Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 18:54, курсовая работа
Жизнь - это самое прекрасное и в конечном итоге са¬мое важное из всего того, что существует на нашей планете. Научное раскрытие тайн живой природы имеет исключительное, решающее значение как в теоретиче¬ском, мировоззренческом отношении, так и во всех тех областях практической деятельности человека, где он имеет дело с живыми объектами,- в области медицины, сельского хозяйства и ряда отраслей промышленности.
Введение………………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Обзор литературы……………………………………………………... 5
1.1 Гипотеза Крика – Оргела…………………………………………………… 5
1.2 О возможностях случайного посева…………………………………......... 8
1.3 Теория Ю. А. Колясникова……………………………………………....... 15
1.4 Теория У. Мартина и М. Рассела……………………………………......... 18
1.5 Гипотеза Сванте Аррениуса…………………………………………......... 19
1.6 Гипотеза А.И Опарина…………………………………………………….. 21
Глава 2. Опытно – экспериментальная часть……………………………........ 24
2.1 Абиотический синтез биомономеров…………………………………….. 24
2.2 Абиотический синтез полимеров……………………………………......... 27
Заключение……………………………………………………………………... 31
Список литературы…………………………………………………………….. 33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Обзор литературы……………………………………………………
1.1 Гипотеза Крика – Оргела…………………………………………………… 5
1.2 О возможностях случайного посева…………………………………......... 8
1.3 Теория
Ю. А. Колясникова……………………………………………..
1.4 Теория
У. Мартина и М. Рассела…………………………………….........
1.5 Гипотеза
Сванте Аррениуса………………………………………….....
1.6 Гипотеза
А.И Опарина……………………………………………………..
Глава 2. Опытно – экспериментальная часть……………………………........ 24
2.1 Абиотический
синтез биомономеров…………………………………….. 2
2.2 Абиотический
синтез полимеров…………………………………….......
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Гипотезы - это леса, которые
возводят перед зданием и
сносят, когда здание готово.
И. В. Гете
Жизнь - это самое прекрасное и в конечном итоге самое важное из всего того, что существует на нашей планете. Научное раскрытие тайн живой природы имеет исключительное, решающее значение как в теоретическом, мировоззренческом отношении, так и во всех тех областях практической деятельности человека, где он имеет дело с живыми объектами,- в области медицины, сельского хозяйства и ряда отраслей промышленности.
Проблема сущности жизни не может быть рационально разрешена без понимания ее возникновения и развития. Господствовавший еще недавно в естествознании механистический материализм, игнорируя это положение, тщетно пытался познать живой организм как какой-то сложный механизм, разбирая его, как часы, на отдельные винтики и колесики и на основании изучения этих деталей стремясь познать живое существо как целое.
Конечно, детальный анализ веществ и явлений, свойственных живым телам, чрезвычайно важен, совершенно необходим для правильного понимания жизни. Блестящие успехи современной биохимии и биофизики являются наглядным доказательством этого. Но как бы глубоко и полно мы не познали вещества, структуры и процессы, лежащие в основе организации современных живых тел, мы никогда, исходя только из одного этого, не сможем ответить на вопрос, почему эта организация является именно такой, какой она есть, в частности такой «целесообразной», т. е. организацией, при которой строение всех составляющих организм частей (молекул, органоидов и органов) так совершенно приспособлено к выполняемым ими функциям, а весь организм как целое приспособлен к существованию в данных условиях внешней среды.
Все религиозные учения видят причину этой целесообразности в творческой воле создателя, который породил жизнь согласно определенному плану и направил ее прогрессивное развитие к единой финальной цели, к конечному совершенству. Такой точки зрения придерживаются, однако, не только теологи, но и представители других идеалистических учений (холисты, финалисты, органицисты).
Только на основе диалектико-материалистических представлений, рассматривающих жизнь как особую качественно новую форму организации и движения материи, возникшую когда-то в процессе эволюционного развития материи, можно рационально подойти к решению проблемы происхождения жизни.
Успехи, достигнутые в настоящее время в различных областях современного естествознания, позволяют нам на указанной основе наполнить конкретным содержанием и первую часть нашей формулы, раскрыть те пути, которыми происходило возникновение жизни из безжизненной материи.
В разных пунктах Вселенной, на различных объектах нашего звездного мира эволюционное развитие материи осуществлялось и осуществляется различными путями и в различных темпах. Поэтому в схеме мы не должны его себе представлять как какую-то прямую линию, а скорее как целый пучок различных путей, отдельные ответвления которых могут приводить к очень сложным, совершенным, но глубоко различным между собой формам организации и движения материи.
Изучение
зарождения жизни на Земле представляет
собой исследование лишь одного примера
события, которое должно было происходить
в мире бессчетное число раз. Поэтому выяснение
вопроса о том, как появилась жизнь на
Земле, безусловно, должно служить убедительным
доводом в пользу теории о существовании
жизни и на других объектах Вселенной.
Позже идею панспермии в очень решительной форме - как доставку жизни к мёртвой Земле на космическом корабле – выдвинули Ф. Крик и Л. Оргел.
И в этом случае выступили учёные, мнение которых трудно игнорировать. Например, Френсис Харри Комптон Крик (р. 1916) - английский биофизик и генетик, лауреат Нобелевской премии. В 1953 г. совместно с Дж. Уотсоном он создал модель структуры ДНК (двойную спираль), что положило начало молекулярной генетике. Является автором трудов по расшифровке генетического кода, по нейрофизиологии и др. Взгляды Крика и Оргела поддерживаются рядом других учёных.
Однако, коммунистическая наука, не считала такие взгляды материалистическими и на корню отвергала их, подобно идее божественного творения. Большинство советских учёных полагало, что идея панспермии - это лишь уход от решения проблемы происхождения жизни.
В памяти ещё
не стёрлась история генетики и кибернетики,
долго отвергавшихся
Для земной науки оказалась непосильной загадка 100% - ной зеркальной асимметрии биологических молекул. К ней примкнули загадки единства аминокислотного набора, генетического алфавита и кода, «энергетической валюты» в виде АТФ. Комплекс фундаментальных загадок земной жизни довершился отсутствием ожидаемой предбиологической эволюции. Но фундаментальные загадки разом исчезают, если признать целенаправленное занесение первых клеток на Землю извне. Тогда обнаруживается точное соответствие между теоретическими ожиданиями и реальными фактами.
Такая же ситуация со взглядами А.И. Опарина. Все перечисленные особенности ранних этапов эволюции (однотипная их реальность биомолекул, одинаковый набор аминокислот, единые генетический алфавит, генетический код и АТФ, отсутствие предбиологической эволюции) противоречат ожиданиям, только если стоять на почве гипотезы А.И. Опарина о зарождении жизни на Земле. Достаточно перейти к гипотезе панспермии, как эти противоречия разом отпадают.
Если раньше
гипотеза А.И. Опарина вступала в
конфликт, главным образом, с фактами
биохимии, то после успехов
Например, если бы выяснилось, что одноклеточные эукариоты появились ранее, чем мы думаем сегодня (скажем, 3,3–3,5 млрд. лет назад), то малому времени предбиологической эволюции стало бы противоречить слишком долгое формирование многоклеточных организмов на основе одноклеточных эукариот (в таком случае оказалось бы, что многоклеточные формировались около 2 млрд. лет).
Палеонтологические данные о сроках возникновения жизни поставили дилемму:
- либо жизнь возникла на Земле сама собой, но это произошло с немыслимо высокой скоростью, из-за чего процесс не оставил следов в палеонтологической летописи,
- либо жизнь занесена на Землю извне.
На решение этой дилеммы существенно влияет парадокс молекулярной асимметрии земной жизни. Даже если бы предбиологическая эволюция, вопреки всему, длилась, скажем, 100–200 тысяч лет, что могло бы не оставить палеонтологических следов, то и тогда предшественниками биохимических процессов могли явиться лишь обычные химические реакции, не проявляющие предпочтения к молекулам определённой хиральности. Иначе говоря, независимо от длительности предбиологического этапа, на Земле обязательно остались бы следы жизни с разными типами хиральности молекул.
И наоборот - если предбиологическая эволюция протекала на иной планете, то нет и проблем хиральности, бесполезно искать на Земле наследие чисто химических процессов в виде равного (или неравного) участия в живой материи молекул левой и правой симметрии. Если эти следы и сохранились, то находятся вне Земли.
Известно, что земные организмы используют два разных генетических кода. Первый из них - собственно код генов на ДНК, а второй - это структурогенный код пространственного расположения генов в ядре. Первый код используется во всех организмах, второй - только у эукариот. Первый код явно возник не на Земле, а был занесен сюда, второй - так же неоспоримо является продуктом местной, земной эволюции.
Сравнение этих двух случаев особенно подчёркивает привнесенность первого кода и автономное происхождение второго. Тогда как палеонтология не обнаруживает периода формирования первого кода, на возникновение второго затрачены миллиарды лет от возникновения жизни до появления первых эукариот. И тогда, как биология не видит ступеней формирования кода ДНК, детально прослеживаются этапы становления генетической системы эукариот.
При поверхностном взгляде может показаться, что исходная позиция учёного - согласие или несогласие с возможностью занесения жизни из космоса - не способна повлиять на итог исследований. Мол, всё равно, в конце концов, нужно узнать, как возникло живое из неживого. Но нет! Исходная позиция, исходные ограничения имеют огромное, принципиальное значение!
Вообразим, что после изучения горных кряжей обжитых континентов учёные стали исследовать погребённые подо льдом горы Элсуорта в Антарктиде. И вдруг в горном массиве Винсон обнаружили верхушку горы, сложенную из полированных гранитных плит! Одни учёные стали думать - как такие плиты могли туда попасть? А другие, поскольку в Антарктиде не известно цивилизаций, сразу отмели возможность их искусственного происхождения и занялись поиском условий, ведущих к естественному формированию горной вершины из гладких гранитных блоков. Легко представить себе, в какие дебри завели бы такие поиски!
Аналогичная ситуация сложилась с попытками объяснить естественное возникновение жизни на Земле. Исследователи натолкнулись на неоспоримые факты, противоречащие гипотезе А.И. Опарина, но хорошо объяснимые идеей панспермии. И только идеей панспермии. Как же реагировать на это?
Для понимания первых этапов жизни на Земле и её дальнейшего развития важно знать не только, имела ли место панспермия, но если она произошла, то, в каком варианте? Был ли это случайный перенос мельчайших клеток через космос, либо перенос их метеоритами, как представляли себе многие сторонники идеи панспермии, или же это была целенаправленная доставка на космическом корабле специально подобранных микроорганизмов в соответствии со сценарием Ф. Крика и Л. Оргела?
Литературные
данные позволяют уточнить ситуацию.
Одно из направлений исследований было
связано с изучением
После того, как
П.Н. Лебедев экспериментально доказал,
что свет оказывает давление, С. Аррениус
рассчитал, что под давлением
солнечных лучей споры с
Однако подобные предположения отпадают, если вспомнить, что на орбите Земли ультрафиолетовая радиация Солнца имеет плотность 1,4*106 эрг на 1 см2/с. Даже если допустить нереально высокую скорость перемещения спор в космическом пространстве, равную четверти скорости света, то полёт к Марсу займёт около 1000 секунд. Тогда доза облучения составит 1,4*109 эрг/см2, что во много раз выше смертельной дозы 102–106 эрг/см2 [Рубенчик, 1983].
Поскольку выяснилось, что ультрафиолетовая радиация Космоса гарантированно убивает незащищённые клетки (большинство видов клеток не может переносить и воздействие вакуума), особое внимание привлекли метеориты, способные стать для микроорганизмов как бы транспортными контейнерами.
Каждые сутки Земля принимает значительную массу этого космического вещества. За год выпадает от 10 тыс. до 1 млн. метеоритов и много метеоритной пыли. Вес метеоритов колеблется от миллиграммов до десятков тонн. Главное, что отличает метеориты от земных горных пород, это содержание в метеоритном веществе железа с примесью никеля. По количеству Fe метеориты подразделяются на железные, железокаменные и каменные. Больше всего на Землю попадает каменных метеоритов (около 90%), тогда как железных – около 5–6%.
В железных метеоритах металл подвергался воздействию температур выше 1500°с, а затем, как полагают некоторые исследователи, в течение десятков миллионов лет расплавленная масса охлаждалась и кристаллизовалась.
Для объяснения
уникальных особенностей структуры
метеоритов приходится заключить, что
вещество, прошедшее глубокое плавление,
составляет в них лишь некоторую
часть. Как правило, плавлению при
высокой температуре
Информация о работе Современные концепции возникновения жизни