Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Глобализация информационных процессов, а также современной экономики, насыщенность ее новыми информационно-телекоммуникационными технологиями, информатизация таких жизненно важных сфер деятельности общества, как связь, энергетика, транспорт, системы хранения газа и нефти, финансовая и банковская системы, водоснабжение, оборона и национальная безопасность, открыла не только доселе новые, невиданные, впечатляющие возможности для прогрессивного развития человечества, но и вызвала одновременно ряд качественно новых глобальных угроз.
Введение 3
Что такое кибертерроризм 4
Проявление кибертерроризма и его отличия от терроризма 7
Кто и почему совершает акты кибертеррора 12
. Направления актов кибертерроризма 16
3.2. Воздействие кибертерроризма на международную информационную
безопасность 18
Меры профилактики и борьбы с кибертерроризмом 20
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Содержание:
Введение
3.2. Воздействие кибертерроризма на международную информационную
безопасность
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Глобализация
информационных процессов, а также
современной экономики, насыщенность
ее новыми информационно-
Информационная безопасность является неотъемлемой составляющей концепции национальной безопасности, и чем глубже информатизация охватывает основные сферы жизнедеятельности человека, тем острее становится проблема информационной безопасности. Изменился мир, а вместе с ним и общество, а также характер преступлений. Так, наряду с терроризмом в мировом масштабе в связи с процессами глобализации и интеграции в обществе, переустройством мира грядет и изменение самих угроз, в частности угроза кибертерроризма не понаслышке знакома спецслужбам моих стран. И это угроза совсем не надуманна.
Специалисты по борьбе с международным терроризмом обеспокоены возможностью того, что террористические группировки могут прибегнуть к кибертерроризму во многих странах. Они предупреждают, что компьютеры могут быть использованы для нанесения серьезного удара по критически важным объектам инфраструктуры, что может привести к кровопролитию. Следовательно, терроризм и его проявления плавно перетекают в электронно-цифровую среду, поэтому и характер угроз террористов радикально меняется. Такие действия теперь приобретают новое название — «кибертерроризм», или «компьютерный терроризм».
Определить
понятие «компьютерный
Само понятие «кибертерроризм» образовано слиянием двух слов: «кибер» («киберпространство») и «терроризм». В русскоязычной литературе все чаще встречаются термины «виртуальное пространство», «виртуальный мир», что обозначает моделируемое с помощью компьютера информационное пространство, в котором существуют определенного рода объекты или символьное представление информации — место, в котором действуют компьютерные программы и перемещаются данные.
Исходя из основного понятия терроризма и сочетания его с виртуальным пространством, можно вывести следующее определение. Кибертерроризм — это комплексная акция, выражающаяся в преднамеренной, политически мотивированной атаке на информацию, обрабатываемую компьютером и компьютерными системами, создающей опасность для жизни или здоровья людей либо наступления других тяжких последствий, если такие действия были содеяны с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения, провокации военного конфликта.
Одним из способов кибертерроризма является политически мотивированная атака на информацию. Она заключается в непосредственном управлении социумом с помощью превентивного устрашения. Это проявляется в угрозе насилия, поддержании состояния постоянного страха с целью достижения определенных политических или иных целей, принуждении к определенным действиям, привлечении внимания к личности кибертеррориста или террористической организации, которую он представляет.
Казалось бы, кибертерроризм угрожает в большей мере высокоразвитым в технологическом плане странам, например США. Но это только на первый взгляд. Мы уже могли наблюдать, как интенсивно развивается всемирная сеть Интернет, и какова динамика у компьютерной преступности. Ни в коем случае нельзя умолять его значения и для России.
В США проблема кибертерроризма стоит на одном из первых мест. Многие специалисты в Америке и Европе задают вопрос: как крупномасштабные и скоординированные атаки могли быть выполнены, если спецслужбы США контролируют все информационное пространство с помощью системы «Эшелон», в создании которой принимали участие спецслужбы США, Канады, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии? На эту систему, предназначенную для тотального контроля электронных средств коммуникаций, были затрачены колоссальные средства. Но все безрезультатно.
Несмотря на «эшелонированность», террористы могут скоординировать свою деятельность и удачно провести акт терроризма. Этому может быть несколько объяснений:
Террористы поддерживают свою деятельность другими преступлениями, совершенными через Интернет, например, получают доступ к базам кредитных карт или совершают различные формы прибыльного мошенничества. Информационные технологии также облегчают множество действий террористов и транснациональных преступных групп — от финансирования до создания необходимых документов. С помощью компьютерных технологий организованные преступные группы способны создать подложные документы, удостоверяющие личность, документы, свидетельствующие о ведении какой-либо деятельности, служащей прикрытием для их операций.
Использование
информационных технологий преступниками
и террористами происходило одновременно
с ростом их легального использования
международным сообществом. Возможность
быстрого внедрения новых технологий
в террористические и преступные организации
обусловливается и тем, что современные
преступные организации существуют в
виде сетей, в которых есть ячейки. В отличие
от традиционной мафии с
ее иерархическими корпорациями, медленно
реагирующими на новшества, новые транснациональные
преступные группы обладают колоссальной
гибкостью. Они имеют квалифицированных
технических специалистов в своих структурах
или нанимают их извне.
Терроризм, террористы, террористическая деятельность — эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации и наводят страх и ужас на население. Терроризм противоречит основным положениям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции по правам человека 1950 г. Однако до сих пор ученые спорят по поводу теоретической сущности этого явления. Проблема теоретического осмысления терроризма стоит буквально со времени проявления этого феномена в общественно-политической жизни. Так, по мнению американского политолога А. Кассиса, существует более ста определений терроризма.
Анализ существующих подходов к определению сущности терроризма показывает, что большинство ученых мира видят этот феномен как выражение недовольства существующим социально-политическим положением, нарушающее правовые основы жизнедеятельности и связанное с идеологическим и психологическим самовыражением. При этом каждый из исследователей в соответствии со своей научной приверженностью делает главный акцент на одном из этих оснований. Так, терроризм в качестве особой формы насилия определяется как сознательное и целенаправленное использование кем-либо насилия или угрозы насилия для принуждения политического руководства страны к реализации политических, экономических, религиозных или идеологических целей террористической организации.
Важным фактором природы и мотивации терроризма является то, что акт терроризма предполагает эмоциональное воздействие на общественное мнение, порождает в обществе страх, панические настроения, ведет к потере доверия к власти и в конечном счете вызывает политическую нестабильность. Однако не любой акт терроризма можно классифицировать как политический.
Применение экстремистского насилия может наблюдаться и в криминально-экономическом мире: разборки бандитских группировок, запугивание конкурентов, вооруженное ограбление в целях обогащения и т. д. Ограбление же с использованием методов терроризма, имеющее конечной целью финансирование деятельности какого-либо политического движения, также может рассматриваться как политический терроризм
В научной литературе чаще всего встречается семантический подход к определению терроризма, в частности политическому. Слово «террор» в переводе с латинского языка означает страх, ужас. Исходя из этого, ряд авторов, давая определение политическому терроризму, отмечают его устрашающий характер. Так, П. Уилкинсон считает, что политический терроризм — это умышленная политика использования страха для политических целей, обоснованная философски.
В Федеральном законе от 25 июля 1998г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» дается довольно широкое определение этому общественному феномену: «терроризм — насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений». Однако при таком подходе цели терроризма трактуются многозначно: и как нарушение общественной безопасности, и как оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам. При этом возникают трудности разграничения актов терроризма с хулиганскими действиями, вандализмом, убийством, совершенным общеопасным способом, иными деяниями.
В настоящее время практически для всех стран возросла угроза новой формы терроризма — кибертерроризма. Казалось бы, почему мы не можем квалифицировать действия террористов по существующей статье УК?