Положение в стране и в прессе после февраля 1917

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой - заключается в определении сущности влияния февральской революции на события, в стране и в прессе после нее.
Исходя из цели, выделим следующие задачи:
Определить сущность влияния февральской революции на положение в стране и в прессе.
Выявить социальные аспекты данных событий.
Разобрать структуру произошедших преобразований в стране и в прессе после февраля 1917 г.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть: Положение в стране и в прессе после февраля 1917 г
3. Пресса России после февральской буржуазно - демократической революции
4. Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
5. Печать после июльских событий
6. Постановление Временного правительства о печати
7. Заключение
8. Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Положение в стране и в прессе после февраля 1917 г.rtf

— 307.02 Кб (Скачать документ)

Все органы буржуазной прессы занимали враждебную позицию по отношению к большевикам и Советам. [2, 13]

Буржуазные партии отстаивали свои позиции на информационном рынке. Господствующее место в буржуазной прессе 1917 г. занимала кадетская печать. Самой популярной в России стала партия конституционных демократов (кадетов), занимавшая самые левые позиции среди буржуазных партий. Она с большим преимуществом победила на выборах в I Государственную думу. Единства среди кадетов не было: одно крыло возглавлял П.Б. Струве, который с декабря 1905 г. издавал еженедельник «Полярная звезда», во главе другого стоял П.Н. Милюков. В качестве центрального органа кадеты издавали газету «Речь», просуществовавшую до октября 1917 г. Газета «Речь», издавалась в Петрограде.

Такие газеты как: «Современное слово», московские «Русские ведомости» многое сделали для того, чтобы партия кадетов, в дни Февральской революции 1917 г. и после ее победы, обрела особую силу, став не монархической, а республиканской.

Ее лидер П. Милюков занял пост министра иностранных дел Временного правительства. В период Февральской буржуазно-демократической революции у конституционных демократов было около 40 изданий, выходивших в различных городах и регионах страны. [2, 17]

Кадетов поддерживала почти вся легальная пресса. «Наша жизнь», «Русь», «Товарищ», «Русские ведомости» и многие другие влиятельные органы периодики разделяли взгляды партии «народной свободы», как себя называли кадеты. На несколько недель, в конце 1905 г., до выхода «Речи» органом кадетов стали «Биржевые ведомости», сменившие название на «Народную свободу», а позже ставшие «Свободным народом». Опытный делец -- издатель «Биржевых ведомостей» С.М. Проппер передал газету П.Н. Милюкову, решив тем самым снискать симпатии подписчиков. Но этот союз профессионального издателя и лидера партии быстро распался. «Кадеты съели всю подписку во мгновение ока, -- жаловался Проппер, -- и стали уже отучать публику, воюя со всеми другими партиями. А у меня правило -- ни с кем не воевать»[8. стр 14].

Кадетские органы печати играли лидирующую роль среди газетных изданий политических партий на территории антибольшевистской России.

Значительная часть кадетских изданий выходила в белой Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Кадеты в период от февраля к октябрю имели в Сибири 36 изданий. [13, 6]

После установления советской власти они были закрыты. Летом 1918 г. они возродились. Практически во всех городах Сибири выходили газеты партии народной свободы. Однако очень немногие кадетские газеты открыто указывали свою партийную принадлежность.

Официальным органом сибирских кадетов была газета «Наша мысль».

Она выходила как печатный орган областного комитета партии народной свободы. Третья конференция сибирских кадетов в августе 1918 г. объявила «Нашу мысль» руководящим партийным изданием всех сибирских комитетов партии.

Но обще сибирской газета не стала. Ее информация касалась только деятельности Томского губернского комитета партии кадетов. Обще сибирским кадетским органом, вокруг которого группировались сибирские либералы, стала газета «Сибирская жизнь» (Томск). Она являлась выразителем наиболее правого направления сибирского областничества. Газета была одним из наиболее информированных изданий. Количество ее сотрудников превышало 200 человек. Собственные корреспонденты этого органа печати имелись не только в крупных городах, но даже и в некоторых волостных центрах. Рупором сибирских кадетов, стоящих на самых правых позициях, являлась газета «Сибирская речь». Газета издавалась омским комитетом партии народной свободы и участвовала в формировании «большой» политики правительств белой Сибири. Газета получала значительные денежные суммы от колчаковских властей. [11, 26]

Кадеты в дополнение к уже имевшимся изданиям стали выпускать журнал “Вестник партии народной свободы” Вестник начал выходить с мая 1917 г..

Они поддерживали политику Временного правительства, считали революцию законченной и видели дальнейший путь развития страны в конституции и ее совершенствовании [8, 56]

Буржуазная пресса, в том числе и кадетская, выступала за продолжение войны и совместные действия с союзниками.

Вторая тенденция была связана с деятельностью печати меньшевиков, эсеров, анархистов - основной части социалистической журналистики.

Она призывала к сотрудничеству с Временным правительством за предотвращение возможных путей наступления на демократические свободы.

Журналистика этих социалистических партий выражала недоверие большевикам, несогласие с их политикой, преследовавшей цель установления диктатуры пролетариата.

Одним из самых многочисленных отрядов партийной газетной периодики являлись издания мелкобуржуазных партий и, прежде всего, меньшевиков и эсеров.

Больше всего эсеровских и меньшевистских газет издавалось на территории белой Сибири в 1918 г. после свержения там советской власти и до колчаковского переворота, когда меньшевики и эсеры были лидирующими политическими силами белого Востока России. Пресса мелкобуржуазных партий была не только самой многочисленной, но и самой противоречивой, отражавшей существование разных направлений и течений в среде мелкобуржуазных политических организаций. Сначала власти не преследовали эсеровские и меньшевистские издания. Позднее печать меньшевиков и эсеров попала в жесткие цензурные рамки и зачастую вынуждена была скрывать свое политическое лицо под маской беспартийности.

Органом Всероссийского комитета эсеров была газета «Голос народа».

В качестве официальных губернских органов партии эсеров издавались: в Иркутске - «Борьба», в Красноярске - «Знамя труда», в Тобольске - «Земля и воля», в Томске - «Наш голос», в Барнауле - «Наш путь», в Омске - «Дело Сибири». Омская газета «Дело Сибири» в 1918 г. выходила под названием: «Дело труда», «Понедельник», «Путь Сибири». Эсеры имели сеть своих газет в городах и уездах. Такими газетами являлись: в Минусинске - «Знамя труда», в Бийске - «Думы Алтая», в Тюмени - «Народовластие», в Енисейске - «Новый путь» и др. На крайне правых позициях стояли эсеровские газеты «Понедельник» (Томск) и «Труд» (Минусинск).

Центральным изданием сибирских меньшевиков считалась газета «Заря», издававшаяся Бюро сибирских организаций РСДРП в Томске.

Решение об издании общепартийной краевой газеты было принято на Всесибирской конференции социал-демократических организаций, состоявшейся во второй половине августа в г. Томске. Органы печати РСДРП издавались также: в Тобольске - «Тобольский рабочий», в Тюмени - «Рабочая жизнь», в Барнауле - «Алтайский луч», в Красноярске - «Дело рабочего», в Иркутске - «Дни» и т.д.

Некоторые из них, как, например, красноярская газета «Дело рабочего» являлись совместными изданиями губернского и городского комитетов партии.Источники финансирования эсеровских и меньшевистских газет составляли членские взносы, средства кооперативов, профсоюзов и земств. Эти издания были менее богатые, чем кадетские. Иногда усилия и средства местных партийных комитетов почти полностью уходили на выпуск органа печати. [11, 29]

Хотелось бы так же подчеркнуть, что одна из особенностей газет небольшевистских политических режимов России заключалась в использовании как новой, так и старой орфографии. При этом переход к новой или наоборот возвращение к старой орфографии сопровождались определенными трудностями. Характеризуя сибирские газеты, А.В. Адрианов подчеркивал: «Мода ли вообще, большевистский ли уклон или просто безоглядное обезьянничанье привело их редакции к этому, я не знаю, но знаю, что введением этой орфографии они создали затруднения не только для типографий, но и, что главное, для читателя, в прямой ему ущерб. Мера целесообразная в смысле увеличения газетного материала - исключение твердого знака, усвоена в 31 газете». [14, 20 ]

Из-за бумажного голода российские газеты того переуда нередко печатались на серой, фиолетовой, кремовой, желтой бумаге. В 1918 г. в Сибири на желтой и цветной бумаге печаталось 45 газет, а на белой 87. Однако были и исключения.

Так, владивостокские газеты почти все печатались на белой бумаге. [14, 21 ]

Третью тенденцию выражала большевистская пресса. Она отстаивала идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, критиковала социалистические партии за их несогласие с платформой большевиков, обвиняла меньшевиков и эсеров в примиренчестве, соглашательстве с Временным правительством.

Социалистические партии вновь стали выпускать большое количество газет. Большевики возобновили выпуск газеты “Правда”.

В Москве стал выходить орган московского комитета большевиков “Социал-демократ”. Были еще газеты “Деревенская беднота”, “Солдатская правда”. В ряде городов - в Киеве, Харькове, Екатеринославе, в Прибалтике и в Закавказье появились 16 большевистских изданий общим тиражом около 300 тысяч экземпляров.

Они критиковали деятельность Временного правительства, другие социалистические партии за соглашательскую позицию и ратовали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Меньшевики создали свой центральный орган “Рабочая газета”, московскую газету “Вперед” и провинциальные издания в Киеве, Ростове. Тифлисе, Баку и других городах. Не отставали от них и эсеры: московская газета “Земля и воля”, киевская “Воля народа”, вологодская “Вольный голос Севера”. Была у них своя политическая и литературная газета “Дело народа”, где публиковались эсеровские лидеры, в том числе и руководитель Временного правительства А.Керенский. Эти издания поддерживали Временное правительство, выражали недоверие большевикам и несогласие с их политикой, не разделяли идею установления диктатуры пролетариата. [9, 56]

Серьезные противоречия возникли между изданиями большевиков и других социалистических партий.

Уже в первом номере возобновившейся «Правды» содержатся категорические требования к Советам и другим демократическим силам не оказывать никакой поддержки Временному правительству, которое продолжает вести войну, не решает назревших социальных проблем, стало на путь завершения революции. Однако в марте, когда на короткое время ведущую роль в газете занял Л. Каменев, в ее позиции произошли серьезные изменения.

Каменев осуществил правку и сокращение присланных Лениным из-за рубежа «Писем из далека», убрав из них места, связанные с отношением к Временному правительству, и опубликовал в «Правде» статьи «Временное правительство и революционная социал-демократия» и «Без тайной дипломатии». В первой из них он заявил о необходимости условной поддержки Временного правительства постольку, поскольку оно борется с реакцией и контрреволюцией. Во второй он одобрял взгляды меньшевиков и эсеров о том, что лозунг «Долой войну!» устарел. Каменев предлагал не прекращать военных действий без согласования с союзниками. Позиция Каменева и «Правды» в мартовские дни 1917 г. была единственной попыткой поиска путей для установления блока большевиков с другими социалистическими партиями.

С возвращением Ленина в Россию в начале апреля 1917 г. «Правда» и другие большевистские издания настойчиво повели линию на непримиримость с позициями всех других социалистических партий. Расхождения были не только в отношениях к Временному правительству, но и во взглядах на мирное перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, передачу всей власти Советам, провозглашенных Лениным в «Апрельских тезисах». Бескомпромиссными оставались большевики и к кризисам Временного правительства, к созданию коалиционного правительства с участием в нем представителей всех социалистических партий.

Несовместимость взглядов социалистической журналистики в вопросах стратегии и тактики революции определила отношение большевистской прессы к буржуазной и, по выражению Ленина, «соглашательской» прессе меньшевиков и эсеров. Сближение позиций этих партий привело к созданию совместных изданий: «Искра», «Голос солдата».

Будучи непримиримым к инакомыслию, Ленин опубликовал в «Правде» несколько статей, отражавших его резко отрицательное отношение к действиям меньшевиков и эсеров и выступлениям их газет.

Так, в апреле 1917 г. появились его статьи «Один из коренных вопросов», «Церетели и классовая борьба» и другие, в которых он заявлял о том, что политика эсеров и меньшевиков представляет собой политику прислужничества буржуазии, а Плеханова и его сторонников называл «социал-шовинистами», обвиняя в отступничестве от идей революции и смыкании с кадетами. Плеханов же, вопреки Ленину, не без оснований утверждал, что пролетариат и крестьянство не готовы к управлению государством, а поэтому не должны брать политическую власть в свои руки. Исключительный интерес в этой связи представляют плехановские публикации в газетах «Единство» и «Наше единство», объединенные затем в цикл «Год на Родине».

Во многом созвучны с утверждениями Плеханова и рассуждения М. Горького в серии статей «Несвоевременные мысли». Первая из них появилась в газете «Новая жизнь» в апреле 1917 г. Статьи-размышления Горького представляют собой своеобразную летопись революции: от Февраля к Октябрю. В «Несвоевременных мыслях» Горький утверждал, что в современных условиях России социалистическая революция преждевременна, гибельна для рабочего класса и передовой интеллигенции. Горький не соглашался с теми, кто путь к возрождению видел в перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую.

В этом споре главным оппонентом М. Горького был В. Ленин. Противоречия в их взглядах не уводили писателя от революции, а, наоборот, вели к более реалистическому пониманию ее задач и возможностей.

Информация о работе Положение в стране и в прессе после февраля 1917