Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:14, реферат
Метод – это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний.
Поскольку метод связан с предварительными знаниями, методология делится на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.
В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением.
- методологии игровой деятельности
- методологии учебной деятельности;
- методологии трудовой, профессиональной деятельности.
Таким образом, методология
рассматривает организацию
Такое понимание и построение
методологии позволяет с единых
позиций и в единой логике обобщить
различные имеющиеся в
Каждая наука имеет свою методологию.
В конечном счете и юристы, и философы под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.
Существуют следующие уровни методологи (табл.2.).
Виды методологии
Специфические особенности данного вида методологии
Всеобщая методология
Является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания
Частная методология
Применяется для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений
Методология научных исследований конкретной науки
В содержание данной методологи включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология криминалистики, криминологии и других наук
Рассмотрим далее подробнее суть философских и общенаучных методов научного исследования.
2)
Впервые проблемы научного метода стали изучаться в рамках древнегреческой науки. Именно там возник знаменитый аксиоматический метод и связанная с ним дедуктивная логика в форме силлогистики Аристотеля. Поскольку в античной науке не существовало опытного естествознания, то в ней исследовались только теоретические методы исследования.
С возникновением экспериментального естествознания в XVII веке на первый план выдвигается проблема исследования методов и средств опытного изучения природы. Так как унаследованные от античности и средних веков силлогистические методы не годились для этой цели, то выдающиеся философы того времени Ф. Бэкон и Р. Декарт в своих сочинениях уделили большое внимание проблеме исследования методов получения нового знания в науке.
«Под методом, — пишет Декарт, — я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное — и, без лишней траты умственных сил, — но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»1.
В качестве основных требований он рекомендует три правила метода: 1) начинать с простого и очевидного;
2) из него путем дедукции получать более сложные высказывания;
3) действуя при этом
так, чтобы не было упущено
ни единого звена, т.е.
Для осуществления этих целей, по его мнению, необходимы две способности ума: интуиция и дедукция. С помощью интуиции усматриваются простейшие и очевидные начала, из которых дедуктивно следуют все другие истины. Такая характеристика метода больше всего подходит для математического познания, в котором теоремы логически выводятся из аксиом, если считать последние самоочевидными истинами. В дальнейшем идеи Декарта о дедуктивном характере метода науки на более широкой основе разрабатывал Г. В. Лейбниц, который стремился свести рассуждения к вычислениям, и тем самым ставший предтечей современной символической, или математической, логики.
В области эмпирических наук Фрэнсис Бэкон в качестве важнейшего метода исследования выдвинул индукцию. Дедукция, в частности силлогистика Аристотеля, по его мнению, совершенно бесполезна для Изучения природы. Поэтому в противовес «Органону», или орудию мысли Аристотеля, он создает «Новый Органон», который представляет собой совокупность простейших канонов, или правил индуктивного исследования. Впоследствии они были систематизированных Дж. Стюартом Миллем в виде методов сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков. Однако Бэкон явно недооценивал роль дедукции и математики в научном исследовании, например, при обработке результатов систематических наблюдений и экспериментов. Кроме того, он неправильно считал свою индуктивную логику безошибочным методом открытия новых истин в науке.
Таким образом, основоположники учения о методе опирались в своих воззрениях на основные типы логических рассуждений, которыми явно или неявно пользуются как в повседневном, так и в научном мышлении.
Современная методология науки использует множество других способов и приемов познания, общей особенностью которых является целенаправленный, организованный и систематический характер поиска истины. Только при систематическом использовании методов можно приблизиться к истине. Поэтому в самом широком смысле слова метод можно рассматривать как некоторую систематическую процедуру, которая состоит из последовательности определенных операций, применение которых приводит либо к достижению поставленной цели, либо приближает к ней.
Если в первом случае применение указанных операций или приемов приводит к достижению цели, то во втором случае метод избавляет нас от действий наугад путем слепого перебора разных возможностей, с помощью многочисленных случайных проб и ошибок.
Методы первого рода, в которых строго задан точно определенный порядок операций или действий, имеют сравнительно несложный характер. Поэтому их можно уподобить алгоритмам математики. Действительно, располагая алгоритмом, мы всегда можем решить ту или иную задачу, таким, например, как умножить дробь на дробь, извлечь квадратный корень или найти производную функции. Однако из математики известно, что далеко не все ее задачи и проблемы допускают алгоритмическое решение. Например, как показал известный австрийский логик и математик Курт Гедель, даже не все содержательно установленные теоремы элементарной арифметики не могут быть доказаны чисто формальным путем, т.е. логически выведены из аксиом. Иначе говоря, они не могут быть получены алгоритмически. Тем более это относится к сложным проблемам самой математики, а также естествознания и социально-экономических и гуманитарных наук, которые развиваются в постоянном контакте с наблюдениями, экспериментами и общественной практикой.
Таким образом, определение метода как некоторой систематической процедуры, состоящей из последовательности повторяющихся операций, применение которых в каждом конкретном случае приводит к достижению цели, применимо лишь для методов практики и элементарных методов науки, имеющих алгоритмический характер. Сложные же проблемы науки меньше всего поддаются алгоритмизации, и их решение нельзя свести к применению каких-либо готовых правил и рецептов. Они требуют мобилизации всех интеллектуальных усилий ученого и настойчивого творческого поиска. Такие методы называют поэтому эвристическими, или поисковыми (от греч. heuristo — ищу, нахожу). При этом используются также догадки, особенно на первоначальной стадии поиска, но научное познание не сводится к непрерывной цепи догадок и предположений.
При выдвижении же научных гипотез, поиске законов, построении и проверке теорий руководствуются теми или иными способами и приемами исследования, которые в своей совокупности и составляют эвристический потенциал науки. Хотя эвристические методы и не гарантируют достижение истины, тем не менее они в значительной мере дисциплинируют мышление и облегчают поиск истины, делая его более систематичным и целенаправленным.
Решение проблем конкретных
наук требует также привлечения
специальных методов