Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 00:54, реферат
В этой работе мы познакомимся с учением русского православного священника, богослова, религиозного философа, ученого и поэта Флоренского Павла Александровича (1882-1937) о слове. В реферате будет изложена, в основном, лишь часть его утверждений, связанных со строением слова, многие из которых он изложил в своей книге «У водоразделов мысли» (1917-1926 г.).
Очень интересна трактовка Флоренского самого понятия «слово», выделяемые его составляющие. Во-первых, Павел Александрович утверждает, что слово – это энергия и человеческая, и человечества. Во-вторых, он видит слово как живой организм, выделяя в нем душу и тело, более того, подразделяет тело слова на еще две составляющие. Так же интересен взгляд Флоренского на придаваемое каждому отдельному слову значение, меняющееся каждый раз и зависящее от множества факторов. И наконец, воздействие слова. Целью этой работы будет подробный разбор труда Флоренского, который не получил широкого распространения, поскольку его работы были запрещены советскими властями, отличающиеся от тех, что писали его современники.
Введение………………………………с.3
Что такое слово. Строение слова…...с.4-5
Фонема, морфема и семема………….с.6-9
Воздействие слова…………………...с.10-12
Заключение……………………………с.13
Список использованной литературы…с.14
«1. Произношение неударяемого слога ки есть восходящий звукоряд, имеющий наибольшую задержку в начале.
2. Слог пя, непосредственно предшествующий ударяемому, имеет почти ту же высоту или даже ниже начального слога ки; тон гласного а тут не восходящий, а задержку имеет в конце.
3. В ударяемом слоге ток тон гласного почти все время восходит и понижается лишь на последних вибрациях, а остановка приходится на самой верхней [...]Необходимо говорить о фонеме как о сложной системе звуков даже самой по себе, помимо других элементов слова, являющейся целым музыкальным произведением. Независимо от смысла слова, она сама по себе, подобно музыке, настраивает известным образом душу. Нет нужды, что это музыкальное восприятие бессознательно, тем глубже западает оно в душу, не принявшую мер к самоограждению, тем проникновеннее вибрация души откликается этой музыке. Мы сказали – души в смысле целостности личности, потому что весь организм, раз он воспринимает, вибрирует сообразно слушаемому[…]
Слово кипяток – позднейшее, и чтобы выяснить его корень, необходимо обратиться к лежащему в основе его глаголу кипеть или церковнославянскому кљпћњти. Сокоренными с кљпњти и родственными глаголам славянских языков являются: санскритское kup-jati – приходить в движение, возбуждаться, латинское cup-io горячо желаю, киплю страстью, немецкое hüpfen, hupfen, что значит прыгать, скакать, а также родственные глаголы немецких диалектов, имеющие то же значение). Это сочетание гортанной + о или у + губной имеется с соответственными изменениями и в греческом языке. Несуществующее ныне kub…zw дало начало глаголу kubistЈw, что значит лететь кубарем, кидаться головою вниз, кувыркаться, перекидываться навзничь, прыгать через голову, скакать, танцевать. Отсюда происходит kubist»r или kubistht»r – становящийся на голову, кувыркающийся, фигляр, плясун. Того же корня греческое kЪbh – голова, соответствующее русскому КУПА, т.е. верхушка, например, купы деревьев и купол. Того же корня и слово куб, первоначально означавшее игральную кость, которую подбрасывают вверх, так что она подскакивает. Куб, вопреки геометрическому пониманию этого термина, значит скакун, летящий вверх, прыгун.
Итак, корень кип cup, къ1п, kup, kub (соответствующий санскритскому ( – делать фокусы, фиглярствовать) означает стремительное движение вверх, первоначально относимое к скаканию, к подпрыгиванию. Поэтому кипеть, кљпњти собственно означает прыгать через голову, плясать, скакать. Таково объективное значение слова кипяток. Оно, следовательно, не содержит ни малейшего указания на тепловые ощущения. Кипяток – значит плясун, прыгун, скакун, внезапно и быстро возвышающий голову[…]
Но слово кипяток – не голый корень: оно отлито в грамматическую форму существительного. Этим отмечено, что кипяток – не признак, не состояние и не действие какой-либо вещи или существа, а самая эта вещь, самая субстанция, самое существо. Основной же признак этого существа приписывается ему сказуемым, трояким в соответствии с троякостью сложения самого слова.
Психологическим сказуемым к этому слову будет кипящий, т.е. прыгающий, а психологическою связкою, – вероятно, то мускульное чувство, которое мы испытываем, вскидывая голову для наблюдения за прыгающим существом.»15
Что же касается семем слова «кипяток», то первая из них, конечно же, «вода высокой температуры», но кроме этого Флоренский приводит так же такие примеры переносных значений, как «кипящее море», «водопад кипит», «муравейник кипит», «народ кипит», «он кипит местью» или «все у него кипит». Он указывает как, вобрав в себя новый признак, кроме высокой температуры, слово меняет свою семему.
Кроме того, чем дальше, тем скорее семема вбирает в себя что-то новая, развивается и растет. Так Флоренский прослеживает родословную семемы слова «кипяток»:
«Итак, если оставить в стороне боковые ветви, то генеалогия семемы кипяток такова: скакун, прыгун кипяток получает значение кипуна, т.е. бьющего вверх ключа; затем – всякого изобильного отделения; затем – бурления воды от парообразования; затем – воды горячей, вара; наконец – человека, находящегося в движении и потому внутренне неспокойного, торопящегося, вспыльчивого, горячего: «что за кипяток», «не человек – кипяток».»16.
А значит, произнося любое слово, мы предлагаем его со множеством различных образов и понятий, связывающихся в одно целое.
Заключение
Невозможно не процитировать заключение, написанное самим Флоренским к этому разделу его книги:
«Итак, слово и неподвижно, устойчиво и, наоборот, неопределенно, безгранично, зыблемо, хотя, и зыблясь, оно не оттягивает места своего ядра. Невидимые нити могут протягиваться между словами там, где при грубом учете их значений не может быть никакой связи; от слова тянутся нежные, но цепкие щупальцы, схватывающиеся с таковыми же других слов, и тогда реальности, недоступные школьной речи, оказываются захваченными этою крепкою сетью из почти незримых нитей.»
Подводя итоги всей проделанной работы, можно сказать, что:
Такие выводы были сделаны после знакомства с главой «Строение слова» П.А.Флоренского
Список использованной литературы
1 Толковый словарь русского языка.
2 А.П. Флоренский «У водоразделов мысли», VII ИМЕСЛАВИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА.
3 Антиномично, антиномичность – т.е. парадоксально, парадоксальность.
4 Фонема - абстрактная звуковая единица языка, в разных позициях обнаруживающая свои различительные признаки. (Толковый словарь русского языка и мн.др.)
5 Морфема - минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, постфикс). (Там же).
6 Семема - единица языкового, которая соотносится с морфемой как совокупность компонентов её содержания
7 Трихотомия - разновидность классификации объектов, основанная на последовательном делении целого на три части, не связанные между собой
8 П.Н.Флоренский «У водоразделов мысли» V CТРОЕНИЕ СЛОВА
9 См. там же.
10 Там же
11 Там же
12 А.А.Потебня. Мысль и язык. Глава «Слово как средство апперцепции». См.: А.А.Потебня. Слово и миф
13 П.Н.Флоренский «У водоразделов мысли» V CТРОЕНИЕ СЛОВА
14 «Внешняя форма, тело слова подлежит общеобязательному учету и потому общеобязательной нормировке; но живет оно не для себя, а для своей души. Душу же слова образует объективное его значение, содержащее сколько угодно признаков, имеющее полутона духовной окраски, ассоциативные обертоны: это целый мир смысла, тут свои пропасти и вершины; но сюда нет доступа внешнему учету и извне предъявляемым требованиям. Семема данного слова в моем словоупотреблении может быть удачна или неудачна; но никому не принадлежит указывать или заказывать пути ее формирования. Она бесконечно шире своей морфемы, как последняя – бесконечно шире своей фонемы. Семема способна беспредельно расширяться, изменяя строение соотнесенных в ней духовных элементов, менять свои очертания, вбирать в себя новое, хотя и связанное с прежним содержание, приглушать старое, – одним словом, она живет, как и всякая душа, и жизнь ее – в непрестанном становлении:
Фонема слова есть, следовательно, символ морфемы, как морфема – символ семемы; эта последняя есть цель и смысл морфемы, а морфема – цель и смысл фонемы. Если в фонеме нужно видеть духовную реакцию на впечатления, и, следовательно, процесс, которым осознается ощущение, то морфема есть духовная реакция на уже сознанное ощущение и, следовательно, процесс, которым образуется понятие – представление; наконец, семема, как духовная реакция на последнее, служит образованию идеи. Еще: фонема – впечатление впечатления или ощущение; морфема – ощущение ощущения или представление – понятие; семема же – понятие понятия или идея.» П.А. Флоренский «У водоразделов мысли» V СТРОЕНИЕ СЛОВА
15П.А. Флоренский «У водоразделов мысли» V СТРОЕНИЕ СЛОВА
16П.А. Флоренский «У водоразделов мысли» V СТРОЕНИЕ СЛОВА
Информация о работе Строение слова (по книге Флоренского П.А)