Зарождение промышленности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 21:11, лекция

Краткое описание

В XVII в. в России происходила «вялотекущая» вестернизация вооруженных сил и быта. Когда на рубеже XVII–XVIII вв. были созданы регулярные военно-морской флот и сухопутная армия, государство организовало для обслуживания первый военно-промышленный комплекс, состоящий из ряда мануфактур (судостроение, выработка парусины, металлургия и металлообработка и пр.). В армии и на флоте служили рекруты, сданные сельскими общинами и помещиками крепостные парни, а на предприятиях работали приписанные или крепостные (посессионные) рабочие. Иными словами, вестернизация происходила в несвободной социальной среде.

Прикрепленные файлы: 1 файл

4.docx

— 50.14 Кб (Скачать документ)

Однако главная причина носила не столько экономический характер – именно Южная Франция в основном служила театром военных действий.

Феодальная экономика Англии

Первая особенность феодальной экономики этой страны состояла в большей централизации управления, чем во Франции. Причиной этому было завоевание (1066 г.) страны собранными со всей Франции феодалами под руководством герцогов Нормандии, занявших английский престол. В отличие от континентальных феодалов владельцы английских поместий были вассалами не крупных феодалов – графов и герцогов, а непосредственно короля. Другая особенность касалась технологической базы английского поместья. Там процветало овцеводство, производилось большое количество сырой шерсти благодаря приморской экологии. Шерсть служила важным промышленным сырьем и улучшала быт английских крестьян (матрасы, одежда и пр.). Спрос на сырую шерсть предъявляли города Фландрии (современная Бельгия) – главного центра производства шерстяных тканей в средневековой Европе. Английские короли всячески мешали попыткам королей Франции распространить на Фландрию свою власть (в этом в основном и заключаются причины начала Столетней англо-французской войны).

Торговля шерстью, которую вели не только феодалы, но и крестьяне, подрывала крепостное хозяйство: к концу XIII в. натуральные оброки и барщина все более заменяются денежной рентой, а труд крепостных – наемным трудом. Мелкие и средние феодалы стали превращаться в крупных сельских хозяев, центр интересов которых находился не в войне, а в вывозе шерсти. Задержала этот процесс феодальная реакция в середине XIV в.: после чумы, унесшей не менее трети населения Англии, владельцы моноров (лорды) стали возвращаться к барщине, желая закрепить за собой рабочие руки. После восстания в английской деревне наступает почти полная коммутация, а затем и выкуп крестьянами феодальных повинностей. В XV в. практически все английские крестьяне стали свободными: копигольдерами, обязанными платить за свои земельные наделы денежную ренту, или фригольдерами – полностью свободными держателями земли.

В XV в. возникает новое дворянство – джентри, которые ведут свое хозяйство исключительно на наемном труде. Хотя для английского крестьянина феодальная зависимость уже была позади, оставалась опасность, что при росте спроса на шерсть, джентри, чтобы расширить пастбища, предъявят свои права на земли копигольдеров. Это случилось в XVI в.

 

Феодальная экономика Германии

Для феодальной экономики Германии характерно:

1) более позднее становление феодальной системы хозяйства, чем в Англии и Франции;

2) в ее состав входили славянские, французские, итальянские регионы, которые не являлись национальным комплексом;

3) отдельные части страны были экономически друг от друга оторваны;

4) единое государство так и не сложилось;

5) захват земель западных славян, живущих по реке Лаба (Эльба), движение немецких феодалов на Восток, дало значительное приращение посевных площадей.

Восточнее Альбы развернулась внутренняя крестьянская колонизация территорий (при минимальной зависимости от феодалов на льготных условиях).

Но в XV в. начался массовый вывоз хлеба в Голландию и Англию через балтийские порты. И феодалы Восточной Германии смогли взять это в свои руки. Они провели полное закрепощение крестьян (льготных колонистов), создали господские запашки, новых крепостных согнав с земли и переведя их на барщину. В XVI в. это явление приобрело массовый характер.

Крепостничество позднее, связанное с дальним вывозом господского хлеба, утвердилось в целом ряде стран Восточной Европы. Символом позднего феодализма стало понятие «земля за Эльбой».

Резкое ухудшение юридического и материального положения коснулось крестьян всей страны, что вызвало Великую крестьянскую войну в 1525 г. – восстание всего германского народа. Во всей Германии воцарились самые жесткие формы крепостничества, после подавления великого восстания.

Феодальная экономика России

В России становление феодальной экономики произошло значительно позже.

В Московском государстве служилое войско появилось только в XV в. и состояло из помещиков (дворян), которые владели поместьем и являлись на службу каждое лето, пока служили за свой счет – вооруженными, конными и с подсобным персоналом, а по осени распускались по домам.

После смерти служилого человека поместье передавалось его сыновьям. В стране сложилась поместная система: по Соборному уложению 1649 г. бессрочно крестьяне прикреплялись к поместьям, на территории которых и проживали. Русские крестьяне, таким образом, стали крепостными в тот момент, когда в Западной Европе их коллеги уже были в основном свободными. Сложилась социально-экономическая отсталость страны, которая на всем протяжении своей истории стала догоняющей цивилизацией. Вестернизация – погоня за Западом – принимала размытые формы, но чем ее темпы были выше, тем это было мучительнее для страны и ее народа.

В XV–XVI вв. основным видом вооруженных сил на Руси стала дворянская конница, силами которой московское княжество решило ряд важнейших геополитических задач – собрание всех русских земель, освобождение от татаро-монгольского ига, создание российской колониальной империи в Евразии – завоевание и колонизация Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, присоединение народов Поволжья, овладение Волгой на всем ее протяжении, колонизация Черноземного Центра и т. д.

За все это заплачено ценой крестьянской свободы. Без регулярной массовой, хорошо вооруженной армии решить геополитические проблемы на Западе (выход к морю через Балтию) силами дворянского конного ополчения оказалось невозможным. На базе феодальной крепостной экономики такая армия была создана в самом начале XVIII в.

Феодальная экономика Японии

Экономике феодальной Японии были свойственны следующие особенности:

1) отсутствие крепостного права ввиду бесчисленности феодалов (самураи в середине XIX в. составляли 6,7 % населения) и отсутствия доменов;

2) использование натурального (рисового) оброка, а не отработочной ренты;

3) потомственное пользование крестьянами земли, принадлежащей феодалу;

4) абсолютная автаркия (замкнутое национальное и региональное хозяйство, обособленное от экономики других стран и других регионов страны).

В 1854 г. США, грозя Японии военной силой, добились подписания с ней договора, разрешавшего американцам поставлять на японский рынок товары, используя для этих целей два японских порта. Это явилось ядром американской экспансии, которая завершилась вытеснением продукции с внутреннего рынка японских ремесленников, превращением страны в полуколонию, ставшую сырьевым дополнением не только США, но и России Англии, и Франции, подписавшими с Японией договоры, подобные американо-японскому. Результатом этих видоизменений стало нарастание классовой борьбы, завершившейся гражданской войной, а также последовавшими после нее буржуазными преобразованиями.

 

 Экономика феодального города

В Европе произошла глубокая аграризация жизни после крушения Римской империи.

Города опустели или превратились в деревни, а ремесло присоединилось к сельскому хозяйству. Известный избыток продуктов в деревне создавался благодаря продуктивности сельского хозяйства, следовательно, возникала возможность выделения группы людей, которые занимались исключительно ремесленной деятельностью и обменивались своей продукцией на продукты сельского хозяйства.

Кроме того, повысился спрос на ремесленные изделия. Постепенно объем, технический уровень и отраслевая специализация ремесленного производства перестали соответствовать его положению придатка к сельскому хозяйству. Поместные, сельские ремесленники превращались в профессионалов и стали работать на все более широкий заказ.

Для этого уже границы феодального поместья были тесны. Оптимальное место для производственной деятельности должно было обеспечивать беспрепятственную встречу заказчиков и покупателей с исполнителем заказов, а также водоснабжение. Недаром все крупные города стоят на озерах и реках, а их названия содержат слово «мост» (Понтуаз, Кембридж, Брюгге и др.), «крепость» (Ланкастер, Манчестер, Страсбург и др.). Обычно новые города возникали там, где были мосты и стены.

Рынок обеспечивал городу экономическое управление феодальной деревней: он устанавливал цены, по которым происходил товарообмен.

Феодальное поместье было вынуждено приспосабливаться к городскому рынку.

Основная отрасль городской экономики – ремесло – получила внеэкономическую цеховую организацию.

Ремесленное производство того или иного города, как правило, удовлетворяло спрос местного рынка на большинство промышленных товаров, однако некоторые производства получили общеевропейское значение.

Это производство шерстяных тканей (Северная Италия, Фландрия), морских судов (Средиземноморские порты), цветного стекла (Венеция) и металлообработки, главным образом выпуск оружия (Золингер, Милан и др.).

Превращение США в первую индустриальную страну в мире

В конце XIX – начале XX вв. база быстрого индустриального роста США (обеспечение полной свободы экономической деятельности в результате гражданской войны, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.) была дополнена огромным притоком рабочей силы.

Перед Первой мировой войной 2/3 валового национального продукта США принадлежали промышленности и строительству (в основном железнодорожному). К XX в. уже были построены четыре трансконтинентальные железнодорожные линии. В самой структуре промышленного производства, сдвиги, прежде всего, проявились в более высоких темпах развития тяжелой промышленности. В начале XX в. в Америке – впервые в истории мирового экономического развития – было достигнуто превышение удельного веса тяжелой промышленности в общей промышленной продукции (другие страны достигли этого только перед Второй мировой войной). Но и структура тяжелой промышленности изменилась довольно серьезно – появились и стали быстро развиваться вызванные к жизни научно-техническим прогрессом новые отрасли – автомобильная, нефтяная, алюминиевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые. С распространением электричества осветительная функция керосина очень существенно сократилась, однако спрос на нефтепродукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой компенсировали упадок производства керосина. Причина состояла в быстром росте автомобилестроения: в 1902 г., когда на американских дорогах ходило только 23 тыс. автомобилей, продажа бензина составила всего около 6 млн баррелей (1 баррель – 0,11 т). А уже в 1912 г., когда американский автопарк превысил 1 млн машин, спрос на бензин составил 20,3 млн баррелей, еще через 2 года бензина в стране было продано больше, чем керосина. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, изменил не только жизнь американского населения, сделав его исключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой (инфраструктурой автопарка) ведущее место (независимо от того, где добывается и откуда поступает сырая нефть).

Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего – поточного метода – производство движется от сырья до готового изделия, нигде не поворачивая назад. При этом особую роль играет сборка узлов и агрегатов на конвейере.

Наиболее типичной формой монополизации в США стало трестирование предприятий, приносящее ощутимые выгоды. Благодаря монопольному положению в нефтяной промышленности, доходы «Стандарт ойл» за первые 20 лет существования увеличились с 8 до 57,5 млн долларов. В 1880—1890-е гг. появились крупнейшие тресты в электротехнической, свинцовой текстильной, резиновой, кожевенной. А так же табачной, сахарной и других отраслях промышленности, на транспорте и связи. Особенно важным объединением стал созданный Дж. Морганом в 1901 г. «Стальной трест», монополизировавший 43 % производства чугуна и 66 % производства стали в США. В начале XX в. в США насчитывалось более 800 трестов, объединивших свыше 5 тыс. предприятий с капиталом свыше 7 млрд долларов.

Наибольшее значение получили две финансово-промышленные группы: Моргана и Рокфеллера. Первая, сложившаяся методом банковских инвестиций в промышленность, контролировала «Стальной трест», «Дженерал Электрик», объединения сельхозмашиностроения «Интернейшнл Карвестер», «Американскую телеграфную и телефонную компанию» и т. д. По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным. Естественно, монополии оказывали бешеное сопротивление, нередко судебным преследованием вместо трестов подвергались рабочие объединения – профсоюзы. Тем не менее, ряд особо крупных монополий, в том числе «Стандарт ойл» был вынужден разделиться на несколько более мелких объединений.

Германия – вторая промышленная держава мира

Важнейшим фактором хозяйственного подъема явилось завершение государственного объединения всей страны путем образования Германской империи под эгидой Пруссии. Вместо феодально-раздробленной страны возникла великая держава с более чем 40-миллионным населением. Этому предшествовала победа во франко-прусской войне 1870 г. и последующее ограбление Франции: аннексия Эльзаса и Лотарингии – большого железорудного бассейна. А также контрибуция в 5 млрд франков. Соединение железной руды Эльзаса и Лотарингии с углем Рейнской области позволило создать мощную топливно-металлургическую базу германской промышленности, а французские миллиарды стали важным источником инвестиций в промышленность.

Немалую роль играли государственные заказы на вооружение. К росту тяжелой промышленности вело и интенсивное железнодорожное строительство (протяженность железнодорожной сети за 1870–1910 гг. увеличилась более чем в 33 раза).

Информация о работе Зарождение промышленности в России