Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:43, реферат
Исследование проблемы уголовно-правовой борьбы с насильственными преступлениями в семье как самостоятельного направления связанно с выделением этих преступлений из всех преступных деяний, предусмотренных уголовным законом. Такое выделение при поверхностном обозрении может показаться чисто механическим, углубленный же анализ позволяет выявить ряд сходных черт насильственных преступлений в семье, являются:
1)преступность деяния в целом;
2) локальность территории развития конфликта (семья);
3) ситуации совершения насильственных преступлений в семье;
Парадоксальность этого феномена заключается в том, что «комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства». Резкое, почти противоестественное превращение одного комплекса поведения в другой, особенно характерно для людей с преступными наклонностями. Чувства протеста, стремление избавится от своей неполноценности, от своего зависимого положения от окружающих: родителей, начальства, супругов и т.п. – все это толкает на асоциальные поступки и преступления. Механизм превращения таков, что социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением стать сильным, превосходить других, любой ценой самоутвердиться. Инстинкт превосходства, стремления возвыситься над другими становится определяющей внутренней силой индивида, главным источником его поведенческой мотивации.
Комплекс превосходства А.Адлер трактовал , как своеобразную компенсацию чувство неполноценности, и чем глубже было это ощущение в прошлом, тем сильнее процесс озлобленности против людей и всего общества.
По мнению психологов, виновный обычно никогда не говорит, что хочет нанести удар другому, причинить боль, обидеть, навязать свой образ жизни и т.д. на самом же деле именно эти намерения бывают нередко главной целью. Важен не сам предмет конфликта, а именно поведение жертвы до определенного состояния, нанесение ей ущерба. Конфликт, приводящий к насилию можно назвать, используя термин американского конфликтолога Л. Козера, «нереалистичным». Он возникает из агрессивных импульсов, ищущих выражение в независимости от объекта. Лицо, патологически стремящееся самоутвердиться, всегда готово к применению насилия, для этого не требуется какие то особые и тем более экстремальные ситуации. Насилие с его стороны может стать явным и открытым в любой момент, оно непредсказуемо , так как выступает способом решения той или иной жизненно важной для насильника задач, средством достижение его эгоистической цели. Такой человек перестает дожидаться подходящих случаев. Стремление добиваться своего любой ценой, заставляет его постоянно искать и создавать для себя нужные ситуации и условия, чтобы выплеснуться наружу.
Иногда желание самоутвердиться приобретает совсем уродливые формы, такие как садизм, когда насилие применяется с единственной целью, причинить как можно больше страданий жертве. Совершение насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью по отношению к детям, Эрих Фромм определил как одно из проявлений несексуального садизма. По полученным М.В. Данилевской данным, самые жестокие убийства родители совершают в отношении своих 5-6 летних детей. Объяснению тому находим у Э.Фрома: «в наиболее эффективной форме садизм проявляется тогда, когда ребенок еще беззащитен, но уже начинает проявлять свою волю и противодействует желанию взрослого, полностью подчинить его себе: сердцевину садизма составляет страсть, или жажда власти абсолютной и не ограниченной над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина» .
Так «А» постоянно в течение полутора лет издевался и истязал своего малолетнего пасынка. Бил мальчика обрывком кабеля, солдатским ремнем с металлической пряжкой, веревкой, руками и ногами по голове и телу; прижигал лицо и грудь сигаретами, на половые органы привешивал металлические прищепки, заставлял спать на коврике, помещал в ванну с холодной водой, заставлял есть протухшие продукты питания, бил головой об чугунную батарею, заталкивал в рот половую тряпку , причиняя при этом разрывы рта и лишая возможности дышать. В результате действий»А» все части тела малолетнего были изуродованы , неизгладимо обезображено лицо: порваны рот и губы, перебит нос, все поверхность головы покрыта шрамами и шишками. Виновный объяснял свои действия желанием хорошо воспитать мальчика, бил потому, что ребенок «слов не понимал».
Истинная же причина совершения таких порождающих своей жестокостью преступлений в отношении членов семьи заключается в стремлении самоутвердиться за счет установления безраздельной власти над ними. В монографии «психология преступника и расследования преступлений» авторы пишут: «в сам момент применения насилия, терзая, пытая, уничтожая другого, причиняя ему страшные страдания, преступник ощущает всю полноту своей власти. Быть может , именно в этот момент, без остатка порабощая свою жертву, он живет наиболее полной жизнью». Эту очень важную сторону насилия и власти точно выразил Дж. Оруэлл: «цель репрессий – репрессии. Цель пытки – пытка. Цель власти – власть.» Власть состоит в том, чтобы унижать и причинять боль. В том, чтобы разорвать сознание людей на куски и составить снова в таком виде , в каком вам угодно».
Применение насилия, причиняющего особые страдания и мучения жертве, является в этом случае необходимым и обязательным для преступника, представляет для него самоценность, так как агрессия и жестокость входят в мировоззренческое ядро личности. Совершению преступления такими лицами обязательно предшествует серия жестоких поступков, действий, мыслей. При чем это очень часто начинает проявляться в детстве, особенно в пубертатный период. Характерно, что преступники указанной категории мучили в детстве животных, будучи подростками , издевались над слабыми сверстниками, в армии были активными участниками «дедовщины»; для женщин характерны полное отсутствие материнских чувств.
Корысть как мотив совершения преступления означает, что в основе побудительных причин общественно опасного деяния лежит стремление получить какую-либо материальную выгоду в пользу.
Примером насильственного преступления, совершенного в семье по корыстным мотивам, может служить уголовное дело по обвинению «Г» в совершении преступлений , предусмотренных статьями 116 и 119 УК РФ. «Г» , находясь в нет резвом состоянии, пришел в квартиру к своей бывшей жене и устроил ссору, требуя забрать исполнительный лист о взыскании с него алиментов на содержание несовершеннолетней дочери «Г» оскорблял бывшую супругу нецензурной бранью, высказывал угрозы убийством, сдавливал шею, наносил удары по голове. Потом он схватил малолетнюю дочь на руки и продолжая требовать от бывшей жены, чтобы она забрала исполнительный лист, поднял девочку за ноги над лестничным пролетом, угрожая сбросить с 8-го этажа вниз, если бывшая жена не согласиться с его требованиями: «угроблю, платить не на кого будет!». На шум вышли соседи и потребовали прекратить, тогда «Г» отпустил ребенка ударив при этом ее 3 раза по голове и причинив тем самым физическую боль.
С мотивом , выраженным в стремлении избавиться от других членов семьи, часто совершаются убийства. Так , «Т» , имевшая на попечении пятерых детей, убила свою 5-летнюю парализованную дочь. Девочка не двигалась, не говорила, передвигалась на коляске, нуждалась в постоянном уходе. «Т» пытаясь избавиться от больного ребенка задушила девочку подушкой. Лица, совершающие подобные преступления часто характеризуются эгоизмом, энфонтильностью, эмоциональной холодностью, безразличием, отсутствием способности к сопереживанию, неадекватностью эмоций.
Для семейной обстановки , предшествующей совершению насильственных преступлений по «оборонительным мотивам» , характерно наличие длительных, систематически повторяющихся конфликтов, скандалов, устраиваемых потерпевшим, в ходе которых он подвергает членов своей семьи оскорблением, унижением, издевательствам, побоям или причиняет им телесные повреждения.
Виновный, когда чаша терпения переполняется, не выдержав указанных издевательств, совершает в отношении его насильственное преступление, чаще всего тяжкое или особо тяжкое, т.к. поведение жертвы нередко порождает у преступника состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения, в том числе физиологического аффекта, которое в значительной степени «притупляет его сознание» , нравственные и иные запреты.
Жертвами подобных преступления становятся семейные дебоширы, употребляющие наркотические средства, психотропные вещества, злоупотребляющие алкогольными напитками, ведущие паразитический образ жизни. Часто «оборонительные мотивы» коррелируют с желанием преступника избавиться от потерпевшего.
Специфичность отношений между преступником и жертвой. Поведение членов семьи во многом обусловлено особенностями семейных отношений, их длительным характером , в связи с чем установлено, что дляя насилия в семье характерно кумулятивная «провокация жертвы», и обосновывается вывод о необходимости перераспределение вины обеих сторон за совершенное преступление. Различные типы виктивного поведения потерпевших (аморальное, агрессивно провоцирующее и противоправное) могут активно влиять на механизм преступного поведения.
СТАТИСТИКА
На 1 января 2008г. По данным МВД , на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояли 334 419 несовершеннолетних, в том числе 59 715 лиц женского пола => 17,8%. На профилактическом учете состоят 77 700 несовершеннолетних в возврасте до 14 лет, составляет 23,2% от общего числа несовершеннолетних. Из числа всех несовершеннолетних до 14 лет – 11 191 девочка, удельный вес составляет 18,7%. На учете состояли 173 373 родителя или законного представителя, и в текущем же году еще поставлено на учет 103 563. Для возбуждения уг. дела было направленно в отношении 13 978 родителей (физическое, психическое насилие) . лишение родительских прав подверглось 48 768 родителей (из них лишены 36 310) |
Информация о работе Криминалистический анализ признаков насильственных преступлений в семье