Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:37, реферат
Анилиз памфлета "Похвала глупости" с точки зрения публицистики.
Творчество Эразма Роттердамского оказало немалое влияние на культуру Возрождения. Его можно смело назвать предводителем движения гуманистов – людей, видевших «центр вселенной» не в Боге, а в человеке. В сатире «Похвальное слово Глупости», своем знаменитейшем произведении, Эразм создает яркий образ Глупости, правящей миром. В «Похвальном слове...» Глупость (или Мория) – не только абстрактное понятие, а вполне одушевленный персонаж, со своей биографией и отличительными чертами. Все произведение, за исключением авторского вступления – панегирик («похвальное слово») Глупости самой себе, который она произносит, подобно античным ораторам, с воображаемых трибун. В первой половине своей речи она убедительно доказывает, что все самое лучшее и приятное, что есть в мире – ее заслуга, а во второй рассказывает, как в каких формах она проявляется в разных сословиях. Кроме того, Мория рассказывает читателям (воображаемым слушателям) о себе, о своем происхождении, своих слугах, о своих действиях целях и устремлениях, в результате чего перед нами встает вполне целостный и четкий образ, через который по большей части и выражается авторская идея.
Итак, в «Похвальном слове Глупости» есть как Глупость-персонаж, которая именуется с большой буквы, так и глупость-понятие, она пишется с маленькой буквы и обозначает человеческое качество. Глупость-персонаж является воплощением и распространителем глупости-понятия.
Вначале панегирика Глупость заявляет, что она, как ей и подобает, будет произносить свою речь непринужденной импровизации, «что в голову взбредет». Но не смотря на это, ее «похвальное слово» довольно хорошо структурировано и последовательно. Она снабжает все свои утверждения доводами и аргументами, использует обращения к слушателям, риторические вопросы, использует пословицы, поговорки, цитаты из древних авторов.
Словом, ее речь уподоблена речам античных ораторов, ее структура такова, что этот панегирик легко представить звучащим с трибун перед множеством зрителей. Такое сходство явно не случайно - очень часто для доказательства своей правоты Мория использует ссылки на античную мифологию, историю, труды историков и философом, причем нередко перевирает их.
Итак, кто же такая Глупость? Она родилась на Счастливых островах, где нет ни несчастий, ни болезней, «где не сеют, не пашут, а в житницы собирают», от бога богатства Плутоса, «отец богов и людей», по воле которого случается все – и мирское и священное – в этом мире, и нимфы Неотеты (это имя упоминалось в «Одиссее» как название опьяняющего растения). Увидеть Глупость можно не иначе как в сопровождении свиты, состоящей из одушевленных Лести, Забвения, Мести, Наслаждения, Безумия, Чревоугодия, Разгула, Непробудного сна, а также Опьянения и Невоспитанности, вскормивших ее грудью. С помощью этих слуг она подчиняет и отдает приказы императорам.
Глупость претендует на звание богини, ведь «быть богом – значит помогать смертным». По ее мнению, человечество обязано ей многими дарами, первейший из этих даров: сама жизнь, ведь без ее участия жены не соглашались бы на муки и опасности родов, а мужья пасовали бы перед невзгодами супружеской жизни. Труды самой Венеры пропали бы даром, если бы люди рассуждали мудро. Более того, все, что есть в этой жизни приятного – тоже заслуга Мории: «что останется в жизни, кроме печали, скуки, томления, несносных докук и тягот, если не примешать к ней малую толику наслаждения, иначе говоря, если не сдобрить ее глупостью?» (интересно, что наслаждение здесь приравнивается к глупости). Именно она придет очарование детству и дает утешение в старости, напоив пожилых людей из источника Леты – Забвения, расположенного на Счастливых островах. Причина войн, на которых совершаются все столько восхваляемые и прославляемые подвиги, - все та же Глупость. Она же – «лучшая приправа на пиру», ее заслуга – создание и сохранение государств. Сами боги, даже самые суровые и рассудительные из них, подвержены Глупости не меньше, чем люди. Мория делает возможными любовь и дружбу, так как благодаря ей жены нравятся своим мужьями, а друзья не замечают недостатков друг друга. Она скрашивает все несчастья, напасти и болезни и делает существование людей не только сносным, но и весьма приятным. И кому какое дело до того, что человек выглядит глупо в глазах других, если сам он «рукоплещет себе»?
Таким образом, в первой части Глупость – это сама дарующая жизнь Природа, которую, между прочим, сама ораторша именует «мудрой» в положительном контексте. От нее происходят все страсти, желания, порывы человека – словом все естественное, все, что и составляет реальную, а не выдуманную «мудрецами» «идеальную» жизнь. Именно глупому(то есть обычному) человеку, а не «мудрецу» и «философу» доступны все блага: любовь, семья, дружба, забота о других, общественное признание. В то время как от «совершенного мудреца» нет никакого проку: «Кто не убежит в ужасе от такого существа, не то чудовища, не то привидения, недоступного природным чувствованиям, не знающего ни любви, ни жалости, от которого ничто не ускользает, который никогда не заблуждается, который, подобно зоркому Линкею, все видит насквозь, все тщательно взвешивает, все знает, который одним только собой доволен, один богат, один Здоров, один - царь, один - свободен, коротко говоря, он один - все, но... лишь в собственных своих помышлениях; не печалится он о друге, ибо сам никому не друг, даже богам готов накинуть петлю на шею, и все, что только случается в жизни, он осмеивает и порицает, во всем усматривая безумие». Этот мудрец оторван от реальной жизни, а поэтому не может ни провернуть никакого дела, ни совершить покупку, дурак же вращается в самой гуще событий, и от того приобретает рассудительность, которая столь необходима в жизни, и в которой Глупость отказывает мудрецам.
Глупость Эразма Роттердамского – «синоним подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни, тогда как схоластическая "мудрость" - порождение подлинной глупости» (Л.Е. Пинский. Эразм и его "Похвала Глупости").
После XXXV главы тон и предмет повествования постепенно меняются. Если в начале она восхваляла себя и своих глупцов, которые, однако, не были глупцами в обычном понимании, а только следовали своим естественным желаниям и порывам, то во второй части она рассказывает о людях, которые следуют этим страстям без всякой меры и становятся, в конце концов, просто подлецами и дураками в полном понимании этого слова. Тут вступают в действие прислужники Мории: Лесть, Месть, Безумие, Разгул и другие. Мы вспоминаем о том, что Глупость – дочь богатства и беспечности, зачатая не в законном браке, а на пиру, в порыве вожделения. Она говорит о дворянах, кичащихся собственным происхождением, бездарных поэтах, актера, риторах, грамматиках и философах, тратящих сою жизнь на безделицы и ничего из себя не представляющих, о государях и их льстивых вельможах, о врачах-шарлатанах и купцах, готовых на все ради золота..
Но больше всего достается богословам, занимающимся бессмысленными рассуждениями, монахам, под личиной смирения прячущим многочисленные пороки и высшим церковным чинам, давно позабывшим о своем назначении и мнящим себя святыми.
В этой части голос Глупости максимально сближается с авторским, тон из шутливого и ироничного становится резким и злым, а сама Глупость превращается в обличителя человеческих пороков.
Итак, в «Похвальном слове Глупости» Эразм Роттердамский выводит образ Глупости, которая в первой части является «подлинной мудростью», а во второй – обличительницей собственных служителей. Однако в обоих случаях она, так или иначе, выражает авторскую позицию. В первом случае – необходимости радоваться жизни и наслаждаться ею, а во втором – негативного отношения автора к вышеперечисленным порокам. Все это как нельзя лучше совпадает с гуманистическими идеями, выразителем которых и был Эразм Роттердамский.
Список литературы:
1. Эразм Роттердамский
2. Л.Е. Пинский Эразм
и его «Похвала Глупости», Изд.