Ядерное оружие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 11:03, реферат

Краткое описание

Я́дерное ору́жие (или а́томное ору́жие)— совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления; относится к оружию массового поражения наряду с биологическим и химическим оружием. Ядерный боеприпас — оружие взрывного действия, основанное на использовании ядерной энергии, высвобождающейся при цепной ядерной реакции деления тяжёлых ядер или термоядерной реакции синтеза лёгких ядер.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ядерное оружие.docx

— 846.50 Кб (Скачать документ)


Руководство США решило, что  пришло время несколько скорректировать  военно-техническую сторону своей  военной доктрины. Используя испытанный тезис о <советской ракетной угрозе> и <отставании США>, оно легко  добилось выделения финансовых средств  на новые стратегические вооружения. С 1970 года началось развертывание МБР <Минитмен-3> и БРПЛ <Посейдон-С3> с РГЧ типа <МИРВ>. В тоже время устаревшие <Минитмен-1В> и <Поларисы> снимались с боевого дежурства.

         В 1971 году официально принимается стратегия <реалистического устрашения>. В основе ее была заложена идея ядерного превосходства над СССР. Авторы стратегии учитывали наступающее равенство в количестве стратегических носителей между США и СССР. К тому времени без учета ядерных сил Англии и Франции сложился следующий баланс стратегических вооружений. По МБР наземного базирования - у США 1054 против 1300 у Советского Союза, по числу БРПЛ - 656 против 300 и по стратегическим бомбардировщикам - 550 против 145 соответственно. Новая стратегия в области развития СНВ предусматривала резкое наращивание количества ядерных боевых блоков на баллистических ракетах при одновременном улучшении их тактико-технических характеристик, что должно было обеспечить качественное превосходство над СЯС Советского Союза.

        Совершенствование стратегических наступательных сил нашло свое отражение в очередном плане - СИОП-4, принятом в 1971 году. Он был разработан с учетом взаимодействия всех компонентов ядерной триады и предусматривал поражение 16 тысяч целей.

Но под давлением мировой  общественности руководство США  вынуждено было пойти на переговоры по вопросам ядерного разоружения. Методы ведения таких переговоров регламентировала концепция <ведения переговоров  с позиции силы> - составная часть  стратегии <реалистического устрашения>. В 1972 году был заключен Договор между  США и СССР об ограничении систем ПРО и Временное соглашение о  некоторых мерах в области  ограничения СНВ (ОСВ-1). Однако, наращивание стратегического ядерного потенциала противостоящих политических систем продолжалось.

        К середине 70-х годов было завершено развертывание ракетных систем <Минитмен-3> и <Посейдон>. Все ПЛАРБ типа <Лафайет>, оснащенные новыми ракетами, прошли модернизацию. Тяжелые бомбардировщики получили на вооружение ядерные УР SRAM. Все это привело к резкому возрастанию ядерного арсенала, закрепленного за стратегическими носителями. Так за пять лет с 1970 по 1975 год количество боевых блоков возросло с 5102 до 8500 штук. Полным ходом велось совершенствование системы боевого управления стратегическими вооружениями, что позволило реализовать принцип быстрого переприцеливания боевых блоков на новые цели. Чтобы полностью пересчитать и заменить полетное задание для одной ракеты теперь требовалось всего несколько десятков минут, а всю группировку МБР СНС можно было переприцелить за 10 часов. К концу 1979 года эта система была внедрена на всех пусковых установках межконтинентальных ракет и пунктах управления пуском. Одновременно повышалась защищенность шахтных пусковых установок МБР <Минитмен>.

Качественное улучшение  СНВ США позволило перейти  от концепции <гарантированного уничтожения> к концепции <выбора целей>, предусматривавшей  многовариантные действия - от ограниченного  ядерного удара несколькими ракетами до массированного удара по всему  комплексу намеченных объектов поражения. Был составлен и утвержден  в 1975 году план СИОП-5, предусматривавший  нанесение ударов по военным, административным и экономическим объектам Советского Союза и стран Варшавского  договора общим числом до 25 тысяч.

Основной формой применения американских СНВ считался внезапный  массированный ядерный удар всеми  боеготовыми МБР и БРПЛ, а также  некоторым количеством тяжелых  бомбардировщиков. К этому времени  БРПЛ стали ведущими в ядерной  триаде США. Если до 1970 года большая  часть ядерных зарядов числилась  за стратегической авиацией, то в 1975 году на 656 ракетах морского базирования  было установлено 4536 боевых блока (на 1054 МБР - 2154 заряда, а на тяжелых бомбардировщиках - 1800). Изменились и взгляды на их применение. Кроме нанесения ударов по городам, учитывая малое подлетное  время (12 - 18 минут), ракеты подводных  лодок могли применяться для  поражения стартующих советских  МБР на активном участке траектории или непосредственно в пусковых установках, воспрепятствования их старта до подлета американских МБР. На последние  возлагалась задача поражения высокозащищенных целей и прежде всего ШПУ и  командных пунктов ракетных частей РВСН. Таким образом мог быть сорван или значительно ослаблен советский ответно-встречный ядерный удар по территории США. Тяжелые бомбардировщики планировалось применять для поражения сохранившихся или вновь выявленных целей.

        Со второй половины 70-х годов начинается трансформация взглядов американского политического руководства на перспективы ядерной войны. Учитывая мнение большинства ученых о гибельности для США даже ответного советского ядерного удара, оно решило принять теорию ограниченной ядерной войны для одного ТВД, а конкретно, Европейского. Для ее осуществления были необходимы новые ядерные вооружения.

       Администрация президента Дж. Картера выделила средства на разработку и производство высокоэффективной стратегической системы морского базирования <Трайдент>. Реализацию данного проекта предусматривалось осуществить в два этапа. На первом планировалось перевооружить 12 ПЛАРБ типа <Дж. Мэдисон> ракетами <Трайдент-С4>, а также построить и ввести в строй 8 ПЛАРБ нового поколения типа <Огайо> с 24 такими же ракетами. На втором этапе предполагалось построить еще 14 ПЛАРБ и вооружить все лодки этого проекта новой БРПЛ <Трайдент-D5> с более высокими тактико-техническими характеристиками.

         В 1979 году президент Дж. Картер принимает решение о полномасштабном производстве межконтинентальной баллистической ракеты <Пискипер> (<МХ>), которая по своим характеристикам должна была превзойти все существовавшие советские МБР. Ее разработка велась с середины 70-х годов наряду с БРСД <Першинг-2> и новым видом стратегических вооружений - крылатыми ракетами большой дальности наземного и воздушного базирования.

С приходом к власти администрации  президента Р. Рейгана на свет появилась <доктрина неоглобализма>, отражавшая новые взгляды военно-политического  руководства США на пути достижения мирового господства. Она предусматривала  широкий комплекс мероприятий (политических, экономических, идеологических, военных) по <отбрасыванию коммунизма>, прямое использование военной силы против тех стран, где США усматривают  наличие угрозы своим <жизненно важным интересам>. Естественно была скорректирована  и военно-техническая сторона  доктрины. Основу ее на 80-е годы составила стратегия <прямого противоборства> с СССР в глобальном и региональном масштабах, направленная на достижение <полного и неоспоримого военного превосходства США>.

          Вскоре в Пентагоне были разработаны <Директивные указания по строительству вооруженных сил США> на ближайшие годы. В них, в частности, определялось, что в ядерной войне <США должны одержать верх и иметь возможность принудить СССР в короткие сроки прекратить военные действия на условиях США>. Военными планами предусматривалось ведение как всеобщей, так и ограниченной ядерной войны в рамках одного ТВД. Кроме того, ставилась задача быть готовыми вести эффективную войну из космоса.

На основании этих положений  были разработаны концепции развития СНС. Концепция <стратегической достаточности> требовала иметь такой боевой состав стратегических носителей и  ядерных боевых блоков к ним, чтобы  обеспечить <устрашение> Советского Союза>. Концепция <активного противодействия> предусматривала пути обеспечения гибкости применения стратегических наступательных сил в любой обстановке - от одиночного применения ядерного оружия до использования всего ядерного арсенала.

           В марте 1980 года президент утверждает план СИОП-5Д. Планом предусматривалось нанесение трех вариантов ядерных ударов: превентивного, ответно-встречного и ответного. Количество объектов поражения составило 40 тысяч, куда вошли 900 городов с населением свыше 250 тысяч в каждом, 15 тысяч промышленных и экономических объектов, 3500 военных целей на территории СССР, стран Варшавского договора, КНР, Вьетнама и Кубы.

      В начале октября 1981 года президент Рейган объявил свою <стратегическую программу> на 80-е годы, содержавшую установки на дальнейшее наращивание стратегического ядерного потенциала. На шести заседаниях комитета по военным вопросам конгресса США состоялись последние слушания по этой программе. На них были приглашены представители президента, Министерства обороны, ведущие ученые в области вооружений. В результате всесторонних обсуждений всех структурных элементов программа наращивания стратегических вооружений была одобрена. В соответствии с ней, начиная с 1983 года, в качестве ядерных средств передового базирования были развернуты в Европе 108 пусковых установок БРСД <Першинг-2>, 464 крылатые ракеты наземного базирования BGM-109G.

       Во второй половине 80-х годов была разработана еще одна концепция -<существенной эквивалентности>. В ней определялось, как в условиях сокращения и ликвидации одних типов СНВ за счет улучшения боевых характеристик других обеспечить качественное превосходство над СЯС СССР.

       С 1985 года началось развертывание 50 МБР <МХ> шахтного базирования (еще 50 ракет этого типа в мобильном варианте планировалось поставить на боевое дежурство в начале 90-х годов) и 100 тяжелых бомбардировщиков В-1В. Полным ходом велось производство крылатых ракет воздушного базирования BGM-86 для оснащения 180 бомбардировщиков В-52. На 350 МБР <Минитмен-3> устанавливалась новая РГЧ с более мощными боевыми блоками, одновременно модернизировалась система управления.

         Интересная ситуация сложилась после размещения на территории Западной Германии ракет <Першинг-2>. Формально эта группировка не входила в состав СНС США и являлась ядерным средством верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (эту должность всегда занимали представители США). Официальной версией, для мировой общественности, ее развертывание в Европе была реакция на появление у Советского Союза ракет РСД-10 (SS-20) и необходимости довооружения НАТО перед лицом ракетной угрозы с Востока. На самом деле причина была конечно же другая, что и подтвердил верховный главнокомандующий объединенных вооруженных сил НАТО в Европе генерал Б. Роджерс. Он в 1983 году в одном из своих выступлений сказал: <Большинство людей полагают, что мы предпринимаем модернизацию своего оружия из-за ракет SS-20. Мы осуществили бы модернизацию и в том случае, если бы ракет SS-20 не было>.

      Главное предназначение <Першингов> (учтенных в плане <СИОП>) было нанесение <обезглавливающего удара> по командным пунктам стратегических формирований Вооруженных сил СССР и РВСН в Восточной Европе, что должно было сорвать осуществление советского ответного удара. Для этого они обладали всеми необходимыми тактико-техническими характеристиками: малым временем подлета (8-10 минут), высокой точностью стрельбы и ядерным зарядом, способным поражать высокозащищенные цели. Таким образом, становилось ясно, что они предназначались для решения стратегических наступательных задач.

Опасным оружием стали  крылатые ракеты наземного базирования, также считавшиеся ядерным средством  НАТО. Но применение их предусматривалось  в соответствии с планом <СИОП>. Главное их достоинство заключалось  в высокой точности стрельбы (до 30 м) и скрытности полета, который  происходил на высоте нескольких десятков метров, что в сочетании с малой  эффективной площадью рассеивания  делало перехват системой ПВО таких  ракет крайне сложным делом. Объектами  поражения для КР могли быть любые  точечные высокозащищенные цели типа командных пунктов, ШПУ и т. п.

        Однако, к концу 80-х годов США и СССР накопили такой огромный ядерный потенциал, что он давно перерос разумные пределы. Создалась ситуация, когда необходимо было принять решение, что дальше делать. Положение усугублялось тем, что половина МБР (<Минитмен-2> и часть <Минитмен-3>) находились в эксплуатации 20 и более лет. Поддержание их в боеготовом состоянии обходилось с каждым годом все дороже. В этих условиях руководством страны было принято решение о возможности 50 % сокращения СНВ при условии ответного шага со стороны Советского Союза. Такой договор был заключен в конце июля 1991 года. Его положения во многом определили пути развития стратегических вооружений на 90-е годы. Была дана установка, на развитие таких СНВ, чтобы на парирование угрозы от них, СССР потребовалось бы затратить большие финансовые и материальные средства.

      Ситуация коренным образом изменилась после развала Советского Союза. В результате США достигли мирового господства и остались единственной <сверхдержавой> мира. Наконец была выполнена политическая часть американской военной доктрины. Но с окончанием <холодной войны>, как считает администрация Б. Клинтона, угрозы для интересов США сохранились. В 1995 году появился доклад <Национальная военная стратегия>, представленный председателем комитета начальников штабов ВС, и направленный Конгрессу. Он стал последним из официальных документов, в которых излагались положения новой военной доктрины. В ее основе лежит <стратегия гибкой и избирательной вовлеченности>. Определенные коррективы в новой стратегии внесены в содержание основных стратегических концепций.

Военно-политическое руководство  по-прежнему делает ставку на силу, а  Вооруженные силы готовятся к  ведению войны и достижению <победы в любых войнах, где и когда  они бы ни возникали>. Естественно, проводится совершенствование военной  структуры, в том числе и стратегических ядерных сил. На них возлагается  задача сдерживания и устрашения возможного противника, как в мирный период, так и входе всеобщей или  ограниченной войны с применением  обычных средств поражения.

Информация о работе Ядерное оружие