования зависит от качества и объема сравнительного материала. Записи отдельных слов не могут быть рассмотрены в качестве образцов, объем которых должен содержать не менее 500 слов. Не могут быть использованы сочинения, курсовые работы и подобные им тексты.
Свободные образцы должны соответствовать тексту по языку изложения,
времени выполнения текста и по состоянию автора. Это особенно важно для лиц
молодого возраста, ибо по мере становления личности меняются ее интересы, социальная, национальная, профессиональная и иная среда. Данные требования относятся и к лицам пожилого возраста, когда могут быть допущены изменения, выражающиеся в упрощении и нарушении смысловой и языковых структур. Признаки письменной речи людей среднего возраста характеризуются более высокой устойчивостью. Эксперту должны быть сообщены сведения о возрасте, образовании, профессии проверяемого лица; его принадлежности к определенному функциональному стилю речи. Образцы должны быть выполнены в рамках того же функционального стиля (бытового, официально-делового, публицистического) и в той же форме письменной речи. Непригодны в качестве образцов публикации в журналах, газетах, сборниках, поскольку в результате редакторской и корректорской правки исчезают присущие им признаки. Экспериментальные образцы лучше получать в виде самостоятельного изложения, объяснения, автобиографии. Объем экспериментальных образцов должен быть большим, чтобы у экспертов могло сложиться мнение о письменной речи подозреваемого.
7. Криминалистическое автороведение.
Исследование, производимое криминалистами
в целях установления автора текста документа,
относится к компетенции криминалистической
автороведческой экспертизы. Этот вид
криминалистической экспертизы сформировался
на основе криминалистического исследования
почерка с использованием данных специальных
наук, изучающих закономерности письменной
речи. При решении вопроса об исполнителе
текста признаки письменной речи имеют
лишь вспомогательное значение. В автороведческом
исследовании они являются основными
и служат основанием для вывода о личности
автора, составившего документ. Это особенно
важно, когда исполнитель и автор - разные
лица. Основу функционирования письменной
речи составляет комплекс языковых и интеллектуальных
навыков. К языковым навыкам, как уже отмечалось,
относятся пунктуационные, орфографические,
лексико-фразеологические, синтаксические
и стилистические. Интеллектуальные навыки
характеризуют способ познания действительности,
присущий конкретному человеку, и состоят
из навыков восприятия, мышления и памяти.
Содержание этих навыков составляют усвоенные
и индивидуально отраженные в психике
человека речемыслительные нормы и отклонения
от них, используемые при построении высказываний.
Содержание навыков находится в прямой
зависимости от условий, в которых происходит
их формирование у конкретного лица, что
и определяет индивидуальность владения
ими данным человеком.
Индивидуальность языковых и интеллектуальных
навыков проявляется в том, что в силу
своеобразия условий формирования личности
каждый человек владеет определенным
набором речемыслительных норм. При этом,
привыкая пользоваться той или иной нормой,
он использует обычно не всю совокупность
ее свойств, а определенную их часть и
не все средства выражения того или иного
свойства нормы, а также лишь определенную
их часть. Таким образом, создаются неповторимые
уникальные комплексы языковых и интеллектуальных
навыков практически в неограниченном
количестве, позволяющие идентифицировать
автора того или иного текста.Научную
основу криминалистической автороведческой
экспертизы составляет система знаний
об условиях и закономерностях речевого
поведения человека, обуславливающих
индивидуальность, динамическую устойчивость,
вариационность его письменной речи, и
о методах ее исследования, в целях расследования
преступлений. Криминалистическое автороведение
синтезирует данные отраслевых наук: лингвистики,
психологии, социолингвистики, психолингвистики
- теории коммуникации и данные криминалистики
(теорию идентификации, криминалистическое
почерковедение), трансформируя их применительно
к задачам автороведческой экспертизы.
В наиболее общем виде эти задачи заключаются:
в установлении конкретного автора одного
или нескольких анонимных документов
(идентификационная задача); в установлении
групповой принадлежности автора, его
образовательного уровня, профессии, наличия
навыков определенного стиля письменной
речи, социально-демографического портрета
и т.п. (классификационно-
8. Диагностические и автороведческие исследования.
Потребности следственной практики диктуют необходимость дальнейшего расширения возможностей исследования почерка и письменной речи, признаки которых, отражаясь в тексте, содержат ценную информацию об авторе в диагностическом плане. Это данные о социально-биологической характеристике автора, которая нередко оказывается весьма существенной для следствия и позволяет сузить круг лиц, подозреваемых в составлении или выполнении текста.
Физиологические, антропометрические и психологические особенности
исполнителя отражаются в почерке, а следовательно, имеется возможность получить некоторые сведения об авторе. Диагностические исследования позволяют установить факт намеренного искажения почерка и письменной речи,
необычное психофизиологическое состояние писавшего (опьянение, усталость,
болезнь), непривычность внешних условий в момент составления текста, родной
язык или место формирования языковых навыков, образовательный уровень, пол,
возраст и ряд других особенностей личности.
На наличие тесной связи между характером письма и психическим состоянием
пишущего обращают внимание специалисты разных областей знания. Исследования современных психологов, педагогов, криминалистов, судебных медиков показывают, что нарушение деятельности отделов нервной системы приводят к определенным изменениям письма. Это снижение общего уровня грамотности, учащающиеся исправления букв, неравномерность признаков и вариации размера букв, неустойчивость наклона, понижение координации. Частные признаки при этом почти не имеют существенных отклонений. Причинами, вызывающими указанные изменения, являются алкогольное опьянение, заболевания центральной нервной системы, физическая усталость, однако для каждого из этих состояний характерны различные уровни влияния на признаки почерка.
На основании диалектологических признаков возможно установить место длительного проживания лица, с помощью модификации определить родной язык писавшего. Явления модификации основаны на том, что пишущий незаметно для себя привносит в текст закономерности родного языка.
В настоящее время разработаны методики определения половой принадлежности исполнителя. В почерках не содержится признаков, которые фигурировали бы только в рукописях, исполненных мужчинами или женщинами. Однако целый ряд признаков чаще встречается либо в рукописях мужчин, либо женщин, что указывает на устойчивую связь ряда признаков почерка с полом. Частота встречаемости этих признаков в рукописях мужчин и женщин не только не одинакова, но и относительно устойчива. По коэффициентам, отражающим частоту встречаемости признаков почерка в рукописях мужчин и женщин, можно установить пол исполнителя.
Нередки случаи, когда лицо пишет под диктовку или переписывает текст с
оригинала, поэтому в судебной и следственной практике часто возникает необходимость в установлении не только исполнителя, но и автора того или иного документа. Важнейшее значение установление автора приобретает при исследовании машинописных текстов.
Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система
знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность его письменной речи, и о методах исследования авторства. Объектом автороведческой экспертизы становятся тексты документов, относящиеся к бытовому, публицистическому и официально-деловому сталям речи.
К компетенции судебно-автороведческой экспертизы относится решение двух основных задач: 1) установление конкретного автора текста и 2) выяснение фактов не идентификационного характера. При решении первой задач -устанавливается подлинный или исключается предполагаемый автор; -констатируется факт создания документов одним или разными авторами; -выясняется тот факт, что автор или исполнитель не одно и то же лицо. Вторая задача включает установление принадлежности текста к определенному функциональному стилю речи; факта намеренного искажения письменной речи, а также иных фактов, относящихся к условиям создания текста документа.
Текст документа — это всегда единство двух основных сторон: смысловой (содержание) и формально-языковой. Содержание документа выражается языковыми средствами, однако оно регулируется не нормами языка, а в основном социально-психологическими факторами. Отсюда по тексту всегда можно сделать вывод о той реальной среде, которая окружает автора (социальной, этической, профессиональной), и, в определенной мере, о тех знаниях, которыми он обладает. Это имеет большое значение для органов расследования в их поисковой деятельности. Особенности языковой организации
(синтаксические, морфологические и др.) индивидуальны для каждого человека, а поэтому играют существенную роль при отождествлении личности. Ряд вопросов не идентификационного плана (психические расстройства, необычные писихофизиологические состояния) могут быть решены лишь при
комплексном исследовании с участием специалистов в области психиатрии или невропатологии.
Методика экспертного исследования основывается на анализе лингвистических, логико-психологических, психологических и иных методик. Письменная речь есть фиксируемая в рукописи деятельность индивида, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива. Эту деятельность следует рассматривать как сложно организованную систему, функционирование которой осуществляется на основе комплекса качественно неоднородных навыков.
Информация о работе Криминалистическое почерковедение и автороведение