Язык и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:32, контрольная работа

Краткое описание

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России - лето, обильное грозами и радугами. Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 22.92 Кб (Скачать документ)

ЯЗЫК И ПРИРОДА

 

Я уверен, что для полного  овладения русским языком, для  того, чтобы не потерять чувство  этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом  птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого  человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у  меня одно такое лето открытий в  лесистой и луговой стороне Средней  России - лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в  белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных  пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек  среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на запах - много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так  много, что неизвестно даже, с каких  слов начинать. Легче всего, пожалуй, с "дождевых".

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди  на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются  выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем  он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые  простые и порой даже стертые  слова приобретают новизну, действуют  на читателя с разительной силой  и вызывают у него те мысли, чувства  и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается  тайна так называемого подтекста.

Но вернемся к дождям.

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает  к земле, ласточки летают низко, без  времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями - все это приметы  дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать  первые капли. Народное слово "крапать" хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют  темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной  дождем. Он держится недолго. Его вытесняет  запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как  только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком. "Дождик собрался", "дождик припустил", "дождик траву обмывает".

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как  оживает слово, когда с ним  связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно  им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово "спорый" означает - быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит  стеклянный звон. По высоте этого звона  догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь  сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох  впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы - липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и  хорошо берет хитрая и осторожная рыба - плотва.

О слепом дожде, идущем при  солнце, в народе говорят: "Царевна  плачет". Сверкающие на солнце капли  этого дождя похожи на крупные  слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить  за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного  стука по тесовой крыше и жидкого  звона в водосточной трубе  до сплошного, напряженного гула, когда  дождь льет, как говорится, стеной.

Все это - только ничтожная  часть того, что можно сказать  о дожде. Но и этого довольно, чтобы  возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

- Я предпочитаю живые  улицы и дома вашей утомительной  и мертвой природе. Кроме неприятностей  и неудобств, дождь, конечно,  ничего не приносит. Вы просто фантазер!

Сколько превосходных слов существует в русском языке для  так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху  бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с  корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время  грозы ко мне в комнату и, глядя  на меня большими от восторга глазами, сказал:

- Пойдем смотреть грома!

Он был прав, сказав это  слово во множественном числе: гроза  была обложная, и гремело сразу со всех сторон.

Мальчик сказал "смотреть грома", и я вспомнил слова из "Божественной комедии" Данте  о том, что "солнца луч умолк". И тут и там было смещение понятий Но оно придавало резкую выразительность слову.

Я уже упоминал о зарнице.

Чаще всего зарницы  бывают в июле, когда созревают  хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы "зарят хлеб", - освещают его по ночам - и от этого хлеб наливается быстрее.

Рядом с зарницей стоит  в одном поэтическом ряду слово "заря" - одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. "Развидняет", как говорят об этой поре суток в народе.

В этот заревой час низко  над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях  трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые  стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные - хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться - все равно не отогреешь озябшую  землю и не вернешь убывающий солнечный свет.

Все никнет, только человек  не сдается. С рассвета уже горят  печи в избах, дым мотается над  селами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два  понятия - закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим  небом, разливает по нему множество  красок - от червонного золота до бирюзы - и медленно переходит в поздние  сумерки и в ночь.

 

Задания

  1. Определить стиль, жанр, указать характерные черты стиля.
  2. Указать смысловой тип текста.
  3. Композиция текста(двухчастная, трёхчастная).

Элемент композиции

Описание

   

 

  1. Указать средства достижения логичности, грамматические формы(примеры) и синтаксические конструкции(примеры).
  2. Найти в тексте тезисы и аргументы.
  3. Составить по тексту тезисы разных типов: глагольного строя и номинативного строя.
  4. Указать по 4 примера книжной лексики, разговорной лексики, терминов. Объяснить их функциональное значение.
  5. Указать примеры эмоционально-экспрессивных средств языка и их функции.
  6. Указать средства художественной изобразительности и определить их тип.
  7. Найти языковые особенности текстов: синтаксические конструкции, индивидуально-авторское употребление слов.

Информация о работе Язык и природа