Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 09:53, контрольная работа
Наиболее распространенным является определение политической системы как совокупности политических организаций и институтов, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, с помощью которых осуществляется власть и управление обществом. Можно дополнить и другим определением политической системы как системы политических отношений, ролей, процессов, существующих в обществе, подчиненных политическим, социальным, юридическим, идеологическим и культурным нормам и принципам, историческим традициям, ценностным установкам и ориентирам и направленных на обеспечение властных отношений.
Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа (ст. 3 Конституции).
К принципам организации и деятельности судебной власти следует отнести ее независимость при отправлении правосудия, несменяемость судей (назначение после первых пяти лет работы пожизненно, недопустимость уменьшения вознаграждения, независимое финансирование).
Правосудие осуществляется только законно избранным судьей.
Важнейшим принципом организации и деятельности судебной власти является участие в отправлении правосудия представителей граждан (народа) в качестве народных заседателей.
Суды подчиняются только Конституции и закону. Они независимы от влияния иных властных структур, руководителей судов, политических партий и других общественных объединений, своих личных пристрастий и симпатий.
Для отправления правосудия характерна гласность разбирательства.
Дела в
судах рассматриваются
Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды (во главе подсистемы находится Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд). Судоустройство определяется законом, при этом Конституция исключает образование чрезвычайных судов.
Роль судебной власти состоит в том, чтобы в связи с возникновением юридического конфликта обеспечить верховенство права.
Итогом осуществления правосудия является замена идеи насилия (права силы) идеей права (силой права).
Каждое демократическое
государство считает
Конституционный Суд – это такой же неотъемлемый атрибут правового государства, как парламент или местное самоуправление.
Объективная закономерность создания и деятельности Конституционного Суда заключается в том, что права и свободы граждан, их отношения с государством и обществом будут постоянно совершенствоваться, будут изменяться их объем и содержание.
Решения Конституционного Суда следует рассматривать в качестве источника права.
Действующей в Республике Беларусь Конституцией установлен такой порядок формирования Конституционного Суда, который присущ большинству государств. В соответствии с ним Конституционный Суд формируется на паритетной основе: шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, шесть судей избираются Советом Республики (верхняя палата Парламента). Всего 12 судей. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики, заместитель – избирается судьями. Срок полномочий судей — 11 лет. Допускается повторное занятие должности судьи. Согласно Конституции формируется Конституционный Суд из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
В соответствии с Конституцией страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Его компетенция определена в Конституции (ст. 116) и Законе Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь».
Конституционный Суд дает заключения о конституционности актов не только высших общегосударственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов и исполнительных и распорядительных органов. Это, безусловно, содействует усилению конституционного контроля.
Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.
В соответствии с законом Конституционный Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.
В настоящее время Конституционный Суд не имеет права возбуждать дела по собственному усмотрению, чем он активно пользовался в прошлый период.
В соответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.
Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета.
Согласно ст. 38 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Статьей 9 Закона о Конституционном Суде предусмотрено, что законы, декреты и указы Президента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит республика, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Таким образом, здесь Суд получил большую свободу действий, что налагает на него и дополнительную ответственность.
Дела рассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Конституционного Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.
Итоговое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.
В хозяйственных
судах разрешаются
юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя;
организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы), и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Таким же правом обладают прокурор и государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Во всех иных случаях споры о применении права рассматриваются в общих судах, а о конституционности нормативных актов — в Конституционном Суде.
Внутри каждой судебной системы, каждого судебного учреждения существует собственная (внутренняя) специализация, т. е. судебные составы, судьи, специализирующиеся на рассмотрении дел какого-либо профиля (трудовые, налоговые, административные, уголовные, в том числе возможно рассмотрение дел по категориям преступлений, и др.).
Запрещается образование чрезвычайных судов, т. е. при любых условиях, например в военное время, в связи с введением чрезвычайного или военного положения, право на правосудие не может быть ограничено, правосудие должно осуществляться по общеустановленным процедурам. Поэтому при принятии особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, указанные не только в ч. 2 ст. 63, но и в ст. 60 Конституции.
Местное управление в Беларуси. Отсутствие самоуправления. Согласно ст. 117 Конституции 1996 г., «местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах». Однако уже ст. 119 Основного Закона заставляет усомниться в том, что в Республике Беларусь существует подлинное местное самоуправление. Она гласит: «Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов» .
Данная норма закрепила существование назначаемой президентом и подотчетной главе государства исполнительной вертикали, пронизывающей собой всю систему публичной администрации в центре и на местах и просто не оставляющей места для самоуправления локальных сообществ. Поэтому, на наш взгляд, правильнее использовать термин «местное управление» применительно к современной Беларуси, вместо понятия «местное самоуправление», которое превратилось в чистую декорацию в нашей стране при Лукашенко.
В наибольшей степени к идеям местного самоуправления, закрепленным в Европейской хартии территориального и местного самоуправления, приближался союзный модельный закон 1990 г. Однако в Беларуси еще во времена существования СССР решили идти другим путем. В феврале 1991 г. был принят закон О местном самоуправлении и местном хозяйстве, который сохранял централизацию государственного управления и расширял полномочия исполнительных органов власти на местах в ущерб представительным органам. Тем не менее, в то время исполнительные комитеты еще оставались в подчинении местным Советам, а должность председателя Совета и председателя исполкома находилась в одних руках.
Резкий поворот к авторитаризму в сфере местного управления произошел сразу же после избрания Лукашенко президентом Беларуси. В октябре 1994 - сентябре 1995 г. в закон О местном самоуправлении был внесен ряд поправок, которые обособили исполнительные комитеты от Советов и сделали их частью единой исполнительной власти. Затем такое положение вещей было закреплено в Конституции 1996 г.
Компетенция исполкомов и местных Советов. Местные органы управления подразделяются на три структурных уровня: первичный, включающий в себя сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) исполкомы и Советы; базовый, состоящий из городских (городов областного подчинения) и районных исполкомов и Советов; областной, включающий в себя областные и минский городской исполкомы и Советы. Кроме того, существуют и местные администрации в районах городов областного подчинения и районах Минска (там нет собственных представительных органов). Все Советы депутатов избираются гражданами сроком на четыре года. Однако реальная власть сосредоточена не в них, а в исполнительных комитетах, не подотчетных Советам.
Как подчеркивает белорусский политолог Петр Натчик, «формально исполкомы и местные администрации в городах подчиняются местным Советам. но в действительности можно говорить про наличие очень косвенных и слабых возможностей местных представительных органов контролировать деятельность формально подчиненных им исполкомов. исполкомы являются органами местного управления, непосредственно зависимыми от органов центральной исполнительной власти и управления (президента и Совета Министров). они состоят из председателя, его заместителей, управляющего делами и членов исполкома. Функционеры на всех этих должностях - политические чиновники, которые прямо или косвенно назначаются президентом. председатель облисполкома назначается на должность и освобождается от должности непосредственно президентом или в порядке, установленном президентом. после этого соответствующий Совет открытым голосованием должен утвердить председателя, назначенного президент Руководители нижестоящих исполкомов назначаются руководителями вышестоящих при согласовании с соответствующим Советом. председатель исполкома определяет его членов. положения О председателе областного и Минского городского исполнительного комитета и О председателе районного и городского исполнительного комитета позволяют Совету отвергнуть кандидатуру, предложенную президентом или вышестоящим исполкомом, только один раз. в случае повторного несогласия Совета с предложенной кандидатурой президент или председатель вышестоящего исполкома имеют право назначить председателя без согласования этого вопроса с Советом. в силу этих причин Совет фактически лишен возможности влиять на назначение или на увольнение председателя исполкома. Реальной функцией Совета является утверждение, или легитимация, кандидатуры, предложенной исполнительной властью. при этом назначение председателя представляет собой почти единственную ситуацию, когда Совет как представительный орган местной власти формально влияет на деятельность исполкома как исполнительного органа… Статья 9 Закона О местном управлении и самоуправлении предусматривает непосредственное подчинение и подотчетность председателей исполкомов всех уровней президенту. Кроме того, руководители областных исполкомов подчиняются Совету Министров в вопросах, которые входят в компетенцию правительства, а руководители исполкомов первичного и базового уровней подчиняются в этих вопросах вышестоящим исполнительным органам. Закон предусматривает только ответственность и в некоторых вопросах подконтрольность исполкомов всех уровней соответствующим Советам в вопросах, которые находятся в исключительной компетенции данных Советов… но механизмы ответственности исполкомов носят неопределенный характер: только президент обладает исключительным правом увольнять со своих постов председателей исполкомов, а также обладает еще одной очень важной контрольной функцией: в соответствии со ст. 50 Закона он может в случае нарушения должностными лицами исполкомов и местных администраций законодательства и невыполнения постановлений вышестоящих государственных органов увольнять рядовых чиновников исполкомов. президент может также аннулировать постановления исполкомов, когда они противоречат законодательству. Закон не предусматривает возможности обжаловать действия президента в судебном порядке.
таким образом, несмотря на двойное подчинение, местные исполкомы фактически подчиняются центральной власти - в первую очередь президенту… в реальной действительности местные Советы не могут самостоятельно влиять на исполком даже в пределах своей компетенции. назначение, увольнение с должности и другие санкции по отношению к председателям исполкомов находятся в компетенции президента или исполкомов более высокого уровня (как было сказано выше, Совет только утверждает его в должности, но не может уволить или применить другие меры).
постановления в границах своей компетенции принимаются исполкомом и утверждаются вышестоящим исполкомом. и только один раз в год исполком отчитывается о своей деятельности перед Советом, но санкций с его стороны в случае не соответствия деятельности исполкома закону не предусмотрено. Дисциплинарные взыскания на председателей исполкомов налагает председатель вышестоящего исполкома.
Совет не может воздействовать на исполком даже в организационных вопросах. такие вопросы, как определение структуры, штатов исполкома, а также формирование бюджета исполкома, решаются самим исполкомом при согласовании с вышестоящим исполкомами и соответствующими органами государственного управления. Местные Советы не могут самостоятельно формировать местные бюджеты, которые являются частью общегосударственного консолидированного бюджета…
несмотря на отсутствие функциональной власти, депутаты местных Советов обладают статусным влиянием. Большинство тех прав, которыми располагает депутат в соответствии с Законом О статусе депутатов местных Советов, реализуется не через политические институты, а через механизмы публичного влияния. Главный ресурс депутата - это даже не влияние на процесс принятия решений в рамках Совета, а возможность благодаря своему статусу привлекать внимание к разрешению важных для избирателей проблем и наказывать виновных в том случае, когда эти проблемы не решаются. возможности функционального политического влияния через нормотворческую и нормоприменительную деятельность ограничены недееспособным состоянием Совета как органа представительной власти. так, ст. 15 Закона закрепляет за депутатами право вносить предложения и замечания, проекты постановлений и поправки к ним на сессии местного Совета, выдвигать кандидатуры в состав органов, которые создает Совет, предлагать заслушать на сессии отчет органов, подотчетных Совету, а также выдвигать кандидатуры в состав этих органов и т.д. но большинство из этих функциональных прав лишено смысла в условиях отсутствия полноценного контроля Советов за деятельностью исполнительных органов» .