Завершающие события Афганской войны: причины и возможные последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:37, реферат

Краткое описание

27 сентября 1996 г. в Афганистане произошло событие, получившее широкий отклик во всем мире, долгое время не сходившее с первых полос газет и сообщений информационных агентств: вооруженные отряды оппозиционного движения «Талибан» вошли в афганскую столицу Кабул, вытеснив оттуда правительственные войска, подчиняющиеся президенту Бурхануддину Раббани. Данная работа представляет собой попытку анализа этого события, в первую очередь его причин и возможных последствий, как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Завершающие события афганской войны.docx

— 37.13 Кб (Скачать документ)

Саудовская Аравия — Иран. Взаимное неприятие вследствие как попыток Ирана «экспортировать» исламскую революцию в арабские страны, вызывающих отчаянное сопротивление со стороны Саудовской Аравии, так и различия исповедуемых типов ислама: суннитское направление Саудовской Аравии — шиитское направление в Иране (в этом отношении Иран оказался в трудной ситуации, т.к. столь желаемая им победа исламской революции в любой арабской стране, кроме Ирака, приведет к тому, что во главе ее станет суннитское большинство соответствующей страны, и тогда шиитское иранское духовенство потеряет большую часть своего влияния в исламском мире).

Индия — Пакистан. Между  этими странами идет давняя непримиримая борьба за влияние в регионе, обостряемая  большим количеством проживающих  в Индии мусульман.

Турция — Иран. Особенно напряженными отношения между Турцией  и Ираном стаи после распада Советского Союза, когда неожиданно для Ирана  наряду с Турцией в непосредственной близости от него появилось пять новых  тюркских государств: Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия и Казахстан. Такое  мощное тюркское окружение, дополняемое  светским государственным строем Турции и ее явным тяготением к США создает непосредственную угрозу Ирану. Несмотря на это, Иран достиг некоторых успехов в укреплении своих позиций в Туркменистане, которые уже сейчас в связи с событиями в Афганистане сильно пошатнулись и могут сойти на нет в случае окончательной победы талибов.

Экономика

Экономический аспект проблемы можно разделить на две большие  части.

  1. В большой степени на развитие конфликта повлияла проблема транспортировки нефти и газа из Центральной Азии, в первую очередь это касается туркменского газа. Существующее в настоящее время положение, когда природные ресурсы идут из Центральной Азии через территорию России, не устраивает как центральноазиатские республики, недовольные большой стоимостью транзита через Россию, так и другие государства, в первую очередь Соединенные Штаты, стремящиеся получить прямой доступ к ресурсам из Центральной Азии минуя Россию и ослабить таким образом влияние России в регионе. Что касается транспортировки газа из Туркменистана, то существует четыре грандиозных проекта газопроводов: первый должен пройти через Кавказ и территорию России и дальше — в Западную Европу; второй — через Иран, Турцию и Болгарию также в Западную Европу; третий — через территории Узбекистана, Казахстана и Китая дойдет до Желтого моря, а дальше танкерами будет доставляться в Японию; и, наконец, четвертый дойдет до Пакистана через территорию Афганистана. Первый путь является неприемлемым для многих стран по уже рассмотренным причинам, т. к. одним из звеньев цепи стран, по которым пройдет газопровод, является Россия, второй путь является совершенно неприемлемым для США из-за участия Ирана, третий проект является очень дорогостоящим. Остается последний проект — через Афганистан, и он в последнее время сильно активизировался во многом благодаря наступлению талибов. В этой связи любопытно заметить, что первый благожелательный отклик из США после захвата Кабула талибы получили от г-на Криса Таггарда, вице-президента американской компании Unocal International Energy, занимающейся строительством газопровода из Туркменистана в Пакистан через территорию Афганистана, который назвал приход к власти талибов «весьма позитивным» событием и призвал США признать новые власти. Здесь же можно упомянуть и о причине упоминавшегося ранее смягчения позиции Узбекистана в отношении талибов. Такой причиной стало предложение Пакистана связать узбекский город Термез с пакистанским Карачи посредством железной дороги, которая будет проведена через территорию Афганистана. Вследствие этого Узбекистан получит выход к крупнейшему порту Аравийского моря, что сулит ему немалые выгоды. Таким образом, и тут видна игра связки США — Пакистан.
  2. Другая сторона экономического аспекта связана с тем, что с началом войны в Афганистане основной центр наркобизнеса переместился из Юго-Восточной Азии в т. н. треугольник исламского «Золотого полумесяца» (Иран, Афганистан, Пакистан). По словам заместителя военного атташе Афганистана г-на Ахмада Зия, движение «Талибан» — это чистейший продукт дельцов международного наркокартеля «Золотой полумесяц», которым умело воспользовались пакистанские власти и стоящие за ними их американские друзья». Установление твердой власти талибов в стране, наведение в ней порядка позволит руководителям наркокартелей взять под свой контроль этот самый выгодный бизнес в мире, что было невозможно сделать во время многолетней войны в Афганистане и раздела страны на противостоящие и борющиеся за власть этнические группировки (пуштуны, узбеки, таджики, хазарейцы и др.).

Идеология

Наконец, необходимо рассмотреть  также идеологический подтекст последних  событий в Афганистане. На первый план здесь выходит конфликт между США как государством-представителем европейской цивилизации в широком смысле этого слова и даже теперь больше — североамериканской цивилизации, в последнее время подавляющей собственно европейскую, и Ираном как страной, пытающейся найти путь развития, отличный от западного, и направить по нему другие страны. По словам все того же г-на Ахмада Зия, главная задача США в свете их участия в последних событиях в Афганистане состоит в том, чтобы «создать своему заклятому врагу Ирану непредсказуемого и вооруженного до зубов соседа, который бы всегда напоминал об американском присутствии в этом регионе». Для понимания сути этого конфликта нужно учитывать, что Иран в современном устройстве мира занимает по отношению к США то же место, что в свое время занимал Советский Союз. По словам английского историка А. Тойнби, в XVI в. ислам вызывал в сердцах западноевропейцев такую же истерию, какую коммунизм вызывает в XX в., и в основном по тем же причинам. С учетом событий последних лет, к этому можно добавить, что на рубеже XX и XXI вв., после краха коммунизма в СССР и краха самого СССР, ислам снова занял это место, главным образом в лице Ирана. В настоящее время ислам в его крайних, фундаменталистских формах по эмоциональному накалу, по его антигосударственности и в более широком смысле — вообще антиинституционализму можно сравнить с ранним христианством, которое сыграло не последнюю роль в падении некогда могущественной Римской империи. В этом — главная опасность не только для США, но и для всей западной цивилизации. Продолжая вышеупомянутую цитату А. Тойнби, «ислам — движение антизападное... он оттачивал клинок Духа, против которого бессильно материальное оружие». И далее о западной цивилизации — из высказывания председателя «Исламского комитета» Гейдара Джемаля: ислам призван пошатнуть «ощущение тупого благополучия, заставить обывателя вспомнить о Боге...» (доказательство проникновения таких теорий в российскую политику — связь между исламским фундаменталистом Гейдаром Джемалем и бывшим секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем).

Если говорить о возможных  последствиях того, что сейчас происходит в Афганистане, то, исходя из всего  вышесказанного, можно предположить, что для России дальнейшее развитие событий будет означать либо потерю ей своего влияния в регионе вследствие усиления Соединенных Штатов в случае победы талибов, либо замораживание потенциально взрывоопасной ситуации в непосредственной близости от российских границ еще на какой-то промежуток времени в случае их неудачи, причем о выгодах для России речи вообще не идет. Потенциальную опасность для России представляет и возможное развитие событий в странах ближнего зарубежья: захват талибами северного Афганистана, вплотную примыкающего к центральноазиатским республикам СНГ, грозит вылиться в последних, прежде всего в Узбекистане, мощным взрывом исламского фундаментализма и радикализма (многолетнее подавление в Узбекистане исламских движений, запрет исламских партий и гонения на духовенство грозят повториться февралем 1993 г., но в гораздо больших масштабах). Еще более печальными будут последствия при таком развитии событий для самих республик Центральной Азии, и здесь им не помогут деньги, вырученные за нефть и газ. Ослабнет также положение Ирана и Индии, которые потеряют многие рычаги влияния в регионе.

С другой стороны, произойдет значительное усиление Турции, которая  будет продолжать усиливать свое влияние в центральноазиатских республиках СНГ, в том числе, возможно, укрепит свои позиции в Туркменистане и Таджикистане, традиционно тяготеющих к Ирану.

В отношении Пакистана  и США можно сказать, что наряду с очевидными преимуществами, предоставляемыми победой талибов, что приведет к  усилению этих стран на мировой политической арене, можно для них усмотреть  и возможные негативные последствия  в случае выхода движения «Талибан»  из-под их контроля. Для США это  будет означать откат назад, потерю влияния, а для Пакистана может  кончиться еще хуже. Не случайно, когда Пакистан создавал оппозиционное  движение в 1983 г. — Эттехадийе самте шамал (Союз севера), — он ориентировался на узбекскую часть населения Афганистана и использовал пантюркистские идеи. Теперь же есть опасность, что, освободившись от пакистанского влияния, талибы дадут волю своему пуштунскому национализму и снова поднимут вопрос о «великом Пуштунистане», т. е. о присоединении к Афганистану зоны свободных племен в Северо-Западной Пограничной провинции Пакистана и пакистанском Белуджистане. В Пакистане прекрасно понимают эту проблему: если Бабар поддерживает талибов, то пакистанская разведслужба ISI — Гульбеддина Хекматиара, считая талибов слишком опасными.

Что касается возможных долговременных последствий, то ситуация противостояния между США и Ираном вполне вписывается  в концепцию т. н. «цивилизационного  подхода», который разрабатывался еще  А. Тойнби и в последнее время  вновь введен в научную полемику работами С. Хантингтона. С этой точки зрения частная проблема конфликта между двумя странами превращается в глобальную проблему противостояния между западной и исламской цивилизациями. В этом отношении политическая игра США может обернуться для них довольно плачевно в отдаленной перспективе, когда, по словам Хантингтона, возрождение религии создаст основу для идентификации и сопричастности с общностью, выходящей за рамки национальных границ — для объединения цивилизаций, и США, возможно, придется столкнуться и с Ираном, и с Пакистаном, и с созданным ими движением «Талибан», — короче, со всем исламским миром.  

 

Библиографический список

1. История Афганистана  с древнейших времен до наших  дней./ Отв. ред. Ю. В. Ганковский. — М., 1982.

2. Жданов Н. В., Игнатенко  А. А. Ислам на пороге XXI века. — М., 1989.

3. Корниенко Г. М. Как  принималось решение о вводе  советских войск в Афганистан  и их выводе./ Новая и новейшая  история, № 3,1993.

4. Вестад О. А. Накануне ввода советских войск в Афганистан./ Новая и новейшая история, № 2,1994.

5. Меримский В. А. Война в Афганистане. Записки участника./ Новая и новейшая история, № 3,1995.

6. Документы советского  руководства о положении в  Афганистане./ Новая и новейшая  история, № 3,1996.

7. Кузьмин О. Не столь  таинственные талибы./ Азия и Африка  сегодня, № 2,1996.

8. Давыдов А. Талибы  стремятся к власти./ Азия и  Африка сегодня, № 7,1996 г.

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? / Полис, № 1,1994.

10. Пономарев В. А. Ислам  в Узбекистане, 1989 — 1995./ Полис,  № 2,1996.

11. Пивоваров С. Талибский  орнамент на исламском ковре./ Итоги, 8 октября, 1996.

12. Тойнби А. Цивилизация  перед судом истории. — Спб., 1996.


Информация о работе Завершающие события Афганской войны: причины и возможные последствия