Восточные славяне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

Восточные славяне ныне – население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира. До образования отдельных восточнославянских народов, в раннем средневековье, восточные славяне составляли единую древнерусскую (восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура, и которая, в свою очередь, сформировалась в процессе консолидации восточнославянских племен, вышедших в разное историческое время и со своими специфическими особенностями из единого праславянского этноса. Таким образом, восточные славяне – понятие не географическое, а этноисторическое.

Содержание

Введение
Происхождение и ранняя история славян
Восточные славяне в VIII-IX вв
Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян
Протогосударственные образования восточных славян в IX в
Древнерусское государство – Киевская Русь в X в
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Восточные славяне.docx

— 129.53 Кб (Скачать документ)

Племенные образования юго-западной части Восточной Европы.

В междуречье нижнего Днепра и Днестра, бассейнах Днестра и Прута, а также в Прикарпатье Повесть временных лет локализует славянские племенные образования – хорватов, тиверцев и уличей, сформировавшихся после распада праславянского диалектно-племенное образование антов.

Тиверцы и уличи – этнонимы территориального, а не энографического характера. Уличи (от древнерусского ”улучье” – изгиб реки) первоначально расселялись в поречье Днепра там, где Днепр делает изгиб. Под давлением печенегов они переселились в конце IX в. в Поднепровье южнее полян, а оттуда в первой половине X в. – в нижнее Поднестровье. Тиверцы (этноним производный от древнего названия Днестра – Тирас, по ирански “быстрый”) занимали области среднего и нижнего Днестра. В конце IX – начале X вв. под давлением печенегов они расселились в Верхнее Поднестровье и в Закарпатье. В Закарпатье и на северо-востоке Румынии вплоть до настоящего времени живут потомки тиверцев – русины.

Племенное объединение хорватов или восточных хорватов (в отличие от хорватов, до настоящего времени живущих на западе Балканского полуострова) в Прикарпатье, в верховьях Днестра явилось основой Галицкого княжества XI-XII вв., вошедшего позднее в состав Галицко-Волынского княжества.

Племенные образования юго-восточной части Восточной Европы.

Левобережную часть Поднепровья с верховьями Оки составляла Черниговская земля. Основу ее населения составляли потомки крупного диалектно-племенного образования славян, представленного в VIII-IX вв. волынцевской культурой, сформировавшейся в результате миграции в конце VII – начале VIII вв. из Саратовского Поволжья славян именьковской культуры, ассимилировавших славян-антов пеньковской культуры и днепровских балтов колочинской культуры.

Основной территорией волынцевской культуры являются в Левобережном Поднепровье - Подесенье с бассейном Сейма и верховья Сулы, Псла и Ворсклы, и далее до верхнего течения Северского Донца (где вплотную соприкасалась с территорией салтово-маяцкой культуры Хазарии) и воронежского течения Дона; на правом берегу Днепра – районы Киева и нижнее Поросье. На рубеже IV-V вв. в этом регионе расселились малочисленные переселенцы из черняховского ареала, в том числе славяне антской диалектно-племенной группы. До последних десятилетий VII в. лесостепные земли Днепровского Левобережья заселяли анты – носители пеньковской культуры. В конце VII – начале VIII вв. к ним на первых порах, вероятно, и подселялись переселенцы из среднего Поволжья – славяне именьковской культуры, образованной мигрантами из черняховского арела в конце IV – начале V вв. Антское праславянское диалектно-племенное образование объединяло различные племенные группы: антов, хорват, сербов, север и т.д., в том числе и славянского племени русь - носителя волынцевской культуры, датируемой VIII-IX вв.

 В конце VIII - первой половине IX вв. волынцевская культура постепенно трансформируется в Днепровском Левобережье в роменскую, на Дону – в борщевскую, на верхней Оке – в окскую культуру. При этом гончарная керамика, характерная для волынцевской культуры, выходит из употребления в связи с прекращением работы центров по ее производству в результате набегов венгров. Роменская, борщевская и окская культуры, датируемые IX-X вв. очень близки между собой, так как имеют общее основание - волынцевскую культуру конца VII–IX вв

Славяне роменской культуры в IX-X вв. вошли в племенное образование северян (в летописях часто “север”). Этноним север иранского происхождения (seu - “черный”). Наряду с восточнославянскими северянами известно южнославянское племя север, вошедшее вместе со славенией Семи родов в состав Болгарского ханства в конце VII в. По-видимому, северами первоначально именовалась племенная группа ираноязычного населения, ассимилированное славянами черняховской культуры, воспринявшими этот этноним.

Славяне окской культуры, расселившись в верховьях Оки среди местного населения мощинской культуры, сформировали племенное объединение вятичей.

Славяне борщевской культуры, кроме верховьев Дона, в X-XI вв. заселили еще Рязанское Поочье, заложив основы Рязанского княжества.

 В IX-X вв. в бассейне Сожа славянами волынцевской культуры было сформировано племенное объединение радимичей, а в бассейне верховьев Оки - вятичей. Местное балтское население в летописи названо этнонимом голяди.

Славяне в Среднем Поволжье.

Первая немногочисленная группа переселенцев с территории Волыни и Верхнего Поднестровья появилась в Среднем Поволжье во II в. Следами их проживания являются памятники славкинского типа. В III-IV вв. в Самарском Поволжье распространяются поселения лбищенского типа, возникновение которых связано с переселением черняховского населения, вызванном второй волной готской экспансии в Причерноморье. Третья, самая мощная волна миграции черняховского населения датируется концом IV в. и связывается с гуннским нашествием в Европу. Большие массы переселенцев осели в наиболее плодородных землях Среднего Поволжья от Самарской луки на юге до нижнего течения Камы на севере и от средней Суры на западе до реки Ик на востоке и создали именьковскую культуру. С миграцией черняховского населения связано распространение в Среднем Поволжье пашенного земледелия. В настоящее время этнос носителей именьковской культуры устанавливается генетической связью ее с волынцевской культурой, имеющей славянскую принадлежность.

Именьковское население – крупная культурно-племенная группировка славян – антов, переместившихся в условиях гуннского нашествия из черняховского ареала на Среднюю Волгу.

В конце VII в. с появлением на Волге воинственных кочевых орд тюркоязычных болгаров значительная часть именьковского населения мигрировала в земли Днепровского Левобережья, которые с рубежа IV-V вв. заселяли анты – носители пеньковской культуры и балтские племена колочинской культуры.

Впрочем, какая-то часть именьковского населения не покинула Средневолжские земли, о чем свидетельствуют археологические находки, имеющие именьковское происхождение, в культурных слоях булгарского времени. О наличии в составе Волжской Болгарии славян сообщают восточные источники. Так, арабский историк Ахмед ибн Фадлан, посетивший регион средней Волги в 922 г. в составе посольства багдадского халифа, правителя Волжской Болгарии хана Алмуша, происходившего из племени болгар, именует «царем сакалиба», подвластные ему племена - болгар, эскель, баранжар и сакалиба, а саму Волжскую Болгарию – страной «ас-Сакалиба». Термином ас-сакалиба, как известно, восточные средневековые историки и географы называли славян. По сообщению арабского историка и географа ал-Якуби в 40-50-х гг. IX в. жители Дарьяльского ущелья обратились за помощью к властителям Византии («сахиб-ар-Рум»), Хазарии («сахиб-ар-Хазар») и государства славян («сахиб-ас-Сакалиба»). Славянское земледельческое население способствовало переходу болгар-тюрок к оседлому образу жизни и быстрому созданию городской жизни Волжской Болгарии. Весьма примечательно то, что территория последней соответствует отнюдь не региону расселения болгар в VIII-IX вв., а ареалу именьковской культуры.

 

Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян

 

В отличие от других племен, расселившихся в период великого переселения народов на территории государственных образований и под воздействием их общественно-социальных, материальных и духовных традиций в короткий исторический срок создавших свою раннюю средневековую государственность, общественный строй восточных славян имел устойчивые традиции родоплеменного общества праславянского периода, выдержавшие испытания гунно-аварскими нашествиями, и, учитывая отдаленность и обособленность от основных центров цивилизации, развивался до стадии образования ранней государственности в более продолжительный исторический срок и, в большей степени, с учетом внутренних особенностей.

Особенности земледелия восточных славян. Основой экономики восточных славян являлось земледелие, в южных, лесостепных районах – пашенное земледелие. Как показывает лексика праславянского языка, славяне были земледельцами еще на своей прародине. Не случайно зерновые культуры в славянских языках обозначались словом “жито” - жизнь. Состав зерновых культур был неодинаков: в лесостепном Днепровском Правобережье доминировала пшеница, в Левобережье – просо, в лесной зоне – преимущественно рожь, культивирование которой отличало еще праславян от древних германцев, возделывавших преимущественно ячмень. Этим славяне отличались и от некоторых других этнических общностей Восточной Европы.

Земледелие дополнялось животноводством. Первое место в составе стада домашних животных принадлежало крупному рогатому скоту. Немаловажную роль играли промыслы пушнины и бортничество.

Значение VIII-IX вв. в истории Восточной Европы заключается в том, что именно в это время земледелие стало главной, господствующей отраслью хозяйства, по сравнению с которой скотоводство, охота, рыболовство и бортничество имели меньшее значение. В это же время установились формы собственности: общинная – на возделываемые земли, пашни, сенокосы, пастбища, и общеплеменная - леса с природными богатствами, охотничьи угодья, места рыбных ловов и т.п.

С природно-климатическими условиями тесно связаны системы земледелия восточных славян. В лесостепных районах господствовал перелог как средство очистки пашни от сорняков, а обработка пашни могла продолжаться в течение ряда лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. На севере, в лесной зоне, наряду с перелогом использовалась подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На следующий год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Обе системы земледелия следует охарактеризовать как экстенсивные и приносившие в итоге достаточно скромный урожай.

В эти же века наметился переход к примитивному двухполью с озимым и яровым полем. Но и при переходе к двухполью земледельцам приходилось через некоторый срок забрасывать свои наделы и переходить на новые неистощенные участки земли.

Следует отметить, что климатические условия Восточной Европы гораздо менее благоприятны для развития земледелия, чем в других частях Европы. Кроме того, земледелец сталкивался здесь с низким плодородием подзолистых почв. Воздействие этих факторов приводило к тому, что, несмотря на все усилия земледельца, урожайность зерновых в среднем даже в XVIII в. оставалась крайне низкой – сам-3, а при неблагоприятных условиях – сам-2. Все это делало отдельное хозяйство материально малоустойчивым и требовало постоянного взаимодействия с соседями.

Это делало объединение соседей – соседскую общину - у восточных славян, во многом аналогичную общинам других европейских народов, особенно прочной, а общинную собственность на возделываемую землю – особенно устойчивой к притязанием на нее княжеской власти или возвышающейся родовой знати.

Развитие ремесленной деятельности, торговли, градостроительства. С сельским хозяйством тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, дерево- и металлообработка и изготовление изделий из кости. Они обеспечивали также потребности в одежде, в жилище и бытовых вещах еще в глубокой древности. Славянские кузнецы, ювелиры, гончары, и, вероятно, некоторые ремесленники иных специальностей предназначали свою продукцию главным образом для населения и первоначально работали, вероятно, на заказ. Ремесленники жили на тех же поселениях, где и их заказчики.

В VIII-IX вв. активно развивались ремесла, прежде всего железоделательное и железообрабатывающее производство, обработка цветных металлов и ювелирное дело. Наряду с работой на заказ ремесленники начинают производить продукцию для рынка, т.е. на продажу, причем заметен рост продукции, изготовленной на продажу.

Металлообработка и прежде всего кузнечное дело характеризуется сложными процессами, требовавшими специальных знаний и практических навыков. Продукция восточнославянских кузнецов, основанная на еще кельтских традициях металлообработки, достаточно разнообразна: около половины исследованных археологами изделий было отковано из кричного железа и мягкой сырцовой стали; другая – с применением средне- и высокоуглеродной стали (цельностальные предметы или сваренные из железа и стали и затем термообработанные); встречены и инструменты с наварными стальными рабочими частями, местное производство которых подтверждается клеймами славянских кузнецов, к примеру, на лезвие меча каролингского типа – «ковал Людоша». О масштабах производства оружия, мечей, шлемов, кольчуг, кроме археологических находок IX-X вв., сообщают древнерусские и восточные источники. Так, в географическом сочинении Абдаллаха Ибн Хордадбеха «Книга путей и стран», написанным около 847 г., сообщается: «Что касается русских купцов – а они вид славян – то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных частей страны славян…». А в Повести временных лет в сказании о хазарской дани сообщается: «Сдумаша поляне и вдаша от дыма меч».

Сложение наряду с сельским хозяйством, промыслами и домашними ремеслами обособленных отраслей экономической жизни, таких как железоделательное и железообрабатывающее ремесло, ювелирное дело и гончарное производство, способствовало развитию у восточных славян обмена и торговли. Это способствовало возникновению специализированных поселений, где жили и работали преимущественно ремесленники, работавшие для рынка. Эти поселки становились сосредоточием внутренней, а также внешней торговли. О развитии торговых отношений говорят клады, как монетные, так и вещевые. Особого внимания заслуживают нумизматические находки первой половины IX в., большая часть которых приходится на ареал волынцевской культуры, что, со всей очевидностью, свидетельствует о формировании денежного обращения. VIII-IX вв. характеризуются значительной масштабностью международной торговли. Новой стадией в развитии торговых связей было распространение восточных монет. В конце IX-X вв. начинает функционировать Днепровско-Волховский путь, названный в древнерусских летописях путем «из варяг в греки». Восточное серебро по Западной Двине или через Ладогу распространяется в юго-восточной Прибалтике и Скандинавии.

Информация о работе Восточные славяне