Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 18:50, контрольная работа
Логика науки и закономерности ее развития.
Наука как процесс познания.
Структура научного познания.
ФИЛОСОВСКАЯ БАЗА И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Логика науки и закономерности ее развития
Первый и, безусловно, важнейший этап в создании методологии научного познания относится к периоду, с которым можно связывать возникновение науки в античной Греции. Заслуга античных натурфилософов, в первую очередь Аристотеля, состоит в том, что благодаря пристальному вниманию к содержанию самого процесса мышления они научились доказывать посредством логического выведения нового знания из уже известного по определенным правилам.
Следует особо подчеркнуть,
что второе, сопоставимое с первым
по масштабу и значимости, завоевание
методологии относится уже к
новому времени, когда в ХVII в. стали
широко применяться экспериментально-
Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что объектом изучения теории доказательств – аристотелевой логики – явились мыслительные аналоги предметов и явлений, а именно: абстракции, понятия, числа и, наконец, законы. Знание приобрело важнейший признак научности, сформировав особую, изолированную от материального мира, сферу теории.
Во многом благодаря
указанному методологическому прорыву
античная наука за весьма короткий
в историческом отношении срок на
все времена обогатила
Для понимания логики естествознания и закономерностей его развития, в частности феномена научных революций (см. ниже), необходимо привлечение общефилософских законов, которые, в сущности, составляют философскую базу естественных наук. Это:
– закон единства и борьбы противоположностей;
– закон перехода количественных изменений в качественные;
– закон отрицания отрицания.
Совместное действие этих универсальных законов задает алгоритм (порядок) эволюционного развития систем любой природы. У любой характеристики материальной системы имеется взаимодействующая с ней противоположность. Накопление количественных изменений в системе рано или поздно приводит ее в противоречивое, неупорядоченное состояние, выход из которого возможен только посредством скачкообразного перехода системы в качественно новое состояние. Такой качественный скачок сопровождается отрицанием ранее принятых (имевшихся) характеристик и заменой их (самопроизвольно или сознательно) соответствующими противоположностями. Следующий качественный скачок реализует операцию отрицания ранее состоявшегося отрицания, и система возвращается к первоначальным характеристикам, но непременно на качественно новом уровне. Именно это мы и имеем в виду, говоря, что развитие идет «по спирали».
Теория самоорганизации систем, концепции которой подробно будут рассмотрены ниже, раскрывает естественные механизмы эволюционных процессов в живой и неживой природе. В протекании этих процессов существенную роль играет фактор случайности – на уровне как количественных изменений (флуктуации), так и качественных скачков (случайный и неоднозначный выход системы из точки (бифуркации).
Подпадает ли под
действие подобного алгоритма развитие
науки, которое принято
Таким образом, имеются
достаточные основания
В рамках определения
философской базы современного естествознания
нельзя не коснуться основного вопроса
философии – вопроса о
Творческая мысль, идея формирует абстрактный образ элементарных частиц, кварков, квазаров, черных дыр и множества других материальных структур.
Говоря о закономерностях развития естествознания, следует вернуться к принципу соответствия Бора (см. выше). Новая теория, обладающая большей общностью по сравнению с предшествующей, утверждается после надежного эмпирического подтверждения продуктивной гипотезы, устраняющей противоречия в интерпретации всей совокупности установленных фактов. Однако и прежняя теория имела обширный эмпирический базис. Возникает вопрос: не была ли она ошибочной? На самом деле речь идет не об ошибочности, а об ограниченности области применения. Научные, т. е. достоверно подтвержденные, теории не выводятся из арсенала науки, их средства широко применяются в тех случаях, когда нецелесообразно привлекать теорию более общую, а значит, и более сложную в математическом отношении.
Наука как процесс познания
За два с половиной
века своего развития наука стала
чрезвычайно сложным и
– достоверно установленные факты;
– закономерности, обобщающие совокупности фактов;
– теоретические построения, отражающие системы закономерностей, которые в совокупности описывают некоторые области реального мира;
– научные картины мира, создающие обобщенные образы реальности, объединяющие в системное единство все не противоречащие друг другу теории.
Достоверно установленные факты (т. е. факты, подтвержденные многочисленными наблюдениями, результатами экспериментов, их проверок и перепроверок) составляют эмпирический базис науки. Накапливаемые в процессе исследований факты по определенным правилам систематизируются и обобщаются. В случае достоверного обнаружения общности фактов, повторяющегося их единообразия и причинно-следственных связей можно говорить о том, что найден эмпирический закон – общее правило, которому подчиняются наблюдаемые явления.
Однако закономерности, устанавливаемые на эмпирическом уровне, особенно если речь идет о непосредственном наблюдении явлений, а не о специальным образом организованном эксперименте, зачастую мало что объясняют, поскольку не вскрывают движущие силы, первопричины этих явлений. Поэтому эмпирические закономерности, как правило, малоэвристичны. Для выяснения природы тех или иных явлений, а также для определения направления дальнейших исследований необходимо рассмотрение вопроса на другом – теоретическом – уровне познания.
Цель научного познания, как уже отмечалось, состоит в установлении законов – существенных, устойчивых связей между явлениями, т. е. в выявлении общего для определенной области действительности. Для установления такой общности наука прибегает к абстрагированию, оперируя общими, повторяющимися характеристиками идеализированных объектов и не принимая во внимание все другие характеристики реальных объектов, несущественные с точки зрения решаемой задачи.
Возникает естественный
вопрос: как определить, какие характеристики
объекта являются существенными, а
какие таковыми не являются? Дело в
том, что любой процесс исследования
начинается не с накопления фактов,
а с выдвижения проблемы, или, по
крайней мере, задачи. Необходима некая
начальная идея, предположение –
что же именно мы намерены выяснить.
В противном случае множество
разрозненных фактов, фиксируемых в
процессе наблюдения, создадут столь
интенсивный «информационный
На эмпирическом уровне, таким образом, фиксируются внешние общие характеристики (признаки) реальных предметов и явлений. Что же касается вычленения существенных с точки зрения задачи исследования внутренних признаков, то здесь-то и проявляется феномен научного творчества – предвидение, догадка, озарение, наконец. Далее следует объяснение и обоснование идеи на теоретическом уровне познания.
Теория оперирует
в основном идеализированными объектами,
такими как материальная точка, абсолютно
твердое тело, идеальный газ и
множество других. Такого рода абстракции
совершенно необходимы для построения
математических моделей (ведь современная
теория – это продукт глобальной
математизации науки). Более того,
принцип абстрагирования
По сути дела, любой
эксперимент организуется и проводится
таким образом, чтобы исследовать
тот или иной процесс при возможно
минимальном воздействии
В настоящее время
экспериментальные исследования связаны
с изучением сложных и тонких
процессов, поэтому для их проведения
требуются серьезное
Структура научного познания
Проследим теперь в обобщенном виде стандартную модель построения научного знания, имея в виду, что при структурировании, расчленении на этапы столь сложного процесса не обойтись без элементов абстрагирования его частных особенностей.
Процесс познания начинается с установления посредством наблюдения определенной совокупности фактов. Если в ходе систематизации накопленных фактов обнаруживается некоторая регулярность или устойчивая, повторяющаяся зависимость, то можно считать, что получено первичное эмпирическое обобщение, или найден эмпирический закон.
Как правило, наряду с фактами, укладывающимися в рамки эмпирического закона, обнаруживаются и такие факты, которые не вписываются в обнаруженную регулярность, противоречат ей. На этом этапе неизбежно возникает необходимость выдвижения теоретической гипотезы, которая позволила бы чисто умозрительно, мысленно видоизменить известную (принятую) реальность так, чтобы противоречащие закономерности факты вписались в некую общую схему (модель), которая должна удовлетворять требованию непротиворечивости.
В условиях развитой
современной науки, как правило,
накопление совокупности фактов, потенциально
нуждающихся в новом
Теоретическая гипотеза, как пробное решение по устранению имеющегося противоречия, всесторонне анализируется на предмет ее подтверждения имеющимися эмпирическими данными и теоретическими знаниями.
Далее, при условии такого подтверждения, из гипотезы согласно правилам логики выводятся следствия, допускающие эмпирическую проверку. Эти следствия выводятся как умозрительным путем, так и на основе применения адекватного математического аппарата.
Если тщательная эмпирическая проверка на основе проведения серии специально спланированных экспериментов не подтверждает следствий из гипотезы, то можно считать, что эта гипотеза логически опровергнута. В случае подтверждения следствий из гипотезы в принципе можно говорить о рождении новой теории.
Итак, стандартная
модель построения научного знания «вытягивается»
в такую цепочку: установление и
накопление эмпирических фактов –
первичное эмпирическое обобщение
– обнаружение новых, отклоняющихся
от правила, фактов – выдвижение проблемы
(гипотезы, дающей адекватное объяснение)
– логический (дедуктивный) вывод
из гипотезы эмпирически проверяемых
следствий – опытная проверка
наличия предсказываемых
Надежное подтверждение гипотезы сообщает ей статус теоретического закона. Заметим, что такая модель носит название гипотетико-дедуктивной и принято считать, что именно по такой схеме построена основная часть здания современной науки. Казалось бы, всё очень просто – достаточно действовать согласно приведенной схеме, и научный закон будет открыт, ведь каждый новый элемент знания логически выводим из предыдущих. Однако вот мнение по этому поводу выдающегося ученого-физика Альберта Эйнштейна: «Нет ясного логического пути к научной истине, ее нужно угадать неким интуитивным скачком мышления». Действительно, феномен научного творчества в том и состоит, что на определенном этапе процесса познания дальнейшее продвижение возможно только неординарным образом – ученый, выдвигая удачную гипотезу, предугадывает истину, если угодно, обнаруживает ее мысленным взором и лишь затем строит к ней логический мост в виде доказательства.
Информация о работе Филосовская база и методология естествознания