Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:16, реферат
Одна из самых страшных кадастров той войны случилась осенью 41-го года в близи города-героя Вязьма. В советские времена об этой трагедии не принято было вспоминать — замалчивались и масштабы разгрома, и цифры потерь, и грубые просчеты командования. В октябре 41-го, нанеся мощный удар на вяземском направлении, немцам удалось прорвать наш фронт — в окружение под Вязьмой попали 4 армейских управления, 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк РГК; только безвозвратные потери Красной Армии превысили 380 тысяч человек. После Вяземской катастрофы судьба Москвы буквально висела на волоске. Лишь ценой колоссального напряжения сил и огромных жертв удалось восстановить фронт и не допустить падения столицы.
Введение
Подготовка наступления
Тайфун
Катастрофа
Заключение
Список литературы
Но для выдвижения резервов Ставки
и соединений с соседних фронтов
и из глубины страны требовалось
время, на которое надо было задержать
противника любой ценой. Обстановка
же на фронте, где продолжались бои
с наступающим противником, требовала
принятия немедленных решений, так
как в распоряжении Западного
фронта резервов не было. Ставка была вынуждена
командовать отдельными дивизиями,
боеготовыми танковыми
В связи с непосредственной угрозой Москве решением ГКО от 12 октября начала создаваться еще одна линия обороны на ближних подступах к столице. Она включала полосу обеспечения и два оборонительных рубежа. Первый из них строился на удалении 15–20 км от Москвы. Второй — городской — по линии окружной железной дороги. Эта система обороны получила название Московской зоны обороны, в которую входили части московского гарнизона, вновь формируемые дивизии народного ополчения, истребительные батальоны и части НКВД.
Между тем разведывательный отдел штаба группы армий «Центр» 14 октября сделал вывод, что противник в настоящее время не в состоянии противопоставить наступающим на Москву немцам силы, способные оказать длительное сопротивление западнее и юго-западнее Москвы. Все, что осталось от противника после сражения, оттеснено на север или юг. Немецкое командование и представить себе не могло, что русским удастся в столь короткие сроки собрать на подступах к Москве значительные силы.
Война — вещь суровая: в создавшейся обстановке надо было чем-то жертвовать. Ну, не Москвой же. Попытка использовать войска, прибывающие на западное направление для деблокады окруженных под Вязьмой армий, не имела шансов на успех. В сражении вне подготовленных рубежей наспех собранные войска, несомненно, потерпели бы поражение. В этом случае пала бы и Москва. Официально это никогда не признавалось и вряд ли будет признано. Но от этого ничего не изменится. Если что и делалось, то только в надежде на самостоятельный прорыв окруженных войск, чтобы хоть какую-то часть их войск можно было использовать для защиты Москвы. Ведь уже начали пробиваться, и довольно успешно, из окружения армии Брянского фронта. Но под Вязьмой окружение было настолько плотным, что без помощи извне это оказалось невозможным.
К тому же к 10 октября обстановка на фронте еще более ухудшилась. Частью сил 9-й армии и 3-й танковой группой противник возобновил наступление против правого крыла Западного фронта в направлении Ржев и Калинин. Этим силам удалось захватить Сычевку, а затем Зубцов. Почти ничем не прикрытый разрыв в оперативном построении наших войск между Зубцовым и Гжатском, захваченным еще 9 октября частями моторизованной дивизия СС «Рейх», составил 7580 км. Промежуток между Гжатском и Юхновым шириной около 100 км также прикрыть было нечем. В полосе же Брянского фронта, войска которого пытались вырваться из оперативного окружения, вообще не было организованного фронта, за исключением участка под Мценском.
Выстоять под
Москвой в 1941 г. позволила вера
в победу и справедливость
своего дела, заставлявшая воинов
сражаться даже в казавшейся
безвыходной ситуации. И основную
роль в достижении победы в
Московской битве сыграл
Казалось бы нужно приложить одно усилие и коридор для выхода окруженных войск из котла будет обеспечен. Видимо ставка и Жуков не все сделал для спасения войск из окружения в районе Вязьмы. Есть ли основания для столь серьезного обвинения и вообще, правомерна ли такая постановка вопроса? Возможно, ему было приказано спасать все, что возможно, но главное – остановить врага и спасти Москву.
Видимо, поэтому иногда
высказывается мнение, что Ставка
и Жуков, как новый
Защищая Москву, погиб каждый пятый солдат от общего числа
советских потерь за всю Вторую Мировую Войну.По немецким данным, потери только пленными в двух котлах под Брянском и Ельней составили более 600 тысяч человек. В плен попали около 688 тысяч советских бойцов и командиров, из окружения удалось вырваться лишь примерно 85 тысячам человек.
Советские воины и добровольцы-ополченцы из Москвы , попавшие в плен в ходе операции, содержались в немецком пересыльном лагере дулаг 184 в Вязьме . Смертность в лагере доходила до 300 человек в день.
Список литературы
Советская военная
Битва под Москвой. Хроника, факты, люди: В 2-х кн. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — Кн. 1.
Лопуховский Л. Н. Вяземская катастрофа 41-го года